Возможно, чтобы подчеркнуть четкую и однозначную параллель между Myst и Uru - его авторам следовало еще более следовало выделить словечко Myst в заголовке. А то сколько уже было клонов, спекуляций на базе этой мегаклассической вещи - и не сосчитаешь :)
Вдруг присвоили легендарное имя бессовестные конкуренты, вписав его в более длинное название? C другой стороны - а как еще громче? :) Myst II - уже не прокатит, хватало уже и официальных продолжений, а Myst IV там - уже попахивает выходом в тираж :) А вместе с тем, Uru - не только "официальное", но и заслуженное, честное продолжение, достойное ностальгического имени знаменитого предшественника - игры, ради которой геймеры всего мира покупали себе новомодные тогда CD-драйвы. Игры, состоявшейся самой по себе как целый мир - новый, неожиданный, спокойный.
Альтернативный суете реальной жизни :)
Этой идее остается верной и новая игра. Разработчики ее, насколько мы можем позволить себе заскользить вдоль предполагаемого хода их мысли - подвергли тщательному анализу историю жанра в поисках неиспользованных ходов, способных жанр этот улучшить. И преуспели во многом - но прежде всего, выдвинув концепцию многопользовательского квеста. То есть приключения, в котором могут участвовать несколько игроков через всемирную сеть Интернет. Игроков, способных переживать совместные приключения, решать многопользовательские задачки - в апгрейдируемых онлайн, а то и целиком заново загружаемых виртуальных мирах. А кроме того, просто общаться в созданных каждым по собственному вкусу виртуальных индивидуальных доменах - а это как раз та задача, которая более по плечу может быть даже и приключенческой игре, нежели ролевой. По той простой причине, что первая способна больше времени уделять эстетике пейзажей и интерьеров.
Кроме того, раз игра способна видоизменяться посредством централизованного добавления новых модулей, то это, как вы понимаете, развязывает авторам руки к самым неожиданным экспериментам - а уж в наличии у них что ума, что мощной фантазии сомневаться просто-таки смешно. К сожалению, все эти сказочные онлайновые возможности пока не работают не только для владельцев российских "дешевых" версий игры - но и для официальных западных приобретателей, раскошелившихся каждый на полсотни зеленых. Потому что онлайн-часть объявлена, рекламирована, но к моменту релиза все-же не достроена (хотя и ходят слухи, что где-то как-то некоторые особо отличившиеся геймеры приглашены к участию к теперь уже гамма-, наверное, тестированию онлайн-компонента). Обещано, что "будет скоро".
Но и однопользовательской части - "приключения" в его классическом понимании - более чем достаточно, чтобы полюбить мир Uru и может быть даже всерьез задуматься о полноценной лицензионке (в смысле, когда "время онлайн" настанет). Технологии, примененные в нем, можно назвать если и не "революционными", то уж точно "вызывающе современными" - причем они применены так, что вовсе не убивают, а даже усиливают "старый добрый дух". Ощущение пустоты, одиночества, спокойствия, стерильности даже, загадочности, странного единения природы, вечности и механики. Игра оставляет человека наедине с его разумом и душой - чему изрядно способствует изумительное графически-звуковое решение, к которому не сможет придраться даже самый капризный виртуальный эстет.
Впервые в жизни, кстати, мы встретились с таким понятием, как калибровка монитора перед игрой - настроечный экран порекомендовал нам задрать контрастность в максимум, а яркость настроить таким образом, чтобы тестовая надпись только "чуть-чуть виднелась". Забавно - но и правильно, конечно: приятно видеть изображение именно таким, каким его задумали авторы.
Конечно, для полного наслаждения атмосферой вам понадобится довольно мощный компьютер - желательно, чтобы он был способен плавно воспроизводить сложную сцену хотя бы в 1024x768 с антиальясингом. Но эта мощность будет вознаграждена вполне. Супервысококачественные текстуры, исключительно славные и замечательно анимированные модели, полет дизайнерской мысли - по идее, должны вас просто загипнотизировать. По большому счету, остановись в любой момент, взгляни на застывшую картинку - и очевидно, что такое изображение запросто могло бы работать статичным пре-обсчитанным 2d-фоном для любого квеста попроще. А ведь тут-то оно динамическое, обсчитываемое на лету, обсматриваемое со всех мыслимых сторон! Благо, вам доступен в любой момент что вид из глаз, что вид на персонажа от третьего лица, и вы сами управляете камерой. А какое при этом аудиосопровождение: музыка включается, что говорится "редко, но метко", а в основном все завязано на изумительных "звуках среды": песне ветра и воды, поскрипываниях и шорохах, голосе машин. Человеческие голоса звучат нечасто - большую часть игры вы проводите в одиночестве - но если они звучат, то это сделано хорошо (единственный серьезный недостаток с точки зрения "нашего" геймера - в игре нет субтитров, а понимающих хорошо английский с голоса куда меньше чем понимающих его с текста).
Масштабные пейзажи выглядят конечно похуже, в силу чего их стараются использовать пореже - но ограниченные локации смотрятся фантастически: в каменных жилищах, оборудованных в пещерах так и хочется остаться жить (если, конечно, вы испытываете некоторую тягу к отстраненному созерцательному бытию-отшельничеству), среди волшебных пейзажей хочется гулять, наслаждаясь пребыванием в иных мирах. "Ролики на движке", безупречно встроенные в процесс реального времени - сделаны просто потрясающе, умно и эффектно. Спокойствие навевает мысли о вечном. Игра порою кажется вовсе не игрой, а скорее альтернативной жизнью - в ней, например, нет сохранений: игра автоматически запоминает все изменения, которые вы сделали в мирах, где побывали, и автоматически возвращает вас при новом сеансе в ту же точку, из которой вы вышли из нее в реальный мир.
Интерфейс более чем прост - от представляет собой мышиный курсор в виде кружка, который заполняется толстой точкой в случае, если над объектом, на который он наведен, можно произвести действие (к сожалению, он загорается только если вы находитесь на правильном для действия расстоянии и смотрите на объект с правильного для действия угла - что несколько усложняет "обшаривание", хотя и больше похоже на реальную жизнь).
Обращает на себя внимание и обработка "динамических объектов". Их немного - большинство предметов закреплено "намертво" - но они есть, и они прекрасно демонстрируют "систему реальной физики". Например, в "пещерном доме" стоит, прислоненное к стенке, бревно - если вы заденете его, оно покосится и упадет. Не мультяшно, не скриптово, а именно так, как упало бы бревно настоящее. А если вы еще и попинаете его ногами по полу, оно будет издавать звуки, совершенно неотличимые от тех, которые, вы могли бы предположить, издавало бы реальное каменное бревно на каменном полу. В дальнейшем динамические объекты будут применяться в загадках (которые, естественно, будут в больших количествах, постепенно усложняясь от очень простого к очень сложному) - ведь инвентория в игре нет.
Кроме того, раз уж мы играем или по крайней мере собираемся играть в многопользовательский мир, необходима система "индивидуализации" аватара - и она, конечно же, есть. Причем достаточно потенциально мощная - в последний раз такое удовольствие от "лепки героя" мы получали, помнится, только в предпоследнем Тони Хоуке :)
Мощная - потому что количество подвергаемых настройке параметров весьма велико. Потенциально - потому что разнообразие конкретных "деталей конструктора", предлагаемых для использования в данной версии, относительно невелико. Например, количество доступных обувок, штанишек, маечек и аксессуаров- не превышает полудесятка по каждой позиции. Благо, это как раз то, что можно легко загрузить, когда время настанет - не зря же в "личном владении игрока" предусмотрена не только "книжная полка", но и "шкаф для одежды" :)
Но отличаться герои могут не только внешними атрибутами: они могут выбрать, будут ли они мужчиной или же женщиной, порулить "габаритами" модели, "состарить" лицо, если они пожелают немолодого персонажа, о разнообразных прическах любых цветов и говорить нечего. Но самое интересное, пожалуй - это настройки самого лица, что ранее предлагалось очень редко. Не выбор какого-то из готовых, но тонкая индивидуальная настройка - формы носа, разреза глаз, стиля бровей, размера рта. Пусть предлагаемая модель и не способна еще создать любое лицо, какое вам пожелается - но обеспечить серьезнейшее разнообразие ей уже по плечу (процесс, кстати, напрямую порождает мысли о том, как в недалеком будущем люди будут конфигурировать себе "виртуальных подруг", буквально создавая электронных людей согласно своим вкусам и страстям).
Будучи помещенным в мир, ваш персонаж будет сохранять свою индивидуальность - на расстоянии он будет опознаваться по стилю одежды, при взгляде "в упор, глаза в глаза" - по индивидуальному лицу. Он сможет ходить и бегать, прыгать и лазать, отбрасывая при этом весьма достойную тень. Конечно, "сборный" персонаж может смотреться чуточку менее естественным, чем если бы он был готовый заранее и "индивидуально отшлифованный" - но только если самую капельку, и этим вполне можно пожертвовать ради "свободы облика". Единственным заметным отступлением от "правил реальности" является бессмертие вашего героя - падение с десятиметровой, допустим, высоты не причиняет ему заметного ущерба, а совсем уж гибельные ситуации (упасть в пропасть, допустим) попросту возвращают его "домой".
Сам игровой процесс - мотивирует пребывание в удивительной атмосфере Uru смесью исследования нескольких связанных миров, размышлений над встреченными явлениями и решением совершеннок конкретных "головоломок". В самом начале ваш персонаж попадает в мексиканскую пустыню, в "запретную зону" вокруг вулкана, которая на самом деле прикрывает вход в иной мир. Следуя указаниям толстяка, предающегося сиесте около трейлера - вы спускаетесь в расщелину в земной коре, где после несложных действий обнаруживаете адресованное вам голографическое послание - полное обычных в таких случаях слов о древних секретах, мистических энергиях, пропавших цивилизациях и требующих прояснения загадках.
Прикоснувшись к семи спрятанным в укромных местечках "полотнам путешествий" - и именно для их обнаружения вам придется буквально обшаривать каждый уровень, ведь их норовят спрятать в самых укромных уголках (например, на двери, в открытом состоянии полностью уходящей в скалу, причем по логике закрывать ее совершенно незачем) - вы открываете выход из мира, получаете "книгу путешествий", способную возвращать вас туда, куда вы сейчас и направляетесь. В свой собственный мирок, о котором мы уже упоминали - крохотный островок в облаках. Помимо места для собирания книг и предметов одежды - в нем есть четыре "перехода" в другие загадочные миры, исследовать которые вы сможете в таком порядке, в каком пожелаете. Между прочим, находя по ходу дела соответствующие страницы - вы сможете управлять погодой на своем острове, командовать растениями, вносить другие индивидуальные коррективы. Здорово :)
Резюмируя - игра очень необычна, очень качественна технически и с нашей точки зрения представляет собой идеальный "замороченный квест для романтиков". Даже, может быть, почти идеальный "параллельный мир", где сюжет не довлеет и не гонит вперед - вы просто существуете там и исследуете его, как исследовали бы новое место жительства. Выражая глубокое удивление тем, что ТАКАЯ игра не вызывает бурю чувств и не представлена на первых местах всех прилавков - крайне рекомендуем ее всем хотя бы к ознакомлению.