Закрытие "Нетоскопа" это, пожалуй, самое убедительное доказательство кризиса такого жанра, как "Интернет-СМИ об Интернете": такая судьба может в ближайшем будущем постигнуть и другие онлайновые агентства данной тематики.
О покойниках принято говорить либо только хорошее, либо ничего насколько в последнее время по отношению к "Нетоскопу" было легко применить второй вариант, настолько трудно сейчас воспользоваться первым.
Большинство сетевых СМИ решило строго следовать приведённому выше правилу: "...прекращается выход в свет одного из ведущих и авторитетных специализированных сетевых СМИ..." (Ъ), "...агентство "Нетоскоп", являющееся лидером среди интернет-проектов, посвященных IT-индустрии..." (NTVRU.com) и так далее. Мрачноватым юмором отреагировала Lenta.Ru "Нетоскоп" не дожил до весны". Вполне крепкий заголовок "Учредители "Нетоскопа" решили, что его легче закрыть, чем продать" выдало относительно новое обозрение Фонтанка.Ру, выступившее на этот раз в роли ньюсмейкера и показавшее своим новым посетителям, что дизайн Газеты.Ru до сих пор популярен.
Официальную версию и обсуждать нечего она не выдерживает никакой критики, потому как критики тут быть не может вообще: "Нетоскоп" закрывается, потому, что уходит главный редактор. Вопросов нет. На то она и официальная эта версия просто чтобы была.
А настоящую причину закрытия, похоже, правильно обозначила та же Фонтанка: учредители не смогли продать свой убыточный проект.
"...Ежедневная аудитория составляла около 5 тысяч человек" пишет сайт iОne.ru. Что ж, давайте посмотрим статистику Рамблера: по заглавной странице февральский рекорд "Нетоскопа" 1986 посетителей, январский 2278, по сайту за январь-февраль рекорд 2808.
О каком бы то ни было количественном лидерстве тут и говорить нечего. Остаётся авторитет, всё-таки "Нетоскоп" с августа 2000 года сделал себе имя именно поэтому закрытие не осталось незамеченным. Быть одним из первых и иметь известных учредителей это, конечно, здорово, но времена изменились и сохранить даже то, что называется ядром аудитории "Нетоскоп" не смог: сайт не развивался и никак не обновлялся, при этом, стремительно старея даже трудно сказать в каком направлении быстрее техническом или концептуальном.
Но главное не в этом в последнее время СМИ, решившие писать о событиях в Рунете и Интернете, просто-напросто перестали быть нужными аудитории, которую, за отсутствием хоть сколько-нибудь действительно интересных событий, пытаются привлечь откровенно скандальными публикациями, компроматом или же баннерами типа "Чем Билл Гейтс занимался с 15-летней девочкой".
В прошлый раз кризис в СМИ, пишущих об Интернете, был отчётливо обозначен скандалом в Internet.ru, когда коллектив признал бесперспективность работы над проектом, практически, по тем же, что и "Нетоскоп", причинам отсутствие прибыли и, как следствие, никакого развития ни в одном из возможных направлений.
Как это ни банально, но рынок диктует свои законы, и если сайт интересен лишь узкому кругу, то рекламодателей в этом кругу не будет значит, путь этот тупиковый жанр "Интернет об Интернете" в таком объёме и масштабе не нужен самому Интернету и коммерчески нежизнеспособен.
Впрочем, тупик в конце тоннеля виден не всем и такого рода сайты продолжают появляться может быть теперь, увидев на примере "Нетоскопа" кризис собственными глазами, издатели пересмотрят свои планы?
Напоследок выводы по "Нетоскопу" то, что называется Summary. Почему его закрыли? Потому что жанр, в котором работал "Нетоскоп" исчерпал себя сам, кроме того, проект морально и функционально устарел, стал убыточным и почти никому не нужным ни аудитории, ни рекламодателям, ни, соответственно, учредителям.
Возможно, наиболее болезненный вопрос что будет с журналистским коллективом? Бесспорно, журналисты "Нетоскопа" могут работать качественно и профессионально, потому, несомненно, им останется лишь выбрать наиболее лучшие из предложенных вакансий, а предложений от других изданий будет масса.
Статья получена: Membrana.ru