Зачем придумали женские журналы Журнал – это прежде всего чтиво. А потом уже картинки и прочая условно нужная муть типа рекламы. У чтива, думаю, всего две цели. Первая – развлекать читателя. Завлекать и увлекать.
Вторая – поучать. Проводить ликбезы. Предоставлять нужную, искомую в конкретном эпистолярном издании информацию. В идеале – эти два понятия совмещены, и развлекательное чтиво несет немалую информационную нагрузку, увлекая вопросами к ответам с доступной легкостью. В какой категории находятся женские журналы? Проанализировав, пришла к неутешительному выводу: большинство из них – хитрая манипуляторская штучка!
Первопроходцы Когда появился самый первый в мире женский журнал и о чем он был – мне узнать не удалось. Ссылки ведут в 1693 год, в Лондон, к журналу для леди "Ladies' Mercury". Зато точно известно, что первый женский журнал у нас появился в Петербурге, в 1779 году, и носил потрясающее название «Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета». Отцом сего детища был, как ни странно - мужчина. Некий господин Николай Новиков, знаменитый в то время издатель и филантроп, да и вообще, вспоминают - очень хороший человек. С одной стороны – это было развлекательное чтиво для женщин, с массой стихов, поэм, переводов модных авторов. Так же там были анекдоты, страницы мод и нарезка любопытных фактов. Сам же Новиков обещал, что печатать будет «только такие сочинения, кои приятны и забавны». Но с другой стороны, вся подборка была сделана мужским вкусом и взглядом. Вот расчудесный пример со странички вопросов со стихотворными ответами:
Вопрос: «Какая разница между вином и женщиной?»
Ответ: «Ничем на женщину вино не схоже:
Тем лучше нам вино, чем старее оно,
А женщин любим тех, которые моложе!»
Не думаю, что дамы были в повальном восторге от такого ответа…хотя он очень мужской. Понятный. Но весьма неприятный!
Чуть позже, в 1791-м, уже другой мужчина, некий Окороков, выпустил журнал с названием, говорящим самим за себя: «Магазин английских, французских и немецких новых мод с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпрепровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов и пр.». Не стану утруждать читателя описанием наполнения сего журнала – это очевидно…
Журнал для советской женщины Проскочим немалый временной период, когда в журналах мало что менялось, либо же их не было вовсе из-за обилия войн, развязываемых в основном мужчинами. Перейдем к такому уникально-показательному явлению, как «советский женский журнал».
Мы часто хохмим и ёрничаем над феноменальным понятием «советская женщина». А мне кажется, это чуть ли не самый трагичный женский образ. До сих пор не понимаю, чем отличалась «Работница» от «Крестьянки». Безусловно одно: их делали не для женщин. Это власти моделировали поведенческие шаблоны для прекрасной половины человечества, зомбируя женщин идеологией того исторического периода. И если в первом питерском журнале конца 18 века круг интересов дамы издатели ограничивали модами и стихами, тем самым показывая, что женщине достаточно быть хорошо одетой и оперировать цитатами из знаменитых книг, то в начале 20-го века все стало совершенно иначе! Женщина должна быть матерью, дояркой, свинаркой или бабой-станком. Вот и все, собственно. Нет, бесспорно, в это же время выходила масса прелюбопытных журналов: “Искусство”(1933-41), “Искусство кино”(1931-40), “Искусство и жизнь”(1929-30), “Кино и жизнь”(1929-30), “Кино и культура”(1929-1930) “Кино”(1935-37), “Рабочий и театр”(1931), “Колхозный театр”(1934), “Деревенский театр”(1931-34), “Фотограф”(1929), “Пролетарское фото” (1932-33)) — “Советская архитектура”(1931-34)… На фотографиях были изображены счастливые колхозницы и многодетные матери, фильмы славили трактористок и стахановок. Замкнутый круг. Со всех сторон – с плакатов, из журналов и фильмов – на «советских женщин» лился светлый образ крепкой бабенки в хустке, счастье которой приносят лишь нескончаемые беременности, тяжелая работа да партсобрания. И тысячи тысяч этих женщин не то что оргазма не пережили ни одного в своей жизни – даже о наличии у себя клитора они так и не узнали. Это даже не смешно.
Единственным лучиком света, на мой взгляд, была статья “Наркомпроса А. В. Луначарского” под названием: “Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?”, где нарком заверяет: “Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того, чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт”. Кстати: с чувством юмора в то время был полный порядок, и юмористичесих изданий тоже была тьма («Крокодил», например, в то время и родился). Видимо, смех заменял людям секс…
Современность 21 век. Мир независимых, самодостаточных женщин. Мир умных женщин! Мы не пашем поля, а на даче сажаем только редкие сорта роз. Мы образованы. Хорошо одеты. Ухожены. У нас карьерные перспективы и налаженная половая жизнь, насыщенная оргазмами. И у нас гигантский выбор женских журналов.
По покупаемому женщиной журналу определяется ее самооценка. Яркие дорогие глянцевики покупают дамочки с претензией на полную автономию. Они скорее поверят в инопланетян и говорящих собак, нежели в праматерь-наладчицу-токарного-станка. Их интересы – карьерный рост, секс, шмотки и косметические средства. Если верить читаемому ими журналу. Без комментариев.
Тоненькие пестрые журнальчики я прозвала «брошюры неудачниц». Почти все они построены на якобы явном диалоге с читательницей, которой постоянно нужно утирать нос. Истории якобы из жизни, с комментариями якобы психологов. В голодное время я даже сотрудничала с ними, килограммами ссыпая примитивные тексты со своими же комментариями. Издатель, от лица своего электората, требовал единого: семья должна быть! Муж, даже если он пил-бил-гулял, должен остаться с детьми! Помятуя это, я с тоской гляжу на тусклые макушки читательниц этих дешевых журнальчиков. Рабыни. Овцы. Простите – я не со зла. Я от отчаяния. Мне ужасно хочется их встряхнуть. И отправить в парикмахерскую вместо того, чтоб выслеживать любовницу супруга. Но редактор топал ножками и выкидывал эти тексты…
Есть еще целая категория женских журналов, которая доходчиво разъясняет женщине, как правильно обслуживать мужчин. В постели. На кухне. Как угождать. Предвидеть желания. Чувствовать перемены. Ужас! Фатальная череда женских «должна» и «обязана»!
Милая, мудрая подруга (а если ты все еще читаешь это – то ты уже явно как минимум – единомышленница)! Рамки – для картин, а не для людей, не так ли? Ты можешь назвать полдесятка изданий, листая страницы которых – ты просто отдыхаешь? Где тебе не навязывают манеру поведения и кредит твоей мечты. Где тебя не пичкают пафосно-мажорным бредом кухарок-нимфоманок. Где ты чувствуешь себя – собой, а не шаблоном. Можешь? Великолепно. Это именно то, достойно твоего внимания.