Марокко всегда была интернациональной страной. И марокканский стиль - это одно из самых экзотичных смешений нескольких культурных слоёв - мавританского, арабского, берберского. И европейского. Римляне, испанцы, англичане - все они оставили здесь следы своей культуры, но самым сильным оказалось влияние французов. Именно благодаря французским архитекторам и дизайнерам и существует сегодня само это понятие - марокканский стиль.
Однако это отнюдь не выражается в навязывании европейских архитектурных канонов, это органичный синтез европейских и североафриканских элементов. За последние тридцать лет французские архитекторы, выполняющие заказы поселившихся в Марокко американцев, французов и англичан, отреставрировали многочисленные старинные постройки и спроектировали новые дома в стиле возрождённого классицизма ар-деко. Сохранились узкие улочки, шумные базары, традиционные арабские "рийяды" - городские дома с замкнутыми внутренними двориками, обнесённые колоннадами и похожими на сады. На пристроенных к "рийядам" террасах и верандах марокканцы проводят многие часы, созерцая красоты сада. Дома словно сливаются с садами, и граница между интерьерами и внешним миром как бы стирается. А в новых домах всё так же властвуют излюбленные орнаменты арабов и берберов, крашеная деревянная резьба, лепные гипсовые рельефы, выложенная из плиток мозаика, отделанные "таделактом" стены.
Однако самое главное, что связало воедино восточную и европейскую культуру - это палитра Северной Африки, взятая на вооружение французскими дизайнерами. Кроме чёрного и холодного белого, популярны тона здешних песков и почв: золотистый, жёлтая охра, песочный, бежевый, розовато-красный и умбра. В марокканской палитре - все оттенки зелёного и синего. А ещё яркий жёлтый, нежный розовый, солнечный оранжевый, насыщенный красный и ослепительный фиолетовый. Их в основном используют в плиточных орнаментах, окраске мебели и тканей, некоторые имеют свою символику, в том числе и религиозную. В оформлении же интерьеров характерен баланс холодных и тёплых оттенков. Потолки чаще всего красят в белый цвет, но при этом стены жёлтые или зелёные. Холодные оттенки белого контрастируют с цветами камня или кирпича и с тонами натурального дерева местных пород. Эти контрасты ярко подчёркивают особенности архитектурных деталей. Окна, двери, арки, зачастую выкрашенные в ярко синий цвет, соседствуют с жёлтыми элементами фасада. И эта напряжённая композиция, как ни странно, радует и совсем не утомляет зрение.
А ещё марокканский стиль предполагает неожиданно разнообразие дизайна: от наивного до утончённого, с символами и узорами, повторяющимися в различных формах, с древними традициями внутренней отделки. Сложно сказать, сколько веков в этих краях отделывают стены "таделактом". Внешне это похоже на мрамор, а на самом деле это смесь песка, негашёной извести и земляных пигментов, придающих цвет от тёмно-коричневого до светло-табачного. Технология эта сложная и трудоёмкая, но у нас её с успехом можно заменить "венецианской штукатуркой". А вот ещё одну древнюю технологию отделки потолков можно применить ну если только в загородном доме. Эвкалиптовые, олеандровые ветки или прутья потоньше укладываются поперёк балок. Дерево покрывают извёсткой, чтобы создать ощущение пространства и воздуха. Такой потолок привнесёт в ваш интерьер терпкий марокканский колорит. Да и будет стоить гораздо дешевле другого типичного марокканского потолка, обшитого древесиной кедра, разделённого на ячейки и украшенного филёнками и резьбой.
Мозаика, выложенная из плиток, играла важную роль в североафриканской архитектуре ещё до нашествия римлян. И сегодня шестиконечные звёзды, лучами расходящиеся из центра, и головки цветов, составленные из геометрических фигур, украшают полы, стены, лестницы, камины и даже столешницы. И вообще, керамическая плитка - самый беспроигрышный элемент отделки, способный придать интерьеру марокканский колорит.
В мебели и предметах декора предпочтение отдаётся тёплой палитре "цветов земли". Диваны и кресла чаще всего обиваются розовато-красной тканью, причём не только однотонной, но и с характерным для севера Африки рисунком. На них лежит огромное количество подушек и подушечек, украшенных бусинками и вышивкой. Драпировки, огораживающие "диванную", создают терпкий аромат восточной неги. Поверхность деревянных столов и шкафов покрывают насыщенным красным или коричневым или мягким цветом слоновой кости, а украшают резьбой, росписью типичных арабских орнаментов или многоцветной ручной раскраской.
И, конечно, ещё одна деталь любого марокканского интерьера - кованые решётки. Стоят они не дёшево, и не каждый сможет их заказать в свой интерьер. И поэтому я хочу предложить для нашего "ремонта за три копейки" нестандартное дизайнерское решение, впрочем, вполне вытекающее из марокканско-арабско-туарегской концепции.
А что, если заполнять ниши и проёмы не тяжёлыми и холодными коваными решётками, а ажурными плетёными узорами- макраме. Родилось искусство плетения из шнура на Востоке. С незапамятных времён у кочевых народов так украшали сёдла, сумки, упряж верховых животных. (В переводе с турецкого "макрама" -- это шарф или салфетка с бахрамой, а в переводе с арабского "миграмах" -- это бахрома или шарф, украшенные плетёным кружевом). А потом уже кисти, шнуры, бахрома на занавесках и скатертях, позументы и галуны перешли в Европу и теперь считаются неотъемлемыми элементами классического интерьера.
Итак, у нас есть проём в перегородке. Конечно, это не просто прямоугольный проём, а арочный. Полуциркульный или лучше арабский, стрельчатый, с подрезами. В перегородке из ГКЛ соорудить такой проём достаточно легко. И уж совершенно несложно осветить его изнутри или снаружи галогенными лампами. И пусть это будут не простые круглые светильники, а цветного гранёного стекла. Такие лампы будут испускать на нашу марокканскую перегородку цветные лучики в виде звезды. Или подсвечивать плетёную решётку из золотого шнура. Вот это самое сложное - плетение. Кто не владеет этим искусством, тот пусть попробует соорудить что-то вроде простой рыболовной сети. Закреплённая и растянутая на белых кольцах из металла (продаются на стройрынках), сплетённая из золотого витого шнура (спросить в отделе по рукоделию и декору окна), такая сеть-решётка, украшенная бусинами, бронзовыми подвесками или колокольчиками будет несомненным украшением любого интерьера. И очень неизбитым.
А может и хорошо, что наша решётка-макраме будет напоминать рыбацкую сеть. В воображении сразу всплывают рассказы о страшных берберийских пиратах, их сокровищах и интерьерах в морском стиле. Но это уже совсем другая история.
По материалам сайта www.arhistar.ru
Статья о строительстве получена: VashDom.ru