FashionTime продолжает подведение итогов прошедшей модной «пятилетки». Из молодежи 80-х выросло новое поколение дизайнеров. Звезды кино оттеснили топ-моделей, перехватив контракты на лучшие рекламные кампании. Мэтры от кутюр заинтересовались производством спортивной одежды и «товаров для бедных». Воскресим в памяти самые яркие события и самые громкие имена, благодаря которым сегодняшний мир моды стал именно таким.
Кто-то и сейчас на слуху, а кто-то забыт. Давайте восстановим хронологию.
Чем был памятен 2000 fashion-год?
Например, ежегодной международной премией журнала VOGUE и канала VH1 - Les Vogue Fashion Awards – это одно из немногих желанных светских мероприятий, статусное и такое же обязательное для посещения, как вручение премий «Оскар» или «Золотой глобус». Акция традиционно собирает самых известных актеров, дизайнеров, моделей и музыкантов, доказавших свое право быть на авансцене мировой моды.
Приз Les Vogue Fashion Awards особенно ценен тем, что победителей в номинации определяет специальный комитет, состоящий из самых авторитетных редакторов моды, журналистов, стилистов, дизайнеров, фотографов и моделей. И только лидеры в категориях "Дизайнер года", "Самое стильное видео" и "Самое фантастическое видео" определяются результатами независимого голосования посетителей сайтов VH1 и Vogue.
Итак, в 2000 году лучшими представителями мировой fashion-сцены стали: группа No Doubt и Гвен Стефани, премия имени Versace досталась Дженифер Лопес. Она не первая из звезд появилась на публике в знаменитом зеленом платье с декольте, но именно ее выход стал сенсацией. Приз от дома Версаче – достойная «награда за смелость». Хлоэ Совиньи увезла с церемонии «Оскар» за стиль. Кармен Касс была признана лучшей моделью, а Стела Маккартни – лучшим дизайнером 2000 года за свою работу в доме моды Chloé.
Премию за авангард и новаторство в дизайне получил Николя Гескьер, пришедший в 1998 году на пост креативного директора Дома Balenciaga. Его коллекция прет-а-порте буквально вдохнула новую жизнь в умирающий брэнд, так актуальный в 80-х. Особенно fashion-критиков подкупил аспект преданности модельера наследию дома, его уважение к немного чопорной элегантности Кристобаля Баленсиага. Сезон за сезоном создавая новые коллекции и исследуя архивы, молодой творец, едва появившись на сцене моды, стал одним из главных талантов в Париже.
Еще 2000 год стал успешным для Жана-Карла де Кастельбажака. В июле, после длительного перерыва, он представил свою первую коллекцию haute couture, а также две мужских коллекции prêt-a-porter. Изобрел новые духи Castelbajac Women с запахом белого клея и нектара - а это уже что-то! Ведь незадолго до этого, в 1997 году, Кастельбаджак самозабвенно моделировал предметы одежды для Папы Римского и старших духовных чинов Ватикана.
В 2000-м родился Vogue.com! Официальный запуск сайта произошел в октябре, во время начала Paris Fashion Week. В меню - ежедневные горячие новости с подиумов, красота, культура, гороскоп и, главным образом, полное собрание фотографий со всех дефиле.
Начал свою жизнь в сети сайт Net-a-porter. Щелчок мыши - скрещение моды и технологии, ресурс знакомит пользователя с самым большим выбором трэндовых магазинчиков в он-лайн. Люксовые покупки третьего тысячелетия совершаются именно здесь! В меню только высший свет: Marc Jacobs, Viktor & Rolf, Jimmy Choo, Juicy Couture.
В октябре 2000 года Нина Неретина и Донис Пупис становятся первым российскими дизайнерами, приглашенными на Лондонскую Неделю Моды.
Александр Маккуин (Alexander McQueen) внезапно оставляет дом Givenchy для того, чтобы вплотную заняться развитием своего собственного лейбла. То же происходит и с Михаилом Пантелеевым. Этот русский дизайнер одежды, обуви и аксессуаров, живущий в Токио и работающий с июня 1996 года в компании Yohji Yamamoto, в 2000-м уходит из нее и приступает к созданию собственной марки Volga Volga. С октября того же года он регулярно представляет свои коллекции в шоу-руме в Париже, где модели под маркой Volga Volga закупаются культовыми мировыми бутиками. Среди клиенток Михаила замечена Николь Кидман.
На сцене 2001-й! После трех лет, посвященных дому Chloé, его покидает Стэлла Маккартни. Девушка Beatles решается на первые самостоятельные шаги, делая ставку на свою индивидуальную концепцию, противопоставляет привычной лощеной гламурности фантасмагорический и шикарный стиль хиппи.
В то же время Фиби Фило возобновляет контракт с Chloé, возвращая марке тонкую чувственность, изысканную, как плетение английского кружева.
В 2001-м Hedi Slimane, отработав пять сезонов у Ив Сен Лорана, становится у руля Dior Homme и свершает свою маленькую революцию – с помощью одежды «обнажает» суть современного героя, освобождая его от «мужественности», давно ставшей лишь иллюзией. Его мода внедряет неизвестную ранее формулу гармонии между полами, покоряя даже мэтров кутюра, например Карла Лагерфельда.
Неожиданно приятным становится этот год и для британского дизайнера Джулиана Макдональда. Бернард Арно, один из топ-менеджеров LVMH, приглашает его сменить Александра Муккуина на посту главы дома Givenchy. Весной 2001-го Джулиан выпускает свою первую коллекцию от кутюр для Givenchy.
Этот год вообще можно характеризовать как год перемен для крупнейших домов моды и знаменитейших брэндов - в их ряды вливается «свежая кровь», молодое поколение дизайнеров 1972-1974 годов рождения. Так, Кристофер Бэйли, уроженец Уэст-Йоркшира, сын плотника и закройщицы, работавшей у «Marc&Spenser», в 2001 году становится руководителем проекта Burberry.
Юный, но весьма опытный модельер к тому моменту уже имеет за плечами победу в конкурсе на право бесплатно обучаться в Королевском Колледже Искусств в Лондоне. Более чем двухлетний стаж работы у Донны Каран (по ее личному приглашению) и пять лет работы в Gucci бок о бок с Томом Фордом. Но, как истинный англичанин, Кристофер всегда лелеет мечту работать на родине над английским брендом. Поэтому Бэйли предложение работать в Барберри, полученное от Роз Мари Браво, воспринимает более чем благосклонно. Кристофер еще не знает, чем станет для него этот пост всего через какие-то четыре года. В 2005-м журнал Форбс издаст список самых влиятельных дизайнеров современности и Бэйли будет назван номером один, вторым станет Маноло Бланик, третьим - дуэт Доменико Дольче и Стефано Габбана.
Осенью 2001 года Денис Симачев представляет на неделе прет-а-порте Fushion Week свою первую женскую коллекцию. Зажигается новая звезда российской моды.
А весенняя коллекция Dior 2001-го, как всегда, театральна и насыщена яркими ироничными образами. Новая «пьеса» от режиссера Гальяно повествует историю освобождения американской женщины, причем в обратном хронологическом порядке: от первой феминистки - к домохозяйкам в кринолинах времен войны Юга и Севера, а затем - и к индейским племенам.
Первая часть дефиле возрождает из пепла знаменитую «Wonder Woman» - всеамериканскую супергероиню комиксов 50-х годов, созданную художником Уильямом Марстоном. Гальяно отдал дань женщине послевоенной Америки, готовой отринуть социальные стереотипы и отказаться от привычной роли домохозяйки.
Второй героиней коллекции Джон Гальяно делает женщину-торт. Модели вышагивают по подиуму в пышных платьях, их тюлевые подолы изобилуют аппликациями в виде предметов домашней утвари и кондитерских изделий. Эти сладкие наряды Кутюрье - как тест на находчивость.
История «Wonder Woman» заканчивается, отбрасывая ее на столетия назад, к месту рождения – Райскому Острову. Где она окончательно свободна, может носить изорванные платья-лоскуты и шкуры убитых животных, обнажающие смуглое бронзовое тело. Где ее главным аксессуаром является копье, пусть и сделанное ироничным Гальяно из хромированной хоккейной клюшки.
Публика восторженно воспринимает коллекцию, и в этом же году дизайнер удостаивается награды английской Королевой Элизабет за заслуги в области моды. Но общественность больше волнует не факт признания Гальяно, а то, в каком наряде маэстро явится на прием к Королеве? Джон выходит из положения достойно: надевает строгий классический смокинг от Бриони на голое тело, проигнорировав сорочку и галстук. Все это происходит в канун 41-летия модельера.
Модель Shalom Harlow в 2001-м отмечает поворот в карьере, снявшись за год сразу в трех фильмах и став партнершей Вела Килмера в картине «Salton Sea».
Мартин Маржела даже на посту арт-директора Дома Hermes, самого люксового из люксовых и снобствующего из снобствующих, остается верен себе: в 2001-м журнал Vogue делает съемку всей его команды в мастерской. Свое присутствие на фото маэстро обозначает пустым стулом.
В начале 2002-го Alexander McQueen открывает свой первый шоу-рум в Америке. А в октябре он, свежий и похудевший на тридцать фунтов, представляет на Парижской Неделе Моды новую коллекцию «весна-лето 2003», которая безоговорочно покоряет публику. Критики моды отмечают, что Маккуин как будто открывается миру заново, становясь зрелым и «повзрослевшим», таким, каким его еще не привыкли видеть. В его творчестве больше не остается и следа от гнева и агрессии, которые он так любил проявлять в своих ранних работах.
2002-ой становится годом окончательной победы стиля гламур. Новая концепция привлекательности, сексуальная и женственная, бурлящая, бьющая через край, словно гимн роскоши в жизни, где товары класса люкс – необходимый атрибут повседневности. Несдержанная и нескромная, не пошлая, но опошленная - эта тенденция приносит много радостных моментов жертвам моды. Особенно россиянкам, давно жаждущим индульгенции на право так часто и так не к месту показывать и своё тело, и свою финансовую состоятельность.
В том же году еще одним поющим модельером становится больше. На дизайнерскую вахту заступает Шон Комбс, он же Puff Daddy, он же P. Diddy. После успеха коллекции в Америке уличная одежда в стиле gangsta-glam поступает и в лондонский Bloomingdale's, правда, с внушительной наценкой. Но и это не смущает поклонников Шона, все хотят быть в актуальной хип-хоп струе!
C 20 апреля 2002-ого коллекция марки Volga Volga дизайнера Михаила Пантелеева, отобранная лично Рей Кавакубо, появляется в новом концептуальном токийском бутике 10, Corso Como Comme des Garcons, принадлежащем основательнице Comme des Garcons.
22 января 2002 года Ив Сен Лоран представляет своё прощальное шоу. Видевшие сравнивают эту ослепительную ретроспективную коллекцию даже не с прекрасной песней, пусть и печальной, а с единым звуком – настолько она была законченной и целостной. В финале на сцене появился сам Кутюрье, взволнованный и смущенный. С ним были его преданные подруги и музы: Катрин Денев и Летиция Каста.
А «новый» Карл Лагерфельд предстает миру! «Я ушел в лечение, как другие уходят в религию», - говорит он позднее. Знаменитый модельер, решив изменить свою жизнь, делает самый правильный выбор, начинает перемены с самого себя. Он худеет на восемь размеров, на 42 килограмма! В преклонном возрасте он становится стройным и подтянутым, теперь ему ничто не мешает носить так любимые им костюмы, узкие джинсы и приталенные пиджаки от Хэди Слимана. Что это? Перфекционизм, влияние моды или вера человека в широту своих возможностей и собственные силы? В любом случае пример, достойный подражания!
В 2003 году 20 ноября в Париже умирает великий итальянский Кутюрье – Лорис Аззаро. Он основал дом моды в 1968-м, став создателем одного из самых ярких и узнаваемых образов своего времени. Он умел сделать свою героиню блистающей и в прямом, и в переносном смысле слова, поистине шикарной! Сейчас бы сказали «слишком одетой», но в 80-х царили свои законы, и никто не знал их лучше, чем он! Его поклонницами были яркие и смелые женщины: Рэкуэл Вэлш, Клаудиа Кардинале, Джоан Коллинз, Софи Лорен, Изабель Аджани и многие другие звезды.
Мартин Маржела в 2003 году, после ухода с поста креативного директора дома Hermes, начинает выпускать люксовую линию женской одежды, получившую порядковый номер «4». Коллекции «четвертой» линии брэнда «Maison Martin Margiela» ориентированы на вкусы клиентов, успевших полюбить классические вещи из высококачественных материалов от Hermes.
Одним из ярчайших моментов на осенней Неделе Моды в Париже становится дефиле Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood) . Подиум в ее прочтении - это улица, ведущая вдоль стройки. Реальный асфальт покушается не на одну пару тощих модельных коленок, но даже свежие ссадины не огорчают юных красоток. Липкие ленты «Nо trespassing!» ограждают от неприятностей публику, модели не просто идут – они уже танцуют, живая, по-юношески задорная атмосфера заряжает зал.
Оскаровской ночью в марте 2003-го Николь Кидман становится лучшей актрисой года. В течение вечера на ней - изысканное черное платье со скользящими лямками от Жана Поля Готье.
В том же марте Александр Маккуин в день своего 34-летия выпускает свои первые духи «Kingdom».
Экс-топ-модель Кристи Терлингтон расторгает свой брак, дабы выйти замуж вторично, как она говорит, «за мужчину своей мечты» - актера и режиссера Эдда Бернса. 7 июня 2003 года в Сан-Франциско молодые устраивают по-католически «скромную» свадебную церемонию. Невеста венчается в платье, специально сшитом для нее Джоном Гальяно, среди гостей - Стинг и Вин Дизель. Боно ведет вечер и завершает его своим концертом.
На очередной премии Vogue Fashion Awards 2003-го Нарцисио Родригес побеждает в номинации «Лучший дизайнер женской одежды», Майкл Корс из рук Эдриана Броуди получает награду за лучшую мужскую коллекцию. Лучшим международным дизайнером года называется Александр Маккуин, а премию за особый вклад в развитие мировой индустрии моды получает Анна Винтур.
В сентябре 2003 года французская группа LVMH назначает Антонио Марраса креативным директором женской линии Kenzo. Среди самых передовых итальянских дизайнеров он больше остальных уделяет внимание процессу исследования образцов редких тканей, вышивок и кружев. Своей скрупулезностью в выборе фактур и тягой к поиску новых он напоминает самого Кензо.
2004 год открывается рекламной кампанией духов «Very Irresistible» от Givenchy. Лицом нового парфюма становится Лив Тайлер, блиставшая сезон назад в киноэпопее «Властелин колец». Съемку актрисы для постеров и журнальных публикаций проводит всемирно известный фотограф Марио Тестино.
В 2004-м Lagerfeld начинает сотрудничество с сетью магазинов недорогих товаров H&M. Это безусловное новшество, до сей поры никто из великих не решался спуститься с «от кутюр» к уровню масс-маркета. Такой рискованный поступок когда-то стоил Пьеру Кардену имени и репутации. По сей день Франция не простила ему шага навстречу массовому производителю. Однако времена меняются, и сейчас уровень продаж важнее рамок хорошего тона. Каждый хочет купить автограф Карла Лагерфельда за доступную цену.
Еще одна звезда кино привлечена к рекламе. В 2004-м Demi Moore становится лицом Versace в рекламной кампании коллекции «осень-зима 2005/2006». Как заметили владельцы дома Версаче, актриса олицетворяет собой образ цветущей и жизнерадостной матери семейства. И, характеризуя активность Деми Мур, привели достаточно забавное для русского уха сравнение с лодкой, сказав, что «у нее ветер в корме». Что тут еще добавить – правы на 100%.
Той же осенью Gap отмечает своё 35-летие сменой имиджа, делая «лицом» марки привлекательную и стильную Сару Джессику Паркер. Героиня из «Sex & the City» принимает эстафету у Лорен Хаттон, Мадонны, Демми Мур и Ленни Кравица.
В 2004-м Adidas, продолжая тенденцию объединения моды и спорта, начатую Ямамото, приглашает Стелу Маккартни создать новую высокотехнологичную коллекцию одежды, в которой можно бегать, плавать, боксировать или заниматься йогой, оставаясь при этом стильным.
В этом же году, 23 января, в Голливуде умирает Великий Фотограф, художник от Бога – Хельмут Ньютон. Уроженец Берлина, в 1948 году он эмигрировал в Австралию, где встретил свою жену – актрису Джун Брунелл, которая оставалась с Мастером до последней минуты его жизни. В 1961-м он начинает снимать для модных журналов и вносит принцип художественной постановки в простые журнальные снимки модной женской одежды. Ньютон быстро приобретает репутацию перфекциониста, устраивая многочасовые съемки только ради того, чтобы на выходе получить один-единственный кадр. Его работы, откровенные и эротические, сладострастные и двусмысленные, были шокирующими для того времени. Снимки, не раз делавшие Ньютона героем скандалов, останутся актуальными всегда, как картины Леонардо.
В 2004-м после успеха картины «Мулен Руж» мадемуазель Николь Кидман становится новым олицетворением духов Chanel N°5. По мнению экспертов, знаменитая австралийка несет гораздо больше чувственной привлекательности, чем кто-либо, ранее рекламировавший этот аромат.
Том Форд проводит последний показ для дома YSL. Бесчисленные фанаты Gucci оплакивают уход из мира моды техасского миллиардера, чье имя было нарицательным как олицетворение успешности. Того, кто стал самым влиятельным дизайнером ушедшего десятилетия. Bye-Bye, Tom Ford!!! Очень жаль... Следующий?!
«Нью-Йорк Таймс» публикует первую статью о «Metrosexuals». Метросексуалы все больше обращают на себя внимание общественности, как никогда актуальным становится мужской мake-up. Выходят новые средства по уходу за кожей рук и ногтей с сухими маслами, замаскированные под офисные маркеры. Жан Поль Готье выпускает линию легких и натуральных средств мужской декоративной косметики «Le Mâle».
2005-й только окончился, его события еще свежи в памяти, но, тем не менее, стоит вспомнить и о них.
Из-за принципиальных разногласий и критики крупных люксовых групп, которые «ведут к стандартизации моды», Жиль Сандр покидает свой собственный дом моды, созданный ею в 1973 году и выкупленный в 1999-м. Прада, такие трения случались и ранее, но на сей раз объявлено об окончательном уходе. Новая коллекция, представленная в феврале 2005-го на Миланской Неделе Моды, производится уже без участия Жиль Сандр группой дизайнеров, ранее работавших под ее началом. В мае Дом объявляет имя правопреемника, им становится бельгиец Раф Симонс, работающий в Антверпене. Его первая коллекция для Jil Sander будет показана в Милане в феврале 2006-го. Посмотрим, сумеет ли он сохранить традиции и неподражаемый стиль марки.
В марте 2005 года дом Givenchy объявляет имя нового проектировщика, им становится итальянец Риккардо Тисси. Молодой дизайнер родился в Южной Италии в 1975-м и окончил лондонский Сен-Мартин. До прихода в Живанши работал с Антонио Берарди, Missoni и Ruffo.
Dolce и Gabbana – тандем, воспламенивший итальянскую моду, празднует в этом году 20-летие творческой деятельности. Дуэт устраивает грандиозный хэппенинг по этому поводу и выпускает альбом-воспоминание, рассказывающий историю становления легенд моды.
2005-й. Том Форд возвращается! Ни в моду, ни в кино, а в индустрию красоты, с авторской линией косметических средств Estée Lauder. Это объявление стало громом среди ясного неба, и мир, затаив дыхание, ждет появления на прилавках новых «золотых баночек» весной 2006 года. Для Форда это тоже крайне важный момент, он не имеет права на ошибку, ибо рейтинги его стремительно падают.
Шэрон Стоун становится лицом рекламной кампании серии средств по уходу за зрелой кожей от Dior. Она одна из немногих, кто, регулярно появляясь на красной ковровой дорожке, смотрится все более и более эффектно! Создается впечатление, что время над ней не властно. Красота и мировая популярность Стоун, а также согласие сниматься в «Основном инстинкте-2» сделали этот контракт невероятно выгодным вложением для Диор.
Скандалом года становятся снимки Кейт Мосс на первой полосе Daily Mirror. Ее фото в момент употребления кокаина облетело планету. H&M, Burberry, H.STERN, Chanel и Dior незамедлительно сообщают о разрыве контрактов с супермоделью. Однако общественность довольно быстро успокаивается. Ну, погрозили пальчиком, напомнили девушке о шипах и терниях звездного пути, и ладно - бизнес прежде всего!
Выходят в свет первые духи Сары Джессики Паркер. Благоухающая, белая и шелковистая – такими эпитетами создательница характеризует героиню аромата «Lovely».
Конечно, это далеко не все интересные события, произошедшие за последние пять лет. Более того, наверняка у каждого из вас - свой личный рейтинг значимости. Точно то, что перечисленные «вехи» модной истории наиболее ярко характеризуют современную fashion-действительность, задавая собственные векторы и направления.
Кто станет новым Диором или Шанель, какой эталон красоты сформируется в новом веке? Что будет дальше? Поживем - увидим.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия