Гейнсборо. Портрет миссис Сиддонс |
Экспозиция этого музея не относится к числу самых обширных. Но качественно он не уступает таким гигантам, как парижский Лувр или петербургский Эрмитаж. По отношению количества всемирно известных шедевров к общему размеру коллекции Лондонской Национальной галерее в мире нет равных. Трудно найти среди знаменитейших художников мира такого, картины которого отсутствовали бы в лондонском собрании.
При этом величайшие европейские школы живописи представлены в лондонской экспозиции не просто самыми прославленными именами, но и кульминационными работами этих мастеров. Коллекция Лондонской галереи позволяет полноценно изучать историю европейского искусства в его вершинных проявлениях.
Конечно, находясь в Англии, в первую очередь хочется познакомиться с английским искусством. Музей предоставляет эту возможность в полной мере. Пейзажи и портреты Гейнсборо и Лоуренса, сатирические полотна Хогарта демонстрируют британскую художественную школу во всем ее своеобразии. Живопись Англии достойно соперничает с более знаменитыми живописными традициями Италии, Нидерландов, Испании, неслыханно богато представленными в Лондонской Национальной галерее.
Экспозиция содержит жемчужины итальянской школы живописи - это и «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи (зрелый вариант более ранней работы, хранящейся в Лувре), и его же картон «Святое семейство», шесть полотен Боттичелли, в том числе одна из самых знаменитых его картин «Венера и Марс», «Крещение» Пьеро делла Франческа, не говоря уже о произведениях фра Беато Анжелико, Антонелло да Мессина, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Хотелось бы обратить внимание путешественника на коллекцию картин венецианца XV века Карло Кривелли. Сейчас этот прекрасный художник не так знаменит, как в 1861 году, когда он считался одним из самых значительных художников Итальянского Возрождения, и за его «Мадонну Рондино» была уплачена фантастическая по тем временам сумма в 2184 фунта. Для сравнения - единственная в галерее картина делла Франчески была куплена тогда же за 241 фунт.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини |
Нидерландская школа представлена самой значительной в Европе коллекцией. Она включает четыре полотна Яна ван Эйка (ни один музей мира не располагает таким собранием), в том числе одну из самых значительных его картин - портрет четы Арнольфини, произведения Кампена, Мемлинга, Кристуса, ван дер Вейдена, Боутса, Давида, Босха - всех звезд нидерландского «золотого века» живописи, а сверх того - Брейгеля, Рубенса, Рембрандта, ван Дейка и других знаменитых голландцев. Обратите особое внимание на великого голландского художника XVI века Вермеера Дельфтского. В Лондонской галерее есть две его картины, и это немало: Вермеер, один из самых загадочных художников Нидерландов, оставил после себя так мало произведений, что по всему миру они наперечет, и даже в Голландии, на родине художника, находятся лишь шесть его полотен.
Веласкес. Венера перед зеркалом |
В Лондонской галерее выставлены произведения крупнейших испанских художников: Эль Греко, Мурильо, Риберы, Сурбарана, Гойи. Величайший живописец Испании Диего Веласкес представлен в музее девятью полотнами, и среди них - едва ли не самая знаменитая картина испанской школы «Венера перед зеркалом».
По сравнению с испанцами, итальянцами и фламандцами, немецкая и французская коллекция не столь богаты. Но тем не менее имена Кранаха, Альтдорфера, Гольбейна, Дюрера, Каспара Давида Фридриха, Ватто, Пуссена, а также самых знаменитых французских импрессионистов говорят сами за себя.
Галерея приятно отличается от большинства европейских музеев отсутствием платы за вход, а также удобным расписанием - без выходных, с 10 до 18 часов, в среду - с 10 до 21 часа.
Официальный сайт Лондонской национальной галереи: www.nationalgallery.org.uk
Британский музей
Карта мира. Вавилон (около 700-500 гг. до н.э.) |
Простое и гордое имя Британского музея носит одна из грандиознейших сокровищниц мира. На территории почти в 6 гектаров, в комплексе зданий, возводимых в течение более чем ста лет, хранятся памятники всех ныне известных мировых культур. Благодаря этому Британский музей заслуженно именуют музеем цивилизаций.
Британский музей - один из немногих музеев Европы, который интересен не только представленными в нем экспонатами, но и сам по себе является драгоценнейшим памятником культуры. Его почтенная двухсотпятидесятилетняя история неразрывно связана с историей Великобритании - страны, где процветали естественные науки. Именно ученый-натуралист - не художник, не меценат - положил начало ныне прославленному собранию. Это был королевский лейб-медик сэр Ханс Слоун (1660-1753). За свою долгую жизнь он собрал гигантскую коллекцию естественно-научных, этнографических и художественных редкостей.
Британский музей начался именно с этой коллекции, завещанной Слоуном государству вместе с обширной библиотекой. Тогда же правительство приобрело фамильную коллекцию английских рукописей графа Эдварда Харли, а в 1753 г. - собрание исторических манускриптов, редких книг и монет коллекционера сэра Роберта Коттона (1571-1631). Так стали постепенно определяться основные направления будущего музея: естественные и гуманитарные науки, а также нумизматика.
Начиная с того момента, когда наследство сэра Слоуна перешло в руки английского правительства, развитие музея шло под неусыпной заботой государства. Для сбора средств на приобретение коллекций и музейного здания была организована лотерея, в результате которой был куплен изящный особняк Монтегю-хаус, стоящий посреди парка в тогдашнем лондонском пригороде Блумсбери (ныне - один из районов Лондона).
В число совета попечителей, стоявшего во главе музея, входили члены семейств основателей: Слоун, Коттон и Харли, государственные деятели и, разумеется, ученые. Коллекция пополнялась благодаря заботам королевского дома: в 1757 году король Георг II (1727-1760) передал в дар рождающемуся музею придворную библиотеку, которой уже в то время было около трехсот лет (ее начали собирать в XV веке). Именно Георг II издал распоряжение, согласно которому библиотека Британского музея получала право на первый экземпляр каждой книги, вышедшей на территории Великобритании.
15 января 1759 г., за полтора с лишним года до смерти короля Георга, музей открылся. Интерес к нему был необычаен. Многие дожидались месяцами своей очереди: пускали туда только по предварительной записи, хотя музей изначально создавался как общедоступный. Посетители получили свободный доступ во все залы лишь во второй половине XX в.
В течение XVIII-XIX вв. собрание музея активно пополнялось. В 1772 г. британское правительство купило коллекцию древнегреческих и этрусских ваз. Через тридцать лет, в 1802 г. - еще более важное приобретение: английские войска в Египте, столкнувшись с наполеоновской армией, обнаруживают среди захваченных французами трофеев множество произведений искусства древнего Египте. В их числе - ставший впоследствии знаменитым Розеттский камень, ныне - одна из драгоценнейших жемчужин Британского музея.
Благодаря этой базальтовой плите, на которой выбит длинный текст на древнегреческом и древнеегипетском языках, французский ученый-египтолог Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) совершит свое открытие: сравнив параллельные тексты, он откроет секрет расшифровки древнеегипетских иероглифов.
Центральный барельеф восточного фриза Парфенона. Афины, Греция (438-432 гг. до н.э.) |
Не проходит и пятнадцати лет, как Британский музей украшает еще один шедевр, тоже приобретенный путем не слишком праведным. Англичанин лорд Эльджин, большой поклонник античной Греции, добивается от турецкого правительства (в то время Афины принадлежали Турции) фирмана, где сказано: «Никто не должен чинить ему препятствий, если он пожелает вывезти из Акрополя несколько каменных плит с надписями или фигурами». Лорд Эльджин широко истолковал любезное разрешение: он отослал в Лондон ни много ни мало двести ящиков, содержащих целые фризы и множество архитектурных деталей Парфенона, созданного некогда под руководством великого Фидия.
Рубенс. Портрет Изабеллы Брант. (около 1621 г.) |
Эти же методы практикуются и в дальнейшем. Английские археологи - Артур Эванс на Крите, Флиндерс Питри в Египте, Остин Генри Лэйярд в Месопотамии и другие - совершают ряд крупнейших открытий. Какое бы то ни было законодательство, упорядочивающее вывоз археологических ценностей, тогда отсутствовало. Все находки английских археологов, естественно, покидали страну и становились достоянием стремительно расщиряющегося Британского музея. Собрание обогащается скульптурами мавзолея в Галикарнассе, храма Артемиды в Эфесе, считавшихся чудесами света. Появляется великолепный отдел Ассирии и Шумера, сердцевина которого - обнаруженные Лэйярдом статуи и рельефы из дворца царя Ашшурнасирапала (884-859 гг. до н.э.), в свое время потрясшие мир и оказавшие заметное влияние на европейское искусство.
Ныне музей владеет крупнейшим в мире собранием скульптуры Передней Азии, отдел египетских древностей насчитывает около 66 тыс. единиц, а древнегреческое собрание располагает целым рядом всемирно прославленных шедевров: кроме скульптур Акрополя, это бюст Перикла, статуя Деметры и другие.
Небольшой Монтегю-Хаус не мог вместить поток сокровищ, текущих в Лондон из колоний. В 1823-47 году появляется первый ряд пристроек к нему, которые делались и в дальнейшем по периметру здания. Парадный фасад получает торжественную колоннаду, а внутренний двор превращается в читальный зал. Естественнонаучные коллекции переведены в музей естественной истории. Музей человечества принимает этнографическую коллекцию, включающую памятники Африки, Океании и доколумбовой Америки. Из Монтегю-хаус выехала и библиотека Британского музея, ныне объединенная с другими книжными собраниями и образующая Британскую библиотеку. Но и по сей день в старом здании музея остается коллекция рукописей и многие библиографические редкости.
Линдоусский человек (сер. 1 в. н.э.) |
Сегодня Британский музей на своем сайте скромно именуется «возможно, величайшей в мире коллекцией археологических находок». Экспозиция делится на десять частей. Это памятники (в основном, скульптура и прикладное искусство) Древней Греции, Рима, Древнего Египта, Африки, обеих Америк, Азии, Японии, Ближнего Востока, тихоокеанских островов.
Специально выделено нумизматическое собрание, включающее более 750 тысяч монет и медалей, европейское прикладное искусство Средневековья и Нового времени и английская коллекция - памятники искусства и археологические материалы, начиная с доримской эпохи. Среди них - так называемый «линдоусский человек» - найденная в 1984 г. в болотах северо-западной Англии предполагаемая жертва друидического жертвоприношения.
Хотя в Британском музее нет значительной живописной экспозиции (одна из прекраснейших коллекций европейской живописи хранится в Лондонской Национальной галерее), он располагает одним из самых крупных собраний рисунка и гравюры, насчитывающим около 570 тыс. листов. Среди них творения великих художников: двадцать рисунков Леонардо да Винчи, тридцать один - Рафаэля, восемьдесят пять - Микеланджело, около сотни рисунков и гравюр Дюрера, сто семнадцать - Рембрандта, двести - Гольбейна. Если прибавить к этому коллекцию графики Антуана Ватто и Клода Лоррена, то масштаб лондонского собрания предстанет во всей своей грандиозности.
Музей открыт ежедневно, без выходных. Часы работы: с понедельника по субботу с 10 до 17 часов, в воскресенье с 12 до 18 часов. Как и в другие крупные галереи Лондона, вход в Британский музей свободный. Плата взимается лишь за вход на некоторые выставки, но и в этом случае дети до 16 лет входят бесплатно.
Боттичелли. Венера и Марс |