В традиционной японской эстетике существует четыре понятия, определяющих сущность прекрасного: саби, ваби, сибуй и юген. Без этих базовых понятий пытаться понять японский интерьер и культуру — бессмысленно. Саби — это естественная красота, рожденная временем, его печать. Буквально означает «ржавчина». Чем явственнее приметы времени, тем драгоценнее вещь.
Японцы любят заваривать чай в чайнике из необожженной глины, чьи стенки впитывают эфирные масла, придающие чаю тонкий аромат. С каждой заваркой запах становится богаче, а чайник дороже. А чашка станет совершенной, после того, как глазурь покроется изнутри сеточкой трещин.
Ваби — это отсутствие нарочитого, красота простоты. С этим понятием связана практичность, функциональность и утилитарная красота предметов.
Ваби и саби со временем стали употребляться как одно понятие — «ваби-саби», которое затем обрело более широкий смысл, превратившись в обиходное слово «сибуй». Японец на вопрос, что такое сибуй, ответит: то, что человек с хорошим вкусом назовет красивым. Сибуй — это красота, заключенная в материале при его минимальной обработке, и практичность изделия. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом.
Юген — недосказанность, красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Кенко Ио-шида в XVIII веке писал: «У всех вещей законченность плоха, лишь неоконченное дает радостное, расслабляющее чувство». Предмет, который завершен, неинтересен, изменчивость природного пропадает в законченности. Японское искусство отрицает и симметрию: она воплощает в себе повторение.
Обстановку традиционного японского жилища составляли заглубленный в пол очаг, низенький столик и подушки для сидения. Минимум мебели и предметов быта, всего, что занимает место и рассеивает внимание. Много света, вещи и домашняя утварь спрятаны в шкафах, встроенных в стены или даже под полом. Мебель в японском доме заменяли ниши в стене (шигай-дана). Пространство украшали свитками (какемоно), вазами для цветов и бронзовыми статуэтками святых. Мебели в японском доме мало, но нельзя сказать, что ее совсем не было. Более того, японская мебель достаточно оригинальна.
Тансу — традиционная мебель ЯпонииТермином тансу называют всю японскую антикварную корпусную мебель, которая появилась во времена эры Эдо (1615-1780). Во времена позднего Эдо (1780-1867) и эры Мейджи (1868-1912) появляется множество стилей тансу. Первыми тансу были дорожные сундуки, в них убирали ценные вещи и хранили в специально отведенных местах в доме или за его пределами. Мобильность ценилась превыше всего: особо выделяется класс передвижных комодов на колесиках. Комоды и шкафчики с многочисленными дверками, выдвижными ящиками с металлической ковкой, декоративной и функциональной, огромные буфеты, шкафы-лестницы и разнообразные ящики для торговцев — все это тансу тех времен.
К корпусу с внешней стороны по углам и вдоль кромок добавляли ковку, что придавало конструкции прочность и эффектный вид. Тансу большого размера с каркасом имели кованые петли и врезные замки. По кованой отделке, количеству ящиков, лакировке можно было определить статус владельца. Кстати сказать, изначально мебель была позволена только знати.
Для изготовления тансу использовались ценные породы дерева. Корпус, рамы и панели в основном делали из пород хиноки (похож на желтый кедр) и суги (сходный с кипарисом болотным). Лучшим материалом для ящиков и комодов из-за его способности впитывать летнюю влажность был кири (сходный с южноамериканскими породами). Панели из спилов кейаки использовались для лицевой стороны комодов, которую обычно покрывали прозрачным лаком.
Новая старая мебельОсобую любовь испытывают японцы к мебели из старого дерева, называемого oldwood (в России — «антикварное дерево»): несмотря на возраст такая древесина имеет отменную прочность. Из массивного oldwood делаются ширмы, рамы для зеркал, столы, скамьи и консоли. Более скромные фрагменты oldwood идут на облицовку предметов мебели: спинок кроватей, стеллажей, столов, комодов, буфетов, кофейных столиков. На многих фрагментах дерева заметны следы — свидетельства прошлого. Поэтому глубина рельефа поверхности из oldwood может быть более сантиметра. Сотворенные природой линии oldwood придают вещи уникальность, особо ценимую японцами. Из самых старых материалов oldwood изготавливают абажуры для светильников и торшеров.
Незыблемое правило — мебель должна была быть изготовлена из массива дерева, поскольку только она обладает способностью аккумулировать и излучать живительную энергию. При этом мебель не должна быть тяжелой: например, в сделанных из массива стеллажах, оставляют полые пространства для уменьшения веса.
Особое отношение в Японии к тику. Тик, не поддающийся влиянию влаги и насекомых-древоточцев, применялся при строительстве особняков, в корабельном деле и для изготовления ценных предметов мебели и орудий ремесленников. Все, что делали из тика, должно было служить века. С годами тик, как и красное дерево, становится еще красивее и прочнее. Небольшие предметы интерьера, такие как вазы, изготавливаются из манго. Из спила ствола манго диаметром от 50 сантиметров вырезают табуреты и небольшие предметы. Ценятся покрытия из прочной породы тростника, называемые в Европе «opium-mat». Поверхности получаются прочные, но выглядят легкими благодаря волнистой фактуре.
Вопреки европейским традициям столешница не накрывает собой ножки: напротив, их торцы открывают красоту колец древесины. Особую важность имеют детали — форма ручек комодов, декоративные стяжки бантиком, линия ножки комода или столика.
Простота форм подчеркивает важность свободного пространства.
Обаяние японского стиля столь велико, что его элементы или даже аутентичное воспроизведение интерьеров можно встретить в любой стране мира. Правда, чаще всего речь идет об использовании отдельных предметов и создании небольших «японских» уголков. Для чего подходит любой аксессуар или предмет мебели.
Анна Руденко
Источник: Журнал "Ваш дом"