Наконец-то дошли руки и до поиграть мультиплейерно в Spartan - о чем мы тоже в свое время обещали отозваться. Игра эта, если вы помните - последний клон (или дополнение? gриложение?) Легиона, авторы которого уж точно выжимают все возможные доходы из своей первоначальной оригинальной задумки. И главное ее достоинство - помимо очень качественного исполнения - возможность многопользовательской игры друг с другом. К сожалению, в данном случае наши первоначальные оптимистические прогнозы оправдались не до конца.
Нет, на самом деле мультиплейер, как и все остальное в этом очень тщательно воплощенном продукте "на этот раз в мире Древних Греков" - выполнен очень тщательно. Вы- что самое главное - может проводить битвы друг против друга мультиплейерно. То есть каждый расставляет войска, а кто первый - решается в ходе остающейся за кадром "борьбы разведок" - причем преимущество "расстановки последним" несколько ослабляется тем, что все равно разведаны далеко не все силы противника и есть множество шансов натолкнуться на неприятный сюрприз. Затем оба одновременно наблюдают за ходом схватки (имея "в рукаве" несколько глобальных команд). От правильной расстановки войск и приказов (и рельефа, и условий) зависит многое - и нам на своем опыте пришлось пережить ситуацию победы над троекратно превосходившим численностью противником, что означает что просто числом в этой игре можно и не взять, и есть куда совершенствовать полководческие таланты. Более того - в игре применена просто-таки замечательная фишка - когда кто-то из игроков нападает на нейтральную, контролируемую компьютером сторону, доверяют расстановку сил не искусственному интеллекту, но его живому человеку-сопернику. Умно и правильно - и честнее, и скучать не приходится. И очень интересно, что происходит, когда играют к примеру вчетвером - может быть всем остальным за битвой позволяют наблюдать, при такой-то заботливости?
Если битвы протекают для двоих одновременно в реальном времени - то вот со всем остальным дела обстоят пошагово. Спасибо хоть за то, что "неактивным игрокам" хотя бы позволяют, во время ожидания своей очереди на ход, просматривать любую информацию о своем хозяйстве (то есть как бы весь интерфейс активен, за исключением возможности собственно отдавать команды) - можно хотя бы занять себя планированием предстоящих дел (а еще можно чатом - просто начиная набирать на клавиатуре что угодно, потому что интерфейс исключительно мышиный). На деле, именно во "времени ожидания" и заключается основная проблема данной игры: несмотря на то, что авторы всячески старались сократить количество необходимых для игры действий, их все равно слишком много для массового геймера. А он очень, очень не любит ждать и скучать -именно от этого избавил его массовый переход стратегий в формулу реалтаймовости, и например очень большое преимущество получил Age of Wonders II перед Heroes of Might and Magic именно за счет разрешения одновременных ходов.
Да, тут отличные битвы. Тут замечательный менеджмент городов. Отличный набор "общеимперских" управляющих возможностей, включая управление технологическим развитием. Да, все вместе это составляет великолепную однопользовательскую игру. Но время ожидания убивает интерес в качестве мультиплейерного "просто развлечения". Можно, конечно, сыграть в битву в "песочнице" - когда вся карта наполнена разнообразными армиями, стоящими как раз напротив друг друга, так сказать "battle ready" - но какой же в этом интерес? Хочется глобально-стратегического состязания, со всем элементами - а еще лучше вчетвером, вшестером, с политикой, дипломатией, торговлей! И если вы настолько фанат хороших стратегий, или серии Легион вообще, что готовы быть терпеливыми, или же есть возможность сочетать игру например с работой, иногда отвлекаясь на ход - тогда, возможно, да, вы справитесь. Или если вы (причем вы все, кто садитесь за сетевую партию) отточили понимание сути Спартан и деталей его интерфейса настолько, что ходы делаются уже просто "на автомате", быстро-быстро (а конструкция игры имеет к тому все предпосылки) - тогда вам тоже будет интересно. Средний же геймер, которому просто любопытно "порубиться" - остался не у дел, ему скучновато.
Отсюда и резюме - отлично сделано, но немассово, только для фанатов :( Возможно, следующие версии (а они, исходя из плодовитости авторов не заставят себя долго ждать) - сделают доступной параллельное управление хотя бы экономикой (черт с ним, с перемещением войск - не оно отнимает основное время на небольших картах). Есть путь и проще повысить играбельность - сделать карты без экономики вовсе, с одним набором войск против другого набора войск. Как было сделано в свое время в Казаках/Противостоянии и многих других играх по их следам.