Природа создает уникальным каждого человека. От рождения ребенок получает собственные достоинства и недостатки, компенсирующие друг друга. Идеальных детей, состоящих из одних достоинств, не бывает, как и не бывает детей, состоящих из одних недостатков.
Кроме того, одинаковые качества в одном случае могут рассматриваться как недостаток, а в другом случае - как достоинство. Например, застенчивость в отдельных случаях можно отнести к вежливости и скромности.
Застенчивые дети имеют свои достоинства: высокий творческий потенциал, исполнительность, наблюдательность, ответственность.
На формирование застенчивости и тревожности, кроме определяющего темперамента, заданного природой, влияют следующие факторы:
- разлука с матерью в раннем возрасте, которая явилась причиной повышенной чувствительности ребенка и зависимости его от эмоций окружающих людей;
- неумеренная строгость и принципиальность со стороны родителей;
- неразумные требования и ожидания, которые встают перед ребенком и являются поводом для проблем во взрослой жизни.
К воспитанию застенчивого ребенка следует подойти ответственно, чтобы сгладить черты стеснительности и тревожности, а не усугубить их. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей.
Стратегия, направленная на повышение самооценки, - важнейший момент коррекционной работы с неуверенными и тревожными детьми.
Правила по воспитанию детей с повышенной тревожностью и застенчивостью:
-
Не сравнивайте ребенка со сверстниками, не делайте акцент на ошибках и неудачах. Ребенку необходима похвала, отмечайте каждое достижение. Когда ребенок убедится, что родители верят в его силы, то он и сам «заразится» этой верой.
-
Не торопите ребенка. Тревожным детям необходимо время, чтобы привыкнуть к новому, оглядеться. Только поняв, что новая ситуация ничем не угрожает, они успокаиваются.
-
Не требуйте, чтобы ребенок стал «смелым». Нотации и просьбы не принесут результата. Тревоги ребенка обусловлены его природой. Вместо фразы «здесь нечего бояться», дайте ребенку ощутить безопасность в действительности. Ничто не прогоняет страх лучше, чем материнская ласка и любовь.
-
Не повышайте голос на ребенка и не разговаривайте на повышенных тонах в присутствии детей!
-
При обращении к тревожному ребенку следует установить визуальный контакт, который вселяет ощущение уверенности.
-
Неразумная требовательность со стороны родителей таит в себе опасность. Строгое отношение и лишняя требовательность приводят к противоположному эффекту. Ребенку необходимо знать, что его ценят и принимают, несмотря на успехи и поведение.
-
Старайтесь создавать ситуации, в которых ребенок мог проявить себя, продемонстрировать собственные таланты, способности, таким образом, формируя уверенность в себе и приобрести уважение со стороны сверстников. Например, организуйте детский праздник, пригласив одноклассников ребенка. В этой комфортной обстановке, находясь рядом с родителями, ребенок почувствует себя уверенно и получит возможность изменить общественное мнение о себе.
-
Дети с повышенной тревожностью ранимы к результатам собственной деятельности. Им сложно оценить собственный труд, возникает много сомнений по поводу правильности выполнения, в первую очередь, они ждут оценки взрослого человека. Негативные оценки со стороны взрослых оказывают глубокий травмирующий эффект на ранимую психику. Этот факт должен учитываться родителями.
-
Не отгораживайте ребенка от неудач, не создавайте ему «тепличные» условия для развития, ребенок должен приспосабливаться к непростым условиям общества. Гиперопека только навредит. Предоставляйте ребенку необходимую свободу, позвольте самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности. Но не оставляйте его наедине с проблемами, к которым он еще не готов.
Важно помнить, что опыт поражений и неудач приземляет, а опыт успехов и побед окрыляет. Необходимо помочь робкому ребенку расправить свои неокрепшие крылышки.