Жарким пламенем дышит горн. Мастер, облаченный в брезентовый фартук, откидывая перевязанные кожаным ремешком длинные волосы, пристально вглядывается в пурпурно-алые переливы, которые волнами пробегают по раскаленному куску железа. Наконец опытный взгляд ловит ту единственную искорку, которая говорит: «Пора, металл созрел!»
Подчиняясь силе таланта, металл позволяет делать с собой все. Смирясь, он уподобляется покорной глине, и мастер придает ему форму, рожденную полетом творческой мысли. После чего, превратившись в колышущийся на ветру цветок или изящный листик с тоненькими прожилками, металл застывает навеки.
Чтобы одно поколение, сменяя другое, с восхищением смотрело на произведение искусства, рожденное в прокаленной кузнице, под грохот молота и тяжелые вздохи горна:
Что это? Исторический экскурс в стародавние времена? Или главка из книги Пыляева «Старинный Петербург»? Отнюдь нет! Эти строки написаны под впечатлением посещения современной петербургской кузницы, где куются такие чудные изделия, что установи их в Летнем саду - они не создадут дисгармонию. А все потому, что диалог с молотом и наковальней ведут наследники традиций мастеров, которые ковали железное кружево для зарождающейся в устье Невы северной столицы.
И Петр Алексеевич любил молотом помахать
А начиналось кузнечное дело в наших краях. Да как и многие другие - с Петра Алексеевича, который и сам любил на досуге зайти в кузню и, скинув кафтан капитана Преображенского полка, помахать молотом от души, по-царски. Именно при нем в городе стали появляться великолепные архитектурные и садово-парковые ансамбли, в оформлении которых использовались изделия художественной ковки: ограды, фонари, перила, решетки, ограждения для балконов и лестниц: Старые русские кузнецы не только в совершенстве знали секреты ковки, но и славились высоким художественным вкусом. Решетки и ограды, созданные ими, замечательно смотрятся до сих пор, причем как вблизи, так и на приличном расстоянии. Тайна их красоты заключается в строгом соответствии художественных элементов и их ритмичности. Всмотритесь еще раз в решетку Летнего сада, которая признана лучшей декоративной оградой в мире. Удивительно гармоничное, легкое металлическое кружево из копий, лепных розеток и вытянутых прямоугольников не приедается, не утомляет глаз, а лишь рождает в душе легкий восторг и уважение к тем, кто сотворил такое чудо.
А старые питерские улочки и переулки с легкими коваными решетками балконов, затейливыми башенками и флюгерами, выполненными в классическом или готическом стиле? По этим улочкам можно ходить, как по бесплатному музею, и любоваться искусством кузнецов, ковавших неповторимый облик города.
Более поздняя, постпетровская эпоха художественной ковки представлена произведениями в стиле русского барокко, популярного во второй половине XVIII века. Здесь игривый кованый узор решеток с использованием растительных мотивов контрастирует с мощными столбами. Вслед за барокко в город пришел модерн с его пластичностью линий и асимметрией извивающихся стеблей диковинных растений, сплетенных в причудливый орнамент. Зачастую такой рисунок с решеток переходит на стену дома и, далее, уже в камне или гипсе, развивается по фасаду. Феерическое зрелище! В стиле модерн построен и первый в России Царскосельский (ныне - Витебский) вокзал, богато декорировано металлом, не говоря уж об арочных фермах, дебаркадерах и перекрытиях. Их довольно массивный вид не помешал конструкторам внести некоторую игривость в переплетение балок, арок, украсив их металлическими цветочками. А узорчатые перила? А уникальная винтовая лестница? А ажурные козырьки над входами, не повторяющие друг друга? Вы стояли когда-нибудь под этими коваными «игрушками»? Не случайно в свое время велись разговоры о переделке вокзальных помещений в художественный центр:
К несчастью, в прошлом веке традиции художественной ковки были утрачены. С развитием прокатного и кузнечно-штампованного производства в архитектуре все реже стал применяться декоративный кованый металл, который заменили безликие сварные конструкции из прокатных профилей круглого, квадратного и прямоугольного сечения. «Завещания» старых мастеров хранили лишь энтузиасты, которые знали - пройдут годы, и их мастерство, равно как и произведения художественной ковки, вновь будут востребованы. Потому что это - наше, российское, живое, потому что полностью отвечает духу и стилю великого города.
И наконец час пробил:
Без шаблонов, своими руками
Сегодняшняя популярность изделий художественной ковки как в городском, так и загородном домостроении объясняется тем, что они идеально дополняют интерьер, придавая ему неповторимый облик. Но при этом органично смотрятся в любом стиле - от классики до модерна, и в любом пространстве. Художественный металл уникален еще и тем, что сочетается со всеми материалами - камнем, стеклом, древесиной и даже текстилем, а это открывает художнику по металлу безграничные возможности для творчества и воплощения самых смелых идей.
Стоит заметить, что, когда идет речь о художественной ковке, имеется в виду ручная, творческая работа, в процессе которой автор волей-неволей выражает в изделии свою индивидуальность. Две одинаковые детали или два одинаковых элемента декора сделать невозможно по определению! Шаблонная конвейерная ковка, выполненная на станках холодным методом, без нагрева, с художественной не имеет ровным счетом ничего общего и у мастеров считается «мертвой». И даже непрофессионал, пожелавший украсить интерьер кованым изделием, без труда отличит ручную работу, в которой «прорисованы» мельчайшие детали и чувствуется душа мастера, от стандартно-штампованной поделки.
В подлинном кузнечном деле сегодня используются все те же дедовские инструменты: горн, молот, наковальня, щипцы, пробойники, гладилки, клещи, тиски. Из достижений научно-технического прогресса в кузнях можно встретить разве что механические молоты, да электро- или газосварку. Не изменились «со времен очаковских и покоренья Крыма» и материалы, с которыми работают кузнецы: это - черный и цветной металлы (медь, латунь, бронза). Поэтому труд мастеров художественной ковки тяжел и кропотлив, зато результат зачастую превосходит ожидания самого взыскательного заказчика.
Как «обковать» дом от калитки до спальни
Все это - нюансы современного кузнечного ремесла, в которые владелец загородного особняка, может, и не должен вдаваться, для него главное - чтобы было красиво, ярко, живо: Вот почему для создания в своем владении ландшафта с использованием кованого декора и (или) соответствующего интерьера в доме первым делом надо отыскать настоящего мастера. И не следует сразу же отвергать цельную красоту устоявшихся стилей, пытаться навязать художнику свое видение предмета и мировоззрение! Поверьте, высказав личные пожелания относительно оформления дома и участка, лучше всего довериться в их воплощении вкусу и таланту опытного художника. Конечно, желание клиента, который платит деньги (и немалые!), в наше время - закон, и кузнец сделает все: например, готические светильники для гостиной в стиле барокко: Но это будет, мягко говоря, далеко не лучшим решением!
Сколько людей - столько и мнений по поводу того, какие кованые изделия хотелось бы видеть в доме и возле него. Одному достаточно ворот с личным вензелем по центру, другой ограничивается светильниками по фасаду, третий - ажурными решетками на окнах и камине. И это - вполне нормально.
Высший шик - «комплексный подход» к решению проблемы, когда кованые изделия органично прослеживаются от ворот к малым архитектурным формам приусадебного участка, до фасадной отделки и получают свое логическое завершение уже внутри апартаментов. В итоге возникает единый ансамбль, выполненный в узнаваемом петербургском стиле. Пройдя через чугунные ворота, мимо кованых парковых светильников в виде распустившихся пионов, вы поднимаетесь по лестнице с коваными перилами и попадаете в гостиную, украшенную чугунным покерным столиком со столешницей из красного дерева и камином, черный металл решетки которого отливает матовым цветом в языках пламени:
В любом случае, будь то маленький или большой заказ, мастер выезжает на место и, выслушав потенциального клиента и окинув взором творца объект, делает фор-эскизы, на которых заказчик может увидеть, как все будет выглядеть в цвете и объеме. После согласования и утверждения сметы начинается ковка изделий, и уже готовые образцы привозят на место и монтируют, что называется, «под ключ». Другой вариант - когда кузнец трудится по готовым эскизам, выполненным дизайнером. Хорошо, если все работы будут выполнены одним мастером - «одним почерком».
Самое главное здесь - соразмерить свои желания с финансовыми возможностями и прочностью дома. Как показывает практика, аппетит приходит во время еды: сначала заказывают кованые ворота, потом, почувствовав прелесть «живого металла», просят сделать беседку со светильниками и мостик через ручей, затем - перила для лестницы:
В какой-то момент могут возникнуть опасения по поводу того, что дом строили без перспективы заполнения коваными изделиями. Ведь вполне может статься, что грациозная кованая люстра весом в полтонны просто не удержится на легком потолке: Поэтому все надо загодя просчитать! Так, как делали наши предки, оставившие нам в наследство сказочную красоту кованого металла.
По материалам компаний «Невский модерн» и «Траверс»
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru