Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Компьютеры » Ноутбуки, КПК и телефоны » Кое-что о коммуникациях, о MobilеMonday, мобилках и халяве

 

Кое-что о коммуникациях, о MobilеMonday, мобилках и халяве

 

 

Начинал писать эту заметку еще в августе и, честно говоря, собирался – по договоренности с редакцией, - всего лишь изложить некоторые соображения о технических стороне и перспективах проекта StereoStep. Однако, после первых же сообщений о хельсинкско-питерском саммите MobilеMonday понял, что, без оценки этого мероприятия и некоторых отчетливо подтвержденных там тенденций в отношении мобильной связи, моя статья, как и другие аналогичные публикации, - будет просто атомарным и почти абстрактным фактом: «ну есть предмет, ну и что?»…



Внимание: в данной статье автор высказывает сугубо личное мнение, которое может отличаться от мнения редакции портала.

1. МоМо-бильный экстаз

Сначала небольшая вводная: что это за фрукт такой - MobilеMonday? MobilеMonday (МоМо) – считается неприбыльной организацией, образованной IT-компаниями для взаимных контактов, обмена мнениями, частных и совместных оценок и деклараций по поводу состояния и тенденций IT-рынка – в форме открытых встреч профильных специалистов и менеджеров.

загрузка...

 

 

Вполне успешный старт МоМо произошел в «домашнем кругу» Nokia – в Финляндии, в уже далеком 2000-м году. С тех пор «Мобильные понедельники» успели состояться практически по всему миру, включая Россию, и получили, что называется, всестороннюю поддержку со стороны большинства IT-СМИ – как бумажных, так и электронных. В первую очередь эта поддержка касалась оперативности, точности и полноты отражения неординарных событий на тех первых давно состоявшихся съездах. Как-то, однако, получилось, что со временем некоторые СМИ стали ограничиваться лишь дежурными отписками, а то и вовсе перестали замечать МоМо (правда и на сегодня информации о прошедшей встрече предостаточно).

Вы спросите – с чем связано ослабление внимания? Отвечаю: очень отчетливо и последовательно очередные МоМо стали превращаться в тусовочную говорильню – уже практически без первых лиц, без реальных специалистов, «делающих погоду» в отрасли, без необходимых выступлений со стороны – от независимых разработчиков и аналитиков. С какого-то времени у знакомых мне журналистов - не просто зевота, а настоящая оскомина от МоМо: от обильной «лапши» и «прошлогоднего снега», от «перлов» типа «солнце всходит на востоке», от назойливых напоминаний о себе разных «бывших» и от апломба чисто карьерных выступлений их молодых сменщиков. Исключений – единицы; из последних, после длительного перерыва, припоминаю только «бомбу» от Степаняна и Ко, показавших наконец-то вживую (в конце января 2007, в Киеве) пластинки-конверторы для трехмерности изображений с обычных экранов мобилок - тот самый проект StereoStep. Кстати, как и ожидалось опытными наблюдателями – никаких особых подвижек среди представленных тогда на киевском саммите фирм это уникальное событие не вызвало, несмотря на естественный детский интерес почти всех присутствовавших. Выводы: эти люди, что бы им самим о себе не казалось, не делают погоды не то что в отрасли, но и в своих фирмах, их встреча – просто тусовня. И, что еще хуже, - никакие экстраординарные события на МоМо боссами, реально принимающими решения в сфере IT, уже не отслеживаются и во внимание не принимаются. Эта «контора» на сегодня - практически пятое колесо IT: все последние мероприятия МоМо (это можно отследить по публикациям) отличаются лишь географией, во всем остальном – стабильная невнятность в клубном формате.

Вы скажете: «Фигня! То одиночное киевское событие – не показатель. И вообще, хрен с ним – с этим МуМу! Если у ребят с бизнесом в порядке, то пусть себе тусуются, как хотят, где желают и в любом составе». Согласен безоговорочно, но при одном условии – «если … с бизнесом в порядке». А вот это, пардон, не вполне точно, вернее – совсем не так и, при том, касается почти всех нас. Но сначала - перед своими доводами, я представлю вам анонс этого последнего МоМо в Хельсинки (тиражированное на многих сайтах сообщение от 30.08.2007): «Лидеры мобильной индустрии …более 30 стран …в Хельсинки …и Санкт-Петербурге …на MobileMonday Global Summit 2007… более 1500 участников. Мобильная музыка, мобильный маркетинг и социальные медиа станут ключевыми темами обсуждения. … программа: выступления…, круглые столы, семинары, …выставки технологических новинок, встречи с региональными представителями Mobile Monday. …участники …смогут посетить демонстрационные залы и …узнать о новинках от компаний-инноваторов… представительство MobileMonday в городе на Неве организовывает …для тех, кто заинтересован встретиться с российскими лидерами индустрии …MobileMonday Global Summit …это …площадка для networking'а и возможность для специалистов из разных стран …обсудить с коллегами …вопросы, завязать …и укрепить …контакты, …найти новые возможности расширить …бизнес … MobileMonday Global Summit стало одним из самых значимых и масштабных событий для… мобильной индустрии. …Среди докладчиков ожидаются представители Gartner, Elisa, KDDI Corporation, Sony Entertainment, Infinita Inc, Wireless World magazine, Power2B, Fring и других. …подробную информацию …по… /redir.php?url=mobilemonday.com.ua%2Fglobal-summit%2F%BB.%3C%2Fi%3E Класс, правда?!

А вот скучная реальность: не стану говорить о «новинках от компаний-инноваторов» - это вообще отдельный реквием, не трогаю также российскую команду, приехавшую отметиться практически в формате «руссо-туристо», про питерский фрагмент «а`ля рюс» вообще пропускаем (во-первых, «священная корова», а во-вторых, никаких технических и/или коммерческих сенсаций «с российскими лидерами индустрии», - это вам не МАКС-2007!). В заметной украинской команде блистала обаятельная ведущая, хотя я лично предпочел бы услышать там запинающегося «хохла»-Степаняна. Гламурные хозяева и заезжие технари снисходительно ознакомили народ с отрывками отраслевого «ветхого завета» в собственном нордическом исполнении (хотя все это уже публиковалось и озвучивалось и до «Global-Global-Global Summit!», да и сам предмет интересен лишь профессионально-зависимой группе торгашей и интеграторов). Ну, а до «новых заветов», я думаю, МоМо и вовсе доберется не скоро. В аналитическом блоке - в неизменном ассортименте «лапша, прошлогодний снег и солнце на востоке» (только картинки стали покрасивше)…

Ребята, ничего личного: но кто-то ж должен, наконец, сказать, что «этот король - нудист» (ну, а если кто сомневается в изложенном – смотрите-ка сами отчетные публикации). Но, поверьте болельщику: ни одного животрепещущего вопроса!

2. Животрепещущие вопросы.

Начну с «детских»:

  • что и почему является коммерческим лидером МБ - «мобильного» бизнеса (т.е. всего железа-софта-контента-сервисов и пр., - в части разработки-производства-продвижения-сопровождения)?
  • имеет ли МБ «запасной аэродром» на случай схлопывания коммерческого интереса к этому сегодняшнему лидеру (мы ж помним ht-примеры из телевидения и компьютинга)?
  • «наивно»-инвесторский вопрос: какова коммерческая перспектива МБ и от чего она зависит?

Для ясности напомню, друг-читатель, что первоначально мобильная связь была создана просто как дополнение «шнурков» - проводной связи. Это уже потом она стала самой агрессивной альтернативой проводам (и возникли перечисленные вопросы). Тем не менее, все основные мамины гены, соответствующие коммуникативной специфике, присутствуют и здесь. Поясню по существу: в основе любого коммуникативного бизнеса, как минимум – готовность кого-то платить за связь, плюс техническая возможность ее обеспечения. Причем, если эти готовность и возможность несомасштабны, то, как и везде, происходит некая орг-тех-финансовая подстройка одного к другому – до более-менее сбалансированного состояния.

Минимальная техническая возможность в мобильной телефонии это, в общем-то, программное обеспечение, плюс т.н. «железо» (скорее «метало-пластик»), куда входят линейные сооружения, станционное оборудование и собственно мобильные (абонентские) телефоны/«трубки». На старте бизнеса он был весь активно ориентирован на максимальный абонентский охват: на расширение покрытия и долгожданное насыщение народа трубками для простой голосовой связи «и с места, и на ходу». Готовность народа на этой фазе тормозилась только ценой трубок и тарифами связи. С возникновением конкуренции, на прежде почти монопольных «мобильных» рынках, - возникли первые платежные пакеты и появилась полезная альтернатива голосу – сначала тексты, потом - графика (пакеты стали, соответственно, разнообразней). Определенная успешность этой фазы привлекла интерес рекламщиков: мобильная связь стала первым массовым средством почти адресной доставки рекламы. Одновременно с рекламой фактически ожил зачахший было бизнес по продаже мобильного контента: графики, клипов и игр, - того, что более-менее покупал народ.

Последующая модернизация практически коснулась только трубок: полифония, увеличение экрана, встроились фотокамера и дополнительная память, появились новые формы трубок - «расчлененки» с раздельными микрофоном-телефоном-экраном, а также «раскладушки» и раздвижные «телескопы» - с большим экраном и/или символьной клавиатурой. Дальнейшее действительно стратегическое развитие технического обеспечения мобильной связи (частоты/полосы, новые протоколы и т.д.) привело к мобильной доступности internet и всех сконцентрированных в нем возможностей, а также добавило трубке функций электронного кошелька/банковской карточки, с возможностью оперативного «присутствия» в торговле, банке, на биржах и т.д. Эта же модернизация позволила невозможное прежде распространение ТВ в качестве мобильного медиа-контента.

Вы спросите: а на хрена здесь вообще эта историческая справка? Отвечаю: с единственной целью – показать вам по вполне узнаваемым признакам (железо, софт, экран, кнопки и пр.) и событиям, что мобильная телефония – не какое-то изолированное явление и что она развивается не хаотично, а в общем для всех видов коммуникаций направлении, как бы кому иное не казалось.

Изложенная хроника, конечно же, совершенно грубая, чуть асинхронная и «дырявая», но она позволяет, не сильно отвлекаясь, ответить на самый первый детский вопрос. Итак: что на сегодня, т.е. на фоне этой прекрасной витрины достижений, является супер-товаром в МБ, т.е. буквально - за что народ платит живые деньги и что здесь приносит первичный доход: сама трубка, карточка или иной вид коммуникативной идентификации? средства апгрейда (память, гарнитура и пр.) и тюнинга? услуги негарантийного обслуживания/ремонта и настройки/перестройки? платные инсталляции программ/игр и операционных сред? платный контент автономного пользования (тексты/данные, графика, аудио/видео-клипы разной технологии и назначения, игры)? платный доступ к аналогичному контенту и к интерактивным акциям в режиме online? платная инсталляция функций индивидуальной финансовой карточки (разной степени полноты)? дополнительный платный сервис и, наконец, платная коммутация (где она предусмотрена)? предоплата и/или авансирование (включая пакетную специализацию) и тарифная оплата «занятости» (по видам специализации: голосовая связь, текстовое сообщение, графика, клип, платный спецконтент – вход в субсреду и т.п.)? Видите – как много всего объявилось! Навскидку, вроде, основные вещи перечислил; хотя список конечно же неполный, неранжированный, почти понятный и почти по-русски (ах-ах!) - по крайней мере, без долбанных английских аббревиатур. Но даже в таком виде он позволяет прямое и простое сравнение с прочими публикациями на эту тему. А вот сделав такое сравнение, да еще с перепроверенной статистикой продаж, - вы не поверите своим глазам, т.к. увидите совершенно неожиданные и поразительные вещи.

Во-первых, товарным лидером рынка все еще остаются трубки-трубки-трубки! Более-менее бодро, «по сравнению с 1913 годом», продаются также традиционная голосовая связь и отправка текстов. Положение прочего бизнеса, если редактор прикроет глазки, я бы назвал – «заанусье» (прости, Zanussi, за пароним, это не к вам). Как показывает реальная статистика, а не воображение «фирменных аналитиков», несмотря на их отчаянные взаимно-рекламные потуги и тусовочный всхлюп, любая платность прочего товара из перечисленного списка почти немедленно парализует потенциального абонента. Исключая малолеток (которым усталые родители периодически дают по лапам и мозгам), маргиналов и штучных/стартовых попыток баловства у более вменяемых лиц, можно уверенно утверждать, что ничего массово- и устойчиво-продаваемого в этом «прочем» товарном перечне нет.

Вдумайтесь, господа менеджеры и инженеры-разработчики: весь реальный пользовательский интерес укладывается в несколько коротких и необязательных попыток, и … все! Получается, что вся эта «прочая» товарная пирамида, если не учитывать младенцев и маргиналов (т.е. отключить их по требованию родителей или надзирающего медперсонала), имеет почти одноразовый характер! Как так, - скажите вы, - а сотни тысяч людей заняты разработкой и пропихиванием этого … (боюсь, модератор проснулся), в сладком ожидании долгого и тотального платного интереса, а в результате – практически одноразовый пшик?! Увы, народ, именно так: по статистике (если кто желает проверить) – наблюдается лишь фоновый уровень активности для масс, а в отклонениях (от фона) – вполне ожидаемая корреляция с примерной численностью маргиналов, - и никаких фокусов! Впрочем, чтобы не быть голословным и для убеждения сомневающихся (нам же отовсюду трындят о неких прорывах то в WAP, то в WAS, то вообще «в-вау-у»), вот вам сволочная статистика «успешности» этого, с позволения сказать, товара в его, скажем так, ограниченно-возрастной «ориентации»; это исключительно свеженькие и очень выразительные данные об активности (см. на /redir.php?url=www.procontent.ru%2Fnews%2F6156.html%29 за август 2007 г. с очень типичного интернет-мобильного портала, - делайте выводы сами:

- Порно 42,50%;

- Халява 25,24%;

- Программное обеспечение (ICQ, jimm, Opera, антивирусные программы) 13,42%;

- Mail.ru 3,05%;

- Геи 2,46%;

- Tokio Hotel 2,16%;

- Макsим 1,49%;

- Дима Билан 1,46%;

- Знакомства 1,12%;

- Шансон 1,09%;

- Yandex 0,98%;

- Rambler 0,96%;

- Елена Беркова 0,57%;

- Rihanna 0,55%;

- Фабрика 0,52%;

- 50 Cent 0,49%;

- Linkin Park 0,43%;

- Бьянка 0,40%;

- Спорт 0,39%;

- Трофим 0,37%;

- Тату 0,35%.

Только не думайте, что такой дебилизм и «заговор» против развитого мобильного счастья – удел исключительно «нашей Раши»: точно такое же положение по всему миру! Повсюду от нашей тундры – до Австралии, и от Гибралтара – до Японии, и далее – в обеих Америках, - одно и то же: зацикленность мобильных гуру в неких заоблачных виртуальных мирах, а в реальности - товарное первенство трубок (в сопровождении рекламного тайфуна) и, с большим отрывом, неожиданно-сдержанная болтовня «в массах» и столь же экономные тексты и клипы. Ну, а при этом, вопиюще незначительная капля «прочего товара», с кратным превалированием неизбывного порно и других издержек воспитания и вкуса, вроде Ди…Бил…, его «творческих» клонов и т.д.

3. Ликбез

Для упертых и глухо-слепых «специалистов» еще раз повторюсь: сложившийся расклад товарной активности в МБ зримо ненормален (чем-то эта реплика напоминает отчаянный спич хазановского попугая: «а еще он курит-курит-курит…»). МБ хронически отступает от телефонной специфики (хотя нас непрерывно баюкают, что это - сonnecting people) и все более уподобляется массовой телевизионной схеме, не располагая для этого должной организацией и экономической базой. Напоминаю в чем пока главное отличие: ваш домашний телевизор – фактически просто выдвинутый к вам проектор (правда за ваши первичные деньги – за сам аппарат) от нескольких телестанций как бы халявно-доступных в вашей географии. Разумеется, приходится мириться с их выбором, расписанием, качеством программ и неизбежной рекламой. Именно реклама, как не крути, обеспечивает эту как бы халявность телевизионного контента, доставляемого в ваш домашний аппарат. В таком раскладе, телевизионный бизнес – просто односторонняя доставка рекламы, а ваш телик – внедренная к вам домой товарная витрина самых разных торгашей. И государственное телевидение делает почти то же самое, но за другие наши деньги - вычлененные из налогов. Лишь небольшая часть телезрителей (в сравнении с их основной массой) «привыкает» по необходимости к относительно независимому кабельному формату и/или к платному спутниковому вещанию, да и то - при реальной ценности контента и умеренном тарифе.

Другими словами, там, где тот самый сonnecting – практически односторонний и для зрителей как бы халявный, - там доходы бизнеса действительно складываются из пары основных слагаемых: рекламных платежей и выручки от продажи телевизоров (с более-менее необходимыми причандалами). Двухсторонние же коммуникации, с независимой активностью в реальном времени, вроде телефонного, – это пока несколько иной бизнес. Сохраняя и расширяя рекламную компоненту, он – бизнес, - должен ориентироваться на ценность контента и/или индивидуальную занятость канала. Все прочее, даже самая распрекрасная трубка, - всего лишь оболочка/упаковка этих возможностей. А даже самая красочная упаковка, особенно в хайтеке, не должна и не может быть конкурентом (а тем более лидером!) своему содержимому: бутылка от/для шампанского, и не наоборот! Ну, а если без эмоций, то можно показать, что на самом деле и ценность трубки, и срок ее разумного обновления (!), и даже добровольно пользуемый абонентом контент, - связаны очень логичным соотношением, в котором штучные цены услуг, единиц контента и тарифы связи - не главное! Вы можете себе такое представить?! Ведь именно здесь «зарыта собака» и «мобильной» рыночной деформации и ее действительно нормального коммерческого разрешения.

Для правильного восприятия этого выверта напомню читателям-склеротикам кое-что из школьной математики: если вы купили какой-то «долгоиграющий» предмет (телевизор, DVD-плеер, мобилку, швейную машинку или, к примеру, автомобиль), то в качестве покупателя однократно потратили некоторую сумму С – цену покупки. Чтобы эта ваша покупка приносила ожидаемую пользу (что-то показывала/играла, шила, телефонировала или перевозила), вам, несмотря на всю попутную халяву, надо постоянно тратиться на оплату некой измеримой пользы (стежки, минуты/секунды, километры и т.п.) - за электроэнергию, за те же минуты/секунды, или за бензин. Если, к примеру, вы наболтали после покупки трубки/карточки Б секунд, то и заплатить соответственно должны будете: БхТ рублей, где Т – рублевый тариф одной секунды. В отличие от многих других услуг, ваше влезание в мобильную связь потребует еще неких специфических затрат типа ежемесячной абонплаты или иных «пакетных» поборов. Если вы младенец или неопытный новичок, то в первый месяц на это, вроде неустранимое насилие, вы потратите некую сумму, во второй, с учетом опыта – меньшее значение, в третий – еще меньше; и т.д. – пока не дойдете до уже, как бы, неснижаемого значения В, которое, если и будет меняться, то лишь на размер среднемесячной инфляции (обозначим ее через И, и не надейтесь, что провайдер вам ее «простит»). Тогда, в очень упрощенном, но наглядном виде, - ваши полные затраты (Z) в течение некоторых М месяцев пользования мобилкой - до ее неминуемого (с нетерпением ожидаемого торгашами) обновления, как бы минимально, т.е. без шарахания по неопытности, - составят: Z=С+(БxТ)+{B+B(1+И)+В(1+2И)+В(1+3И)+…+В(1+[М-1]И)}. Можете не напрягаться и не вспоминать, что в фигурных скобках – простая арифметическая прогрессия; все равно в итоге получится: Z=С+(БxТ)+ВxМ{1+[Их(М-1)/2]} – точно, как в аптеке. Держать в памяти сумму за несколько месяцев или за цикл неопределенной длины тяжеловато; гораздо привычней и удобней среднемесячные затраты, которые будут равны: S=Z/M=(А/М)+(БxТ/М)+В{1+[Иx(М-1)/2]}. Если ваша месячная «норма» общения более-менее стабильна и составляет b секунд, то эта формула упрощается: S=(С/М)+[(Мxb)хТ/М]+В{1+[Иx(М-1)/2]}=(С/М)+(bxТ)+В{1+[Иx(М-1)/2]}, и даже еще проще: S=(С/М)+[(bxТ)+В(1+И/2)]+(ВxИxМ/2). Если теперь, чуть глубже вспомнить школу (десятый, кажется, класс: из раздела «производная-интеграл»), то можно определить значение M0, при котором ежемесячные затраты станут минимальными, т.е. ваш «пользовательский цикл» - будет почти оправданным по затратам перед обновлением мобилки. Для этого надо всего лишь приравнять к нулю несложную производную: dS/dМ= х(С/M0)+(ВхИ/2)=0, откуда запросто вытекает, что искомое (слово-то какое!) оптимальное по затратам число месяцев эксплуатации для вашей пока необновленной мобилки равно, примерно: M0=формула. Это - аналог простой, но очень известной в экономике формулы (то ли Вильсона, то ли Вилсона, то ли Уилсона – цитируют по-разному) из области планирования резервов. Обратите внимание: тарифов (Т) тут нет, т.е. периодичность (M0) цикла обновления трубки не только не связана с болтливостью абонента, но и с текущим тарифным «аппетитом» провайдера, а вот с его помесячными поборами (В и, конечно, с И) – очень даже. Не надо и напоминать, что многие теперь едва ли не вынужденно почти обнуляют свои В – стихия рынка, блин! А расчеты по этой модельке показали в свое время 18-23 месяца для недорогих машинок…

Что практически это означает? Если, к примеру, расчетный цикл обновления трубок (заданной ценовой категории) составляет 20 месяцев, то ежемесячно можно рассчитывать на обновление всего (100%)/20=5% подобных аппаратов, уже находящихся на руках. Правда, это количество можно увеличить (может даже и кратно, но не надолго) за счет моды/рекламы или торговыми ухищрениями. Но рассчитывать только на излишек денег, массовый склероз и иррациональное поведение – глупо; постоянная деформация оправданного спроса невозможна, и реальная база планирования в торговле трубками, все же, будет именно такой. А теперь скажи-ка, бдительный читатель, что-нибудь подобное или хоть что-то об этом ты встречал в отчетах МоМо?

…Это мы поглазели на аномалию МБ снаружи – со стороны абонентов и «примкнувшего к ним» Вербовского. А как это выглядит изнутри? Ведь после несложного вычисления M0 настоящая маркетинговая оценка по штучным продажам трубок просто обязана учитывать, что уж теперь-то (или очень скоро) тренированного пользователя мобильной связи не заставишь просто сменить свою машинку с «серебристой» - на «шоколадную». Теперь за рекламной туфтой (неразличимой дальтониками) должны стоять реальные качества и новые возможности услуги связи. Если же и после знакомства с M0 «профессиональный маркетолог» полагает, что он и в очередной раз продавит рекламой трубок местный IT-рынок, то он – самозванец, либо болен, либо в сговоре с рекламщиками, либо вовсе скрытый враг своей конторы, или банально «опоздал к поезду», возможно, с бодуна. Большой бизнес не может/не должен ориентироваться на завиральные оценки такого «профессионала»…

Давайте-ка на секунду снимем маскировку, за которой здесь пока успешно прячутся будущие проблемы с инвесторами МБ: очевидно же, что количество трубок на руках (и пропорционально - потребность в их обновлении) не сильно отличается от численности абонентов, даже если некоторые оригиналы носят их пачками. Тогда, примерно зная местную демографию, не очень сложно смоделировать поступательный охват абонентов и формирование фирменного абонентского поля. Для этого, если вы еще не инфицированы в «рашенских» МВА, используются простые и давно известные зависимости «от достигнутого» и «от остатка (резерва)». В терминах приростов, т.е. как бы совсем по-бухгалтерски, это выглядит до безобразия ясно и совсем примитивно: , где F – некоторая константа, 1 – условный рынок, А – ваши уже состоявшиеся абоненты на момент t (время от начала маркетинговой компании по охвату), а через оператор обозначен прирост, т.е. разница между «было-стало». Решая это, с позволения сказать, дифференциальное уравнение, - получаем: , где а, f и k – некоторые положительные константы, а сама зависимость A(t) – логистическая кривая, хорошо известная в эконометрии и в околоинженерных кругах как «S-кривая» (из-за ее формы; она же «кривая насыщения», «S-тренд» и т.д.): сначала еле ползет, потом резко взметывается, затем идет стабильно и, наконец, постепенно дохнет и почти замирает вблизи некоторого устойчивого уровня. Ее реальная коррекция – только на те самые проценты обновления, зависящие от M0.

Обратите внимание: никакой мистики, фокусов и озарений, никаких «высоколобых» заключений, - все тот же десятый-одинадцатый класс обычной средней школы (ну, пусть - лицея). Реальные знания рынка нужны здесь только для статистической рутины с определением коэффициентов а, f и k, - фирменная, или на худой конец, - газетная статистика плюс обычные операторские навыки работы со стандартным Excel в любом наборе Microsoft Office и даже на самом примитивном компьютере. А вот вам и наглядное пособие (в интернете таких - валом) из недавнего отчета очень популярного оператора – посмотрите-ка на картинку с узнаваемым логотипом: точный S-тренд в стадии замирания.

Но если вы думаете, что командный персонал этой компании бежит на кладбище стреляться, то глубоко ошибаетесь. Никакой паники среди этих ребят, по поводу неумолимых «ножниц», - нет. Как в известной песенке: «все хорошо, прекрасная маркиза!». А, пока «жизнь продолжается», любой внезапно «примкнувший», вроде меня, будет напрягаться, соображая: почему и без пяти минут «Ч», т.е. на фазе уже фактического насыщения (разве что кроме Китая и Индии, - по всем известным причинам), такой пиетет перед трубками? Ведь ясно-понятно, что только численность абонентов определяет количество новых трубок. С какой стати и сегодня этот показатель – главный в МБ, и даже в его планировании-отчетности? Как получается, что продажа трубок - все еще главный «столп» МБ? Только лишь потому, что это нужно монстрам-производителям? Ведь скоро самым тупым инвесторам станет ясно, что большинство наших (пардон, и не только наших!) аналитиков в своих оценках заблудилось и все еще блуждает где-то на стадии крутого подъема прошлой торговли, тогда как реальный рынок неуклонно переходит в фазу стабилизации, осложненную еще и тем, что на нем одновременно присутствует сразу куча практически неразличимых (хотя бы, только для «примкнувших и дальтоников») и конкурирующих непонятно чем новинок. Т.е. доступная для каждой новой/очередной модели трубки (какой бы «прелестью» для калечных голлумов она не была) часть рынка заметно меньше модельной «единицы». И тогда, привыкший к прошлым дивидендам инвестор спросит: «где деньги, Зин?!».

И не говорите мне, что «арийцы» из той же Nokia или Ericsson, к примеру, об этом ничего не думают, или не смыслят в статистике и не знают о доступных в инете отчетах провайдеров: уж свои наглядные картинки типа Beeline-ской у них есть наверняка. И им должно быть так же ясно - из формулы M0: чтобы продавать трубок, к примеру, вдвое больше (заводы-то в Китае все вводятся и вводятся) – их надо уценить в четыре раза, трубки тогда должны стать просто копеечными, независимо от начинки! И сколько же еще вроде грамотная публика будет мириться с этим повсеместным заблуждением, а вернее - бредом? Детский пример для обострения/усиления оценки - покажите обывателю звездное небо и обязательно услышите: «Как вон та голубенькая ярко светит!». Так вот, родные, несмотря на очевидную наглядность, «та голубенькая» скорее всего уже сдохла, сгорела, коллапсировала или взорвалась. Повторю для особо упертых «мобильных» спецов, боссов и инвесторов: той чудненькой «звезды» неограниченных трубочных продаж и соответствующих чисто-торговых прибылей от метало-пластмасс уже нет (или скоро не будет), это - простой «астрономический» факт. Пора, ребята, смириться, может, сменить своих «спящих» гуру и быстренько переходить, наконец, к новой стратегии: именно там реальные гарантии будущих доходов!... 

4. Кое-что о халяве

Так что получается: Вербовский, т.е. я – такой уникальный умник? Увы, друзья, по правде сказать, все мои умности здесь попросту заимствованы: и про M0, и про S-тренд, и о многих других простых и полезных инструментах, и об их успешных приложениях к бизнесу, - я узнал от реальных профи. А MobileMonday, к вашему сведению и к действительному огорчению ищущих специалистов, здесь абсолютно не при чем: там этого просто нет - привычная тусовня про «солнце на востоке»! Я даже не утрирую: при такой-то наглядности – нет смысла. Догадываюсь, что наверняка, по родным кухням (а не на дежурном «кофе-брейк») хоть кто-то из «спикеров» и/или слушателей МоМо все ж осознает ущербность своего положения. Как-то не верится, что такое громадное сообщество спецов не задумалось о сказанном и не переживает хотя бы о своем личном будущем – попрут ведь! Тогда нам всем остается подождать совсем немного – пока инвесторы МБ очухаются, наконец, и спросят спецов и командиров коммуникативного бизнеса: «а чё ж с баблом, братаны? what is the matter?». Они-то уже привыкли к готовому «блюдечку с голубой каемочкой» и знать не знают, что сезон местной «охоты» почти окончен, что «дичи» осталось немного, что она уже «пугана» или находится очень далеко – в труднодоступных тоталитарных «пампасах». А речь, вы понимаете, об очень больших и, главное, привычных деньгах…

Так, может, пора переходить от «кочевой охоты» к «оседлому» образу жизни – гарантированно и обильно «растить пищу» в родной географии. Ведь, как ни крути, в многоходовом бизнесе деньги в цепочке участников возникают только на ее конце - от абонента, от его интереса. Пройдет еще немного, и КЗ «на трубках» в этой цепи будет неминуемо устранено. И что дальше делать с этой объективной реальностью? Очередная лапша на уши из разряда МуМу вряд ли пройдет. Подозреваю, что не только парализованные деньгами, но и самые нано-миноритарные инвесторы-акционеры МБ давно и отчетливо знакомы с краеугольным камнем коммерции: за все прямо или косвенно (т.е. опосредовано) платит конечный абонент, а если он недееспособен - в силу малолетства, медицинских или еще каких-то причин, - то платит опекающий его «кошелек». Так вот, эти ребята – или просто наиболее опытные из них, - обязательно зададут боссам и сцецам МБ свои «детские» вопросы: и про место абонента в стратегии, и о собственных бюджетах фирмы, и о знакомых им примерах с финансовыми палочками-выручалочками - рекламой, к примеру, или еще чем-то. Большинству-то обычных людей, т.е. не-специалистам МБ, в общем-то и без того хорошо знакомо и понятно, что никакой благотворительности за той же рекламой не стоит даже близко, что именно абонент/покупатель, по умолчанию, приплачивает за все, включая само рекламное слагаемое в цене любого товара.

…Rpt для недогнавших про рекламу: вы приплачиваете за «воздух», за эти деньги вы не добавите вкуса и калорий (народ в таких случаях говорит: «от повтора ‘халва-халва’, во рту слаще не станет»), не прикроете зада («а король-то голый») и т.д. Эту «наценку» с разной степенью наглости вынули из вашего кошелька, чтобы вас же посадить на вполне определенную товарную «иглу» (причем, за ваши же деньги!). Один рецепт противодействия такой хитрости известен из той же народной мудрости – из притч о Насреддине: помните, когда жадный трактирщик потребовал с него деньги за то, что Насреддин «нюхал запах шашлыка», наш мифический юморист в ответ просто прозвенел трактирщику в ухо своими монетками… Звук денег – за запах пищи; виртуальная ценность - за виртуальный товар, блин! «И это - правильно», хотя как-то средневеково и негуманно. Поэтому не только нравственно, но и целесообразно (коммерчески выгодно!) просто вернуть покупателю хотя бы часть рекламных денег – пусть даже для приманивания к повторной покупке (этот маркетинговый прием называется: целевое стимулирование/поддержание адресной же торговой активности; для давно нерусских магистров МВА - таргетинг). Эта подзабытая концепция – реальный плацдарм для взаимодействия мобильного бизнеса и рекламщиков: т.н. халява должна быть технически обеспечена первыми (в самом широком диапазоне абонентских интересов) и безоговорочно оплачена вторыми. В такой постановке, а не в «барских крошках» с рекламного «стола», - это могло бы стать одной из самых животрепещущих (и конструктивных!) тем для МоМо, чтобы сойти, наконец, с «трубочной иглы». Однако,… не стало, хотя чисто инженерных оснований для этого, поверьте, – выше крыши: и в части готовности соответствующих контентов/сервисов, и по сценариям, и даже в части привлекательных оснований для самих рекламщиков.

…Я не оговорился, это действительно так: зацикленные на креативе рекламщики об этом, может, и не знают (и никакие они не акулы-макулы, панымаэшь, а творческие личности, далекие от корыстной арифметики), но зато рекламодатели - товаропроизводящие и/или торгующие, формирующие соответствующие творческие бюджеты, очень хорошо наслышаны о некоторых действенных рецептах. И именно для этой публики приведу еще одну заимствованную у умников формулу, элементарно выводимую из паретовских соотношений: – прирост (А) числа абонентов, «мобильно» усваивающих конкретную рекламу, почти прямо пропорционален (т.е. В>0 – почти константа) размеру абонентской халявы (R), обеспеченной соответствующим рекламным действом. Вы когда-нибудь о таком аргументе на МоМо слышали? Я тоже – нет; а ведь это – колоссальные деньги, которые уже сегодня - с беспримерной рекламной отдачей, - могли бы быть инвестированы в отрасль, с огромным и своевременным стимулированием не только «скупых» абонентов, но и разработчиков всех уровней и «мобильных» специализаций…

А давайте, посмотрим еще шире. Нам всем – конечным (это место в «очереди», а не то, что вы подумали, - хотя, может, и правильно…) плательщикам, - «задолжали» не только откровенные «рекламоносители», но и родное государство, вернее – т.н. сфера государственного регулирования. Опять из политэкономии: гражданин платит налоги, из которых вычленяются бюджеты местных, национальных и международных программ и проектов, включая сюда и рутину содержания соответствующих инфраструктур. Часть указанных бюджетов призвана мобилизовать тех же граждан и/или их сообщества предпринять определенные действия в интересах этих проектов/программ и для поддержания тех же инфраструктур. А т.к. задачи пропаганды решаются практически в рекламном формате, то, как и для коммерческой рекламы (ребята, все - в точности так же!), - нравственно и целесообразно (организационно-политически выгодно) было бы вернуть гражданину хотя бы часть этих экспроприированных налоговых денег - для его же благоприятного (государству) гражданского/общественного позиционирования.

Скажете: намудрил Вербовский… Отнюдь; позволю напомнить несколько уже засвеченных в инете проектов такого рода: метеорологическая служба – метеопрогнозы, конверсия оборонки – вполне приличные и доступные карты и навигация; образование – интерактивные учебные курсы и т.д. Мы с вами через налоги финансируем соответствующие ведомства (проекты/программы), а они – за наши денежки, - профессионально выполняют оплаченную работу и предоставляют в наше пользование как бы заказанный нами (или хотя бы полезный) и как бы халявный для нас результат. Ну, так мы не против! И хотя я понимаю, что нам все равно достались крошки от налогового дерибана, и даже догадываюсь, что можно было бы получше и быстрее, но, честное слово, спасибо и за это! Давайте ж дальше! Разве, к примеру, наша медицина не была бы заинтересована в массовом мониторинге самочувствия: температура, пульс/давление, хрипы-хлюпы-кашель, - с минимальным тюнингом мобилок (за наш разумеется, счет), да еще с незаметной для нас работой: подержался за трубку – данные ушли куда надо (а пустых квадратных дюймов для датчиков на корпусе мобилки пока достаточно). Зато, кроме пользы медицинскому ведомству, в мой личный момент «Ч» - автоматический и как бы совершенно бесплатный звоночек, и участливым голоском: «Илюха, родной, что ж ты сопишь, как дырявая гармонь? Попей горячего молочка и прими, негодник, аспирин, а то всех кругом заразишь!».

Да что там медики и здравоохранение, вы подумайте какое нежданное счастье от такого мониторинга привалит страховщикам! «Вас, господин Вербовский, мы будем страховать по повышенному тарифу: вы по нашей статистике - просто камикадзе ходячий…», - и ведь не соврешь в ответ, что ты потомственный Геракл, а в микрофон чихал вовсе соседский кот: тембры-то, блин, разные. А страхование, ребята, это вообще отпадные деньги и самое ушлое к ним отношение. «Ваш бумер страховать не будем – в нем нет противоугонного мобильника», - а всего-то в такой резервной авто-мобилке должна сработать в нужный момент встроенная программа - на несанкционированное изменение навигационных координат. И станет она скрытным маяком – через спец.центр, - оповещать всех встречных и дальних гаишников: «передача с борта BMW номер 0123456, розовая в яблоках, госрегистрация АБВ 11-22, машина в угоне,… 12.43 – двигаюсь на север по Абрикосовой, скорость 40 км, 12.52 - сворачиваю на Виноградную,… 13.17 - трансляция из салона (угонщик – подельщику): брателла, меня менты пасут, соскочить не могу!» (да еще с определением телефонных номеров беседующих преступников). Ну, разве не песня?! Думаете страховщики за такое не заплатили бы?

И, если уж заговорили об угоне – болячке каждого автомобилиста, то еще более масштабной и хронической эпидемией для всех взрослых является бесконтрольное блуждание домашних чад непонятно где. А теперь представьте бесплатный, или хотя бы частично халявный проект (железо, софт и трафик), в котором каждое дитя имеет мобильную «уздечку»: вышел за отведенную зону – автоматическое внушение по телефону; болтаешься вне яслей/школы – в тот же вечер «разбор полетов» по зафиксированной навигационной обстановке. И куда ты, прыткое дитя, «денешься с подводной лодки»?! Особо шустрых малолеток предупреждаю: кроме антивирусов, этот «киндерсюрприз» будет включать самые изощренные антивредины и антихитрости… Ну, чем не национальная программа, да еще с экспортной перспективой в евроатлантические координаты (жуткий кинднапинг, панымаэшь)? «Кстати, о птичках», Mobime писал о новом платном сервисе Family Center, позволяющем родителям определять местонахождение своего чада (точнее его сотового телефона) и контролировать все входящие/исходящие звонки ребенка. Есть уже свод фискальных требований ЕС для операторов МБ (крайне интересные данные о легальных и криминальных возможностях мобилок приведены на профильном российском сайте Cryptogsm.ru). Пол-дела сделано, господа!

…На секундочку вернусь к автомобилям, вернее, – к дальнобойщикам (страховщики, ау!). Не все магистральные машины снабжены бортовыми компьютерами, или возможностью инсталляции на них т.н. антисонных систем и соответствующих навесных приборов. А дрыхнуть-то тянет! А жизнь, а дорогущая машина, а бесценный груз? В этом смысле, мобилка, в режиме «антисон», следящая «из засады» за глазками/дыханием и положением водителя, может дать сигнал тревоги по его состоянию, по отклонению от маршрута, по внешним указаниям (ГАИ, дорожные автоматы), или превентивно (от времени движения, времени суток) включить что-нибудь сильно раздражающее – диктофонную запись тещиного голоса, боевой репертуар FM, «службу спасения» или вовсе фатического собеседника online…

5. Внезапное продолжение

…Как-то в марте пришлось брать интервью у одного нашенского деятеля МБ – большой босс в крупной IT-компании, отвечает (вернее, отвечал тогда) за абонентский рост и корпоративных заказчиков. Назову его условно – «магистром»: МБА, стажировка «на фирмах», англицизмы (да и по-русски - с небывалыми ударениями), записной «спикер» МоМо и некоторых аналогичных тусовок, в том же ключе («лапша» с картинками) периодически выдает «комиксы» для своих начальников и в ряде СМИ; соответственно, апломб и крутизна, – весь заметно ценный… От моих настырных вопросов по его же официальному графику абонентского роста родной компании (вроде вышеприведенного Beeline-ского) он просто вскипел как чайник, после чего я в темпе узнал, что «журналюги понятия не имеют: какое это искусство - растить рынок». Когда же я сдуру начал было втолковывать «чайнику», что с «искусством» он погорячился, да и вовсе не его вина в совершенно естественной графике, что он - даже молодец, т.к. отвлекаясь на комиксы, не мешал природе и не пер против закона больших чисел… Лучше бы я этого не говорил: когда до магистра все-таки дошла суть, что он - очень влиятельный мен (секретарь, референты, секьюрити и куча ученой «мошкары» под ногами), непонятно за что получает большие бабки, а на самом деле - просто «сбоку бантик», - меня оттуда быстренько вывели под вопли, что он «видал таких» (?), что я – «заказной писака» (сам же, я подозреваю, и заказывал!), «киллер», и «малограмотный графоман». Но удивительно и даже очень удивительно то, что на следующий день он объявился у меня (вместе с человечком, «сосватавшим» то злополучное интервью) и, быстро удалив посредника, почти потребовал … повторить те мои «скандальные» доводы! Впрочем, без галстука и апломба показался почти нормальным мужиком (даже ручку забежавшей соседке поцеловал, подумав, что это - моя мадам). Хотя ни извинений, ни сожалений о вчерашнем инциденте не последовало: своеобразный, конечно, мужик. Ну, а у меня зато есть не только ФИО и дата, но и пара независимых и взаимно-дополняющих свидетелей уникального события; это на случай популярных в этой среде обвинений в клевете и/или диффамации – для «встречи у Астахова»…

…И знаете, есть в «попугайских» профессиях – актерской, писательско-журналистской и т.п., - одна особенность: отождествление (в народе) с образом. Сыграл мушкетера – и ты для публики навеки «отважный мачо»; провел, к примеру, журналистское расследование, и ты для многих - законченный «следак». Про науку/технику – и вовсе чудеса: достаточно твоего гмыканья и мдаканья в прямой речи ученого собеседника или между цитатами из «позаимствованного» НТ-отчета, и для читающего народа ты – непререкаемый эксперт, почти гуру. Издержки, так сказать, профессии… Так вот, звонит недавно - после пятимесячного перерыва этот мой «нечаянный» знакомец и приглашает на близкое открытие московского МоМо: «…я там подготовлю почву, а ты расскажешь кой-кому про те экономические дела и про свое стерео…». Почти полчаса я снова вдалбливал ему, что те «дела» и «стерео» - вовсе не мои, и что у них, очень удачно для него, один и тот же автор. Чем тужиться на публике в «испорченном телефоне», - лучше пригласить, к примеру, самого Степаняна, или кого-то из этой команды, и послушать «в первоисточнике» - расширенно, с вопросами и заведомо без купюр. А в ответ: «Ты, Илья Сергеевич, еще раз подумай: надо по-журналистски, поярче, как тогда у нас (?!), а не поумнее…». Видимо, опять был в «начальственном» галстуке. И что теперь прикажете думать об этом деятеле и про МоМо?...

Впрочем, я отвлекся; а хотел, в общем-то, отметить буквально поразившую меня особенность, подмеченную еще в первой встрече с магистром: для него и, как я понял из беседы, для его боссов: МБ – совершенно изолированный феномен, - как-то вдруг возник и куда-то автономно летит. Ну, а позже, неоднократно встречаясь с коллегами-«журналюгами» и специалистами из сферы IT, я убедился, что эта позиция почти доминирует! Другими словами, на волне естественного стартового успеха наши деятели МБ вообразили некую самодостаточность мобильной телефонии и вытекающую отсюда ее как бы «главность» относительно всех иных коммуникационных систем: «они же в нее вливаются…». Друзья и коллеги, открываю вам стр-р-рашную тайну: на самом-то деле ничто никуда не вливается. Просто на наших глазах происходит процесс слияния (конвергенции) коммуникативных систем, где каждая – со своим очень агрессивным опытом старта и развития. Более того, генетические особенности отдельных систем при этом сохраняются и определяют самую-самую дальнюю перспективу и совмещений и индивидуального развития каждого вида.

И, уже больше не повторяя комментарии к самой первой своей картинке (по которой, вроде, ни с кем разногласий нет), добавлю: именно в такой системе координат и хроника МБ, и его последовательная техническая модернизация, и коммерческие формы, и прогнозы того и другого, - получают самое естественное обоснование. Поэтому, когда некие «нордические», или «прищуренные», или еще какие-то специфичные ребята начинают вдруг очередную истерику по поводу цифры, частотного перераспределения, кросс-уровневых сетей и пр. «р-р-революций», - я предлагаю внимательно взглянуть на календарь, определить координаты нововведения среди трех наглядных векторов (а нам всем: пристегнуться и спрятать кошельки поглубже) и вспомнить, наконец, Экклезиаста:

Что было, то и будет, и что творилось, то творится,

И нет ничего нового под солнцем.

Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!

А уже было оно в веках, что прошли до нас.

Не помнят о прежнем - так и о том, что будет, -

О нем не вспомнят те, кто будут позднее.

…Обычно на этом месте мои более эмоциональные коллеги начинают дергаться, подозревая атеиста-Вербовского в ерничестве. Ничуть, друзья мои, я просто опять воспользовался заемной формулой гениального умника. И действительно, разве проблема цифры возникла в МБ, разве в internet не пробовали бороться с пирингом, а споры о форм-факторах ПК и ноутбуков уже совсем выветрились? А что ж в результате? На ТВ, если отшелушить «техническое» - о частотах, цифре, экранах и пр., - только неприкрытое вожделение рекламы-рекламы-рекламы! На большее, пардон, мозгов, видимо, не хватает, и даже поголовье МВА бессильно… Может, думаете, что в близко-пограничном компьютинге как-то иначе? Дудки! Та же неприкрытая драка за «оприходование» и IT-«канализацию» рекламы, - почитайте свеженькое из /redir.php?url=www.procontent.ru%2Fnews%2F6203.html%3A «Как нам обустроить мобильный Рунет?» (21.09.2007) Оказывается, коллеги, почти одновременно с финским МоМо в Москве прошла IV ежегодная конференция «Беспроводная связь», с главной темой – «стратегия развития услуг широкополосного доступа для пользователей беспроводных устройств». Так вот, вся столичная тусовка в «резервном» составе из Скай-Линк, МТС, МегаФон-Москва, Pricewaterhouse-Coopers, Alcatel Lucent, Bemobi, Система Масс-медиа, Синтерра и др., - устами дамы из Bemobi дружно согласилась, что «Мобильный интернет предъявляет к контенту новые требования, обусловленные не только …(бу-бу-бу), но и спецификой информационных потребностей мобильного пользователя» и что «…скоро бесплатный, безграничный веб контент будет …на мобильных терминалах».

Глубокая мысль, правда? В переводе с «русского» на русский это не только предложение коллегам купить технический рецептик манипулирования халявой (ПО от Bemobi), но и точное признание всеми присутствующими безусловной и насущной необходимости этой халявы. Надеюсь, вы не подумали, что это - «особенности национальной …». Так вот вам, на всякий случай, опережающий «звоночек» из Nokia (см. /redir.php?url=rublicon.ru%2Farticles%2F361.html%3B Наденька Баловсяк - очень бдительный и грамотный комментатор «предмета» и IT-событий: «Nokia – от мобильной связи к интернет-технологиям». 31.08.2007): оказывается горячие (более, чем их прибалтийские «кузены») финские парни только нам да на МоМо впаривают (чуть не написал «бусы, зеркальца, иголки») «передовые» представления и технику, а сами по-быстрому подгребают к медиа-рынку: «Nokia планируют запустить музыкальный интернет-магазин …реализовать свой проект совместно с …производителями мобильных телефонов и сотовыми операторами … Это уже не первый шаг… Ранее Nokia купила …ресурс для хранения фото- и видеоматериалов». Думаете: это – все? Нетушки! Именно эта компания (я не цепляюсь, просто этот Global… уже достал!) в уже далеком 2005-м инициировала проект Nokia 770, который имеет очень боевое развитие в качестве … специфичной «машинки для пиринга». Попросту говоря, Nokia тогда породила аппаратики, которые могут совершенно беспардонно входить в локальные беспроводные сети (к примеру: Wi-Fi) и через них паразитировать на окружающем трафике. А ведь некоторые компании-разработчики после этого сдвинулись еще дальше. По сообщению /redir.php?url=www.habrahabr.ru%2Ftag%2Fp2p%2F от 26.06.2007 (источник: dslreports.com), в тех же Штатах, несмотря на прессинг МО и владельцев авторизованного контента, - в пиринговых сетях передается сейчас порядка 37% всего трафика …

Как же так, - воспалится читатель, - нам тут чуть ли не по слогам внушают: «вот вам новая перспективная станционная техника, хавайте также это крипто-гениальное ПО и разные там тонко-цветные трубочки: мы, мол, все это разработали, а вы давайте быстренько платите, если хотите хорошо жить»; а сами в это время – на медиа-майдан, да еще с трубками для пиринга; они ж всю «икру» перехватят, куда нам против той халявы!

Правильно мыслите, ребята. Но только встаньте на секундочку где-нибудь посреди Скандинавии и оглянитесь… Вон гендиректор знаменитой Yellow Pages - Рик Мэйси вслух (!) объявляет (апрель 2007, исследование SpbIT.ru; см. /redir.php?url=www.cforum.ru%2Fnews%2Farticle%2F042388.htm%29%3A «…если web-сайт yell.ru посещают около 15 тыс. пользователей в день, то аналогичный WAP-портал – только около 200». При такой скандальной «активности» (75:1!) поневоле задумаешься о «запасном аэродроме», и нордическая ментальность здесь не при чем. А вот еще цифирки - аналитической компании M:Metrics: из всей публики в США/Европе, слушающих музыку по мобилке, не более 14% качают через сотовые источники, большая же часть обращается в Интернет (за халявой или по-дешевке). Уверяю вас, это - неистребимая экономическая доминанта; и не только наши Маши да Ванюши - «беспринципные и невоспитанные в традициях честного капитализма», но точно так же – по всему миру: «рыба ищет – где глубже, а человек (если уж угораздило стать абонентом, очутиться в магазине, или нужда попить-поесть и т.п.) – где дешевле…». Взломает сам, не сможет - купит пиратское, влезет в пиринг и т.д.: «зачем платить больше?!» - из знаменитого слогана, помните? Слушайте, а может, хоть кто-нибудь на востоке-западе доказательно похвалится окончательной победой над пиратством, или скальпом последнего хакера?! Напомню: среди последних немало настоящих профи – идейных моджахедов против секретов и любой платности: не группка, не племя – целый народ уже; а с народом не повоюешь… Другими словами, любая платность (лю-ба-я!) в МБ будет наиболее техничным образом «оспариваться», причем, самыми широкими массами пользователей: и чем дальше – тем изощреннее. И мы видим, что, к примеру, те же ребята из Nokia уже «дрогнули» и даже пытаются как-то «оседлать» процесс, хотя бы технической к нему причастностью (наверняка в заначке есть еще что-нибудь). Вдумайтесь только: могущественная Ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) мобилизовала самых мощных юридических крючкотворов для борьбы с тем же пирингом, а Nokia в это же время да за их спиной…

Буквально пару слов об этой драке. В принципе, есть два типа авторских «продаж»: заплатил разик, и предмет в твоей собственности – делай что хош; во втором варианте автор получает гонорар в рассрочку – по мере перепродажи предмета медиа-посредником. Избегая рисков (переменчивость моды, популярности и пр.), медиа-посредники предпочитают второй вариант, да и многие авторы, «считая» (насчет их способности к счету - сомневаюсь) себя вечнопопулярными, склоняются именно к нему. Так вот, RIAA начала войну с народом в расчете на юридическую логику прошлого: «ой, тырят предмет у законного собственника!» Именно здесь наполеоновские планы Ассоциации ждет настоящее Ватерлоо: дело в том, что, к примеру, в той же пиринговой сети невозможно выцепить цельный предмет, его там как бы нет! Он присутствует лишь в виде паззла, интеграла, где отдельные квантики, к примеру, «Let It Be» распылены на тысяче аппаратов. Даже в логике RIAA: часть – явно не целое (цельное), а в пиринге даже не часть (более-менее узнаваемый фрагмент/цитата), а вовсе неопределенные формантики, частички нот шмыгают в эфире… Есть против такого вора-перехватчика («овладел предметом») хоть какая-то судебная перспектива? Фиг вам! Поняли, вроде. «Ну, тогда мы будем казнить всю суб-сеть!», - заявляют деятели RIAA. Как? Представьте себе комариное облако: голодные кровососы налетают на жертву, насосавшиеся – улетают, - передавая частички «паззла», как эстафету. «Семерых одним ударом» - это можно в сказке, а как быть с целым «роем», «облаком», - с переменным составом и без объявления прихода-ухода. А в тылу RIAA, блокируя все его «инсектициды», безостановочно пашет пятая колонна (Nokia – помните?), которая тоже гангстер (пардон: «капиталист»), но, вы ж понимаете, с совершенно отдельным от RIAA кошельком. Так кто же у нас сегодня отпетый…?

Ну, а наши что: опять «ждем-с» советов пожилых капиталистов? Своих мозгов нема? Думаете что-нибудь на MobilеMonday проясниться? Ну, ребята, это - уже клиника… Разве не видно, как широко тот народ «разбрасывает камни»: аж на два фронта сразу (большой опыт!). Очевидно же, что и они заметались, что рецепта там пока нету (да, и будет – не скажут). И что: «сидеть у моря – ждать погоды»? Мой-то магистр, я уверен на все 100%, четко ориентируется только на мнение брендов: что ему впарят оттуда - то и сделает. Среди «магистров» вообще бытует убеждение, что все решают лишь признанные имена/бренды, что только разработчики «оттуда» это, блин, команда, образующая мощный коллективный мозг, резонирующий со светлым будущим и решающий любые задачки. На самом деле – ничего подобного: если нужное решение не стырили у конкурентов или на беспризорной площадке, то, скорее всего, его сообразил какой-нибудь зачуханный шмендрик из курилки. Причем, вероятнее всего, даже не сложил цены своим мыслям или рукоделию (фирме такая самодеятельность обходится в сущие копейки). Это уже потом – для списания «обоснованных» затрат (и «лапши» инвесторам) возникают «коллективы» и «лидеры», среди которых вы не увидите реальных «негров»-открывателей из Индии, Китая, или наших перемещенцев, либо тех, кого пасут здесь - на дому (почти в каждом более-менее приличном рашенском ВУЗе/НИИ сидит «надзирающий» то от «изменим жизнь к лучшему», то от «хорошо там, где мы», или просто от сonnecting people) Но и затраты на фирмах, соответственно, - «фирменные»; народу же много, каждый чего-то воображает (благо, всегда найдется - кому впарить «результат»). И то сказать, если вспомнить академика Арцимовича - перефразируя его знаменитый афоризм: «департамент R&D - лучшее место удовлетворения личного любопытства за фирменный счет» Короче, ребята, читайте Экклезиаста и думайте сами…

6. За что бороться

Однако, вернемся к нашей теме: в предыдущем «отклонении» я лишь хотел показать, что аспект халявности - интернациональная проблема и одна из нетехнических доминант развития МБ; что, несмотря на понятное и ожидаемое противодействие одних участников рынка, - другая, не менее мощная его часть уже технически готова и даже начала партизанские действия в тылу первых; и, как бы это не выглядело в национальных юридических кодексах, - драка монстров МБ – на руку пользователям. Мой прогноз в отношении халявы: независимо от противодействия, она будет расширяться («Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами» И.В.Сталин). Обеспечение и спонтанная самоорганизация этого процесса начаты; те участники МБ, которые успеют перегруппироваться – смогут не только удержаться, но и закрепиться на рынке – за счет менее поворотливых и более послушных (в том числе традициям и внушениям), а их модели кооперации станут точками роста всего МБ. Пора начинать перегруппировку…

«Если ты такой умный – подскажи тогда: где взять деньги для халявы?» – примерно так звучит вопрос в мой адрес уже на протяжении нескольких месяцев. Самые шустрые по моей наводке уже ринулись теребить реальных умников, чье мнение я озвучивал. Не касаясь ролей зарубежных участников МБ (почти все они давно представлены в России), адресую свои заимствованные советы по поводу «источников и составных частей» исключительно российскому sapiens-у.

Реклама. С ней все, вроде, понятно, и ни у кого вопросов не возникает, хотя, если копнуть, то можно убедиться, что представления об этом «разведанном месторождении» самые дремучие. Это, конечно же, сказывается на отношении рекламщиков и на кооперацию с ними. Очень многие из них упирают на креатив, полагая его самоценным: ниша таких маргиналов в МБ небольшая. Но их можно понять – они вынуждены вариться в собственном соку, т.к. со стороны разработчиков почти нет встречных предложений – целевой площадки (площадка может быть любой: игра, ПО, другой контент, сервис и т.д.; финальная цель – халява для абонента).

Приведу пример: разработана роскошная игра, адаптированная под мобилки, - куча персонажей, интерьеров, транспорта, оружия и пр., все в непередаваемой динамике, - класс! Не продается и не скачивается, - дорого… «Случайно» смотрим телевизор: на наших, продувших все что можно футболистах - на каждом квадратном дециметре униформы, - рекламные логотипы напитков, сигарет, электроники и пр. Спрашивается: что мешает мне – разработчику надеть на игрового героя «маечку», к примеру, с Сoca-Cola и предложить одноименной компании халявный режим просачивания рекламы (не игры!)? Игра продана, абонент получил на халяву интересный предмет, компания имеет широкую и очень даже заметную рекламу в недоступном прежде и прицельном возрастном диапазоне (причем, чем больше персонажей и маркируемых деталей, тем больше можно разместить неконкурирующих логотипов); все счастливы…

Пример из другой области – разработано гениальное ПО: супер-браузер для лилипутных экранов мобилок. Диагноз: дорого, не продается, не скачивается. Рецепт (традиционный и эффективный): пока зритель (экран - это все-таки зритель) адаптируется к изображению и/или к его изменениям у него свободны уши («пой» что хочешь и в чьих угодно интересах); насыщение технологических пауз полезными для рекламы слоганами – готовые пол-решения. Вторая половина решения – использование экранного фона и переменная трансформация служебных пиктограмм браузера, - для демонстрации рекламных логотипов. Проект в стадии модернизации, но уже есть интерес и «о чем беседовать» с рекламщиками: чем популярней будет халявный браузер, тем…

Пример развернутой халявы с рекламной подоплекой, к примеру, для Nescafe: бесплатный вход на логотипированную и «правильно» озвученную «площадку компании», бесплатная навигация по партнерам Nescafe и бесплатный выход на любого из них, со всеми интегрированными сервисами и возможностью бесплатных звонков/sms/mms с «поля», которые происходят и сопровождаются на обоих концах с логотипами/слоганами все того же Nescafe, - целый халявный мир! Мало того, в режиме пиринга автономный «инфицированный» носитель такого поля может извещать любое мобильно-близкое сообщество (локальную сеть) о том, что «здесь Nescafe!». Повторюсь – это принципиально новый формат: в таком проекте рекламодатель получает в свое распоряжение небывалые возможности и комплексного и адресного влияния одновременно, а пользователь – личное и вожделенное (халява, сэр!) присутствие в «доме Nescafe» (а не в «доме-2» с затаскаными персонажами). Здесь может быть всё («гуманитарно» поддержанное все тем же Nescafe) – от «тысячи мелочей домашнему мастеру», до кулинарных рецептов мастерице/хозяйке, малышковые сказки вслух и гарантированные мультики, караоке, советы специалистов, презенты в стиле тамагочи (все «личинки» персонажей на заказ), игры на все возрасты и пр. дребедень, на которую хватит фантазии наполняющих «поле» разработчиков…

Это были примеры почти традиционных, но по прежнему эффективных и отнюдь не до конца использованных решений в части «реклама-за халяву-для рекламы» (почти «товар-деньги-товар»); в известном мне источнике таких заморочек – увесистая связка. Некоторые из них давно и успешно опробованы в реальной торговле, но пока вовсе не оприходованы в МБ и безусловно могут стать здесь основой прочной взаимной выгоды в известной цепи участников «абонент-оператор/провайдер-разработчик-рекламист/рекламодатель».

Из заимствованного (специально для рекламодателей): что бы вам не говорили рекламщики, реклама всего лишь средство продажи вашего товара. Не наступая на больную мозоль, замечу все же, что ваш рекламный бюджет на завтра – это деньги вчерашних покупателей: считайте - их «забытая сдача». Если хотите прочного и точного попадания своей рекламы средствами МБ – сформируйте сперва бюджет халявы («больше халявы – больше отдачи!», - почти «библейская» теорема: ?А?В·?R) и уже тогда потребуйте от рекламщиков ее обеспечения и сопровождения. Увидите, как много дутых креативщиков вмиг окажутся «в декретном отпуске»; а вот те из них, кто не забыл о своей реальной роли творческого посредника в продажах (как торгаши, банки, логистика и т.д.), - те смогут всё, они - ваши партнеры, и будущее в МБ – только за ними. От себя добавлю, что, при правильной подаче, это еще и масштабная политическая реклама (очевидные и масштабные аналоги на слуху: «яйца Фаберже», «коллекция Растроповича» и т.д.).

Банки. Мне известно (конечно же, от умников) только два специфически-банковских проекта разной степени готовности/наполнения, в которых впервые (!) плательщиками за «халяву» с удовольствием выступят банки. Первый и наиболее подготовленный из них отсрочен сейчас чисто-согласовательным моментом с банком-заказчиком и уточнением люфта и ожидаемых обстоятельств массового проявления в РФ иностранных банков (уже согласованное условие ВТО). Насколько мне известно, ничего экстраординарного в этом проекте нет: формат платежной карточки в подобии «клуба владчиков». Напомню, что вложенными деньгами/депозитами, до момента их полной или частичной востребованности, - оперирует банк – с круглосуточным доступом ко всевозможным схемам спекуляции и приращения заемных активов в собственных интересах. Ясно, что разменной монетой здесь является умалчиваемая банком депозитная ставка, т.е. опять-таки работают законные деньги абонента, но здесь – в его интересах тратится хотя бы часть этих обычно теряемых для него денег. Изюминкой проекта являются три фактора:

- в оперативное обеспечение халявы вкладывается сразу весь «клубный» ресурс;

- при активизации абонента индицируется текущее состояние ресурса (накопление/расход по итогу непрерывного мониторина) – как «бонус», по образцу резерва для forex; при полном истрачивании халявного ресурса программа предлагает: тормозить или тратить его именную возможность «из завтра»? - выбор за пользователем;

- расширение «клуба» также индицируется на экране – вместе с соответствующим приростом халявы (стимул для сетевого вовлечения в клуб и, соответственно, роста банковских клиентов).

В математическом обеспечении проекта, как мне объяснили, использована реальная статистика «халявных» сценариев, классическая вероятностная «задача о встрече», алгоритм сопровождения депозитов и соответствующая часть банковской базы данных (работа через выделенный, единый и защищенный счет, с которого по мере активизации мобилок скидываются адресованные халявные слагаемые). Наполнение халявы в этом проекте и планируемая численность его участников мне не известны (предположительно – все физические вкладчики с трубками). Второй проект примерно аналогичен первому, но имеет цензовые ограничения по вкладу (размер и длительность вклада, оперативно-неснижаемый остаток), т.е. является элитарным и, в связи с этим, включает в халяву некоторые эксклюзивные сервисы (их состав пока засекречен). Кстати, на действительно классном ресурсе «Мобильный контент», на /redir.php?url=www.procontent.ru%2Frelease%2F1285.html%2C в заметке о компании e-port от 28.09.2007 приведены некоторые интересные подвижки именно в этом направлении.

Страховка. Отчасти, о возможном интересе страховщиков написано выше. Применительно к нашей теме, можно утверждать, что некото

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Кое-что о коммуникациях, о MobilеMonday, мобилках и халяве":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Теперь на халяву Lamborghini не ввезешь...

Начиная с 20 ноября этого года все дорогие эксклюзивные автомобили можно будет растаможить только в Москве на таможенном складе «Автомобильный». По словам работников таможни, это связано с желанием упорядочить ввоз сверхдорогих автомобилей, которые зачастую попадают в Россию с нарушением законодательства. Особому контролю подлежит автомобили марок Aston-Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Hummer, Lamborghini, Lotus, Maserati, Porsche, Rolls-Royce и Maybach (Приказ не будет п ...

» Разное - 2561 - читать


«Моя твоя не понимать». Зачем компании отдел внутренних коммуникаций и чем он занимается

На предприятиях модно заниматься внутренними коммуникациями. Пока одни руководители бьются в экстазе при виде собственной фотографии в корпоративной газете, другие повышают капитализацию компании, предоставляя своим сотрудникам возможность всестороннего общения. Ощущение, что ты "под микроскопом" у начальства, снижает творческую активность человека и приводит в лучшем случае к минимизации ошибок.

» Бизнес идеи - 3464 - читать


Проблемы коммуникации: «испорченный телефон» есть почти в каждой компании

Едва ли есть человек, который бы в детстве не играл в "испорченный телефон". Смысл этой игры состоит в том, чтобы по цепочке на ухо передавать слова или фразы, получая удовольствие от того, как причудливо искажается первоначальный смысл сказанного. В отличие от других детских забав, например салочек или пряток, "испорченный телефон" отлично прижился едва ли не в каждом офисе на планете.

» Бизнес идеи - 2387 - читать


Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи

Голубкова Е. Н.,проф. РЭА им.

» Управление и менеджмент - 7065 - читать


Типовые поведенческие ­сценарии и эффективная коммуникация

ПЕРСОНАЛ-МИКС Научно-практический журнал по вопросам управления персоналом. / Светлана Иванова старший партнер и тренер-консультант KPG Resources, «Тренинг-центр Ивановой и Лебедевой» (Москва) В поведении многих людей есть повторяющиеся, излюбленные сценарии. Причина их появления в том, что все мы, живя в социуме, ограничены определенными условностями и нормами этикета и не всегда получаем на наши поступки ожидаемую реакцию. Поведенческий сценарий — это усредненный вариант ...

» Управление и менеджмент - 1835 - читать



Статья на тему Компьютеры » Ноутбуки, КПК и телефоны » Кое-что о коммуникациях, о MobilеMonday, мобилках и халяве

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru