В 1840 году мебельная фабрика Михаэля Тонета начала производить необычную для того времени мебель - из гнутой древесины. Эти модели (среди которых самая известная - "венский стул" - дожила до нашего времени) оказали существенное влияние на развитие дизайнерской мысли. Мы об этом уже рассказывали. Но "гнутая" история имеет дальнейшее, уже "металлическое", продолжение.
Новый способ изготовления мебели лишил ее массивности и изменил веками не менявшуюся форму.
Это была одна из идей, раскрепостивших сознание людей конца XIX века. К тому же появилось машинное производство и стало ясно, что вещи можно делать теперь любой формы. Далее за художественное осмысление нового принципа взялись профессионалы - архитекторы.
На рубеже XIX и XX вв. мастера модерна начали делать новую мебель, воплощая свой творческий манифест (Антонио Гауди, Чарльз-Ренни Макинтош и др.). Их интересовала новая форма, а не технология. Архитекторы все больше осознавали себя законодателями мод, хотя дизайн еще не выделился в самостоятельную сферу искусства. Свободная форма зданий с конца XIX столетия была обусловлена бурным развитием производства прокатной стали. Сооружения из металла, металла и стекла, канатов и металла конкурировали с еще одним новомодным типом конструкций - из железобетона. Главной же художественной идеей во всех этих случаях было использование "чистого" каркаса без всяческой мишуры. Следующим шагом в развитии этой тенденции (по времени это 1925-1939 годы) стала мебель из гнутых стальных трубок.
В 1925 году архитектор Ле Корбюзье, известный своими новаторскими проектами, вместе с другими архитекторами авангарда заинтересовался возможностями гнутой древесины при проектировании мебели для интерьеров своих зданий, но довольно быстро перешел с древесины на гнутые стальные трубки.
Дизайнер Марсель Брейер с 1925 года разрабатывает в Баухаузе (немецкой высшей архитектурно-художественной школе) мебель из стальных трубок. В 1927 году фирма "Стандард" запатентовала самобалансирующуюся конструкцию Марта Стама. Самобалансирующийся стул - на консоли, без задних ножек, можно назвать самым главным достижением рационального дизайна мебели. Первая "действующая модель" стула самобалансирующейся конструкции Марта Стама была сделана из газопроводных труб. Стул Стама отличался четким кубистическим контуром, конструктивной "прозрачностью" и парадоксальностью идеи - сидящий "висел" в воздухе. Сиденье и спинка из натянутой ткани или плетеной кожи были почти плоскими. Трубка имела небольшой радиус изгиба и образовывала замкнутый контур. Такая конструкция отлично воплощала эстетику геометрического формализма, но плохо пружинила.
В 1928 году появляются проекты мебели Ле Корбюзье и его коллег Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан. Их пускает в массовое производство фирма Тонет-Мундус. В 1931 году такую мебель спроектировал архитектор мирового масштаба, директор Баухауза Людвиг Мисс Ван дер Роэ. Мисс Ван дер Роэ увеличил диаметр трубки, радиус изгиба передних ножек и вынос консоли - конструкция потеряла кубическую форму и приобрела упругость. В отличие от стула Марта Стама, этот стул имел коммерческий успех и производится до сих пор.
В 1930-е годы новый дизайн мебели стал массовым. Ле Корбюзье и Мис Ван дер Роэ делали ставку на такую мебель практически во всех своих архитектурных проектах и постройках. Ле Корбюзье предложил мобильный каркас для кресла-кровати (широко известное "комфортабельное кресло"). Мис ван дер Роэ обтянул стул плетеной сеткой (реплика на традиционную тему). У него в мебели вообще появилась некоторая кривизна (кресло "Барселона" и т.д.). С этого времени, пожалуй, в жилых помещениях и офисах появились диковинные конструкции, которые, тем не менее, вполне отвечают своему функциональному назначению. Мебель из гнутых стальных трубок развивала такие идеи художественного авангарда, как функциональность, стандартизация, применение новых технологий.
Из серийных моделей к стулу Марта Стама ближе всего стул "Тонет" Марселя Брейера. Марсель Брейер в 1925 году первым начал работы над мебелью из гнутых стальных трубок. Его первый стул "Василий" 1925-1927 гг. (модель "Wassily" названа в честь профессора Баухауза, русского художника Василия Кандинского) не имел консольной самобалансирующейся конструкции. Брейер соединил каркас стула с тканью, заменившей мягкие (набивные, пружинные) детали. Отчасти он придал мебели достоинства гамака.
В России также работали в этой области. Знаменитый Татлин на основе металлических трубок создал пространственную систему, не менее сложную, чем в деревянных стульях Тонета. В его модели стула, разработанного вместе со студентами Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских), есть достоинства и модерна (сложная рациональность формы), и авангарда (конструктивность).
Алвар Аалто проектирует мебель, сильно напоминающую металлическую, но из дерева. Деревянные полосы изогнуты в одной плоскости, а фанера "изображает" натянутую ткань. Кстати, к разработке и производству мебели из дерева фирма "Тонет-Мундус" вернулась только в 1970-е.
Разработки 1930-х характеризуются усложненными формами и прямым плагиатом. Например, Эрнст А. Плишке проектирует кресло, для которого понадобилось почти 10 м трубки. О простоте сборки не могло быть и речи.
Появляются стулья без передних ножек, стулья с двойным изгибом консоли, стулья, где пружинящий эффект стал слишком сильным и для удобства сидения была сделано подпорка. В самобалансирующейся конструкции с подлокотниками сиденье со спинкой и несущий каркас можно рассматривать как отдельные части, стул состоит из одной (или двух - левой и правой, когда замкнутость контура уже не очевидна) линии каркаса и нескольких плоскостей сиденья, спинки и подлокотников.
Среди оригинальных конструкций стоит упомянуть кресло, спроектированное Пьеро Боттони для Тонет-Франс, в котором несущий каркас образовывал одновременно подлокотники и спинку, а сиденье парило в воздухе, подвешенное на растянутых канатах; стул ганноверского архитектора Ганса Ницшке, представленный приблизительно в 1932 году в журнале "Abstrakten kabinett" русским мастером авангарда Эль Лисицким. Он относится к наиболее продуманным композициям - два трубчатых контура переплетены друг с другом таким образом, что для стабильности конструкции не нужны никакие дополнительные поперечные соединения. После этого было много конструкций, альтернативных самобалансирующимся консолям: классические спиральные пружины, консоли на подпорках, - однако черту в развитии самобалансирующихся конструкций подвел все тот же Брейер. Он решил смонтировать два полукруглых стержня по обе стороны самобалансирующейся конструкции. Такая конструкция позволила использовать не сталь, а алюминий.
После Второй мировой войны каркас из стальных трубок используют вместе с гнутым деревом (фанерой) и пластмассой (которой можно придать любую форму). Стальные трубки по-прежнему предпочитают гнуть в одной или нескольких плоскостях, повернутых друг относительно друга примерно на 90?, т. е. каркас сохраняет эстетику "прямого угла", характерную для авангарда. Новые идеи дизайнеров воплощаются в сиденье и спинке, выполняемых, например, из таких материалов, как дерево или пластмасса.
После Второй мировой войны стиль трубочной мебели вновь возродился, чтобы продолжить развитие на новом витке - в интерпретации стиля хай-тек (как программное художественное осмысление новых технологий), в пластмассовой, еще более массовой и еще более "раскрепощенной" органической мебели.
Все современные тенденции развития дизайна, даже такие противоречивые, как, например, деконструктивизм, опираются на принципы первой массовой мебели - из гнутого дерева и гнутых стальных трубок. В садовой мебели гнутый металл уступил место пластмассе, форму сиденья диктует отдельная наука - эргономика, а сталь в мебели все равно трубчатая и хромированная.
Предоставлено Группа компаний Альта-Д
Статья о строительстве получена: VashDom.ru