Прежде всего, полностью соглашусь со статьей Марата Давлетханова «Пишем текст для сайта» — ошибки в оформлении текста способны отпугнуть кого угодно. Уникальная информация встречается не так часто, а портить глаза ради прочтения какого-нибудь анекдота с бородой до земли — нет уж, увольте!
Причем, порой встречаются такие жуткие варианты оформления страниц, что возникает сильное сомнение в том, что автор сам их видел...
Впрочем, одна из возможных причин может заключаться в том, что вебмастер готовил свои страницы, пользуясь каким-то одним браузером и одним разрешением экрана. Но как только сайт попадает в Сеть, он сталкивается практически со всеми возможными (и невозможными!) вариантами настроек компьютера пользователя! Ваш сайт могут смотреть из Internet Explorer'a или Мозиллы, из-под MacOS или UNIX, в разрешении 640х480 256 цветов или 2048х1536 True Color... О такой экзотике, как сотовый телефон или карманный компьютер, можно умолчать — таких пользователей не очень много и ходят они в основном по специализированным ресурсам.
Страницы нужно тестировать в разных браузерахРазумеется, создать сайт, который одинаково хорошо смотрелся бы при любых настройках пользователя, довольно сложно, а то и вообще невозможно, если вспомнить, что даже разные версии браузеров по-разному отображают одну и ту же страницу. Но, как минимум, надо проверить наиболее распространенные варианты! Для того чтобы избежать самых грубых ошибок, достаточно посмотреть созданную вами страницу в Internet Explorer, Mozilla и Opera, причем стоит еще и взглянуть на нее при разных разрешениях экрана. Это, правда, не гарантирует отсутствия ошибок — увы, все браузеры существуют в разных версиях, а пользователи не столь дружно их обновляют, как хотелось бы вебмастеру. Тут ничего не придумаешь — надо либо устанавливать у себя разные версии браузеров (что само по себе является не совсем тривиальной задачей), либо ждать, пока посетители сами не начнут жаловаться.
Слишком маленькие страницы — тоже плохо Отдельно хочется сказать о размере страниц. В абсолютном большинстве руководств по веб-дизайну сказано, что размер страницы — это страшно критическая величина, что снижать его надо всеми доступными средствами, и что идеальная страница должна целиком помещаться в окне браузера, так как посетители не любят пользоваться прокруткой. На мой взгляд, это не совсем верно. Многое зависит от того, что именно вы показываете на странице. Например, если это какая-то статья, то ее лучше оформить в виде одной большой страницы, чем разбивать на множество мелких. В целом, проще всего руководствоваться принципом разумности — попробуйте сами походить по своему сайту и посмотреть, не надоедает ли вам все время кликать по ссылке «next».
Картинки требуют предварительной обработки В упомянутой в начале этой заметки статье мельком сказано о необходимости специальной обработки картинок. Хочется на этом немножко заострить внимание... Основная задача при подготовке картинки к публикации в Интернете заключается в минимизации ее размера. Основными параметрами настройки здесь является количество задействованных цветов, степень сжатия и выбор правильного формата файла. Этой теме посвящено множество специальной литературы, но для начинающих пользователей можно посоветовать следующее...
Для абсолютного большинства веб-картинок 256 цветов вполне достаточно В большинстве случаев картинки с плавными переходами цветов (фотографии, например) лучше сохранять в jpeg; картинки с резкими границами и большими одноцветными областями (например, скриншоты) — в gif. Обращайте внимание на размерность картинки — слишком большая иллюстрация может сильно сбить дизайн. Не забывайте в теге IMG указывать размерность картинки (параметры width и height) — при этом страница не будет «прыгать» во время загрузки, поскольку браузер сразу отведет для нее соответствующее место. Для большинства «смысловых иллюстраций» (графики, диаграмы и тому подобное) стоит прописывать название (параметр alt в теге IMG) — это название будет видно в том случае, если пользователь отключил в браузере загрузку графики.
KISS: Keep It Simple, Stupid! Следующий момент, в котором часто ошибаются начинающие разработчики сайтов — это увлечение «продвинутыми» технологиями. Флеш-ролики и Java-апплеты — это, конечно, хорошо и красиво, но у части пользователей они отключены. И если у вас, например, навигация сделана в виде апплета, то такой пользователь просто никуда не сможет попасть. Предусмотрите вариант сайта без подобных «излишеств» — пусть он будет значительно менее красивым, но, как минимум, посетитель сможет добраться до информации. Кроме того, не стоит увлекаться возможностями, которые предоставляет JavaScript и прочие «хитрые» технологии: новичка очень легко распознать по бегущему тексту в статусной строке браузера (очень раздражает!), надписи «текущее время xxx часов» (у меня и так часы есть), "ваш IP-адрес такой-то" и прочим подобным вещам. Понятно, что, когда вы начинаете изучать веб-програмирование, у вас начинает кружиться голова от открывающихся возможностей, но стоит задуматься и о том, насколько все эти «навороты» нужны...
Навигации много не бывает С навигацией связана и еще одна очень типичная ошибка: отсутствие ссылки на главную страницу сайта. Дело в том, что далеко не все посетители начнут путешествие по вашему сайту с первой страницы: многие попадут сразу в середину (например, по ссылке из поисковика). В том числе, они могут попасть, скажем, во внутренний фрейм (а вот здесь-то вам и пригодится JavaScript!) или еще в какое-нибудь странное место — и если на этой странице не будет навигации и прочих стандартных элементов (подписи, логотипа, шапки), то такие посетители могут не найти остальную информацию, имеющуюся у вас на сайте.
Служебные теги, хоть и не видны, но полезны При оформлении веб-страниц часто разработчики упускают и еще один момент — теги заголовков. Внешне это почти никак не проявляется, но оставляет впечатление неряшливости. Например, тег TITLE отображается в заголовке браузера при открытии страниц и используется как названии страницы при сохранении адреса в закладках. Согласитесь, что значащее название намного удачнее выглядит в обоих этих случаях, чем просто адрес... META-тег DESCRIPTION используется многими поисковиками при показе ссылки на вашу страницу. Опять же — значительно лучше, если посетителю будет выведено внятное краткое описание содержания страницы, чем вырванный из контекста кусок из ее середины...
И напоследок — еще две регулярно встречающиеся ошибки. Первая — это использование обратного слэша ( \ ) вместо прямого ( / ) в адресах. Эта ошибка часто остается незамеченной, поскольку многие (но не все!) браузеры, зная о ее популярности, автоматически корректируют адреса. И если вы подобную ошибку допустили, прописывая, например, картинки на странице, то вместо картинок посетитель увидит надпись, что такого файла нет.
Вторая распространенная ошибка связана с регистром в именах файлов и адресах. Дело в том, что в Windows регистр значения не имеет, а вот в UNIX'е file.zip, File.zip и FILE.zip — это три разных файла, которые вполне могут находиться в одной директории. И если ваш сервер работает под управлением UNIX (что встречается чаще всего), то неправильное использование заглавных букв приведет к сообщению о том, что файл не найден (причем, тестируя эту же страницу на своем компьютере под Windows, вы никакой ошибки не увидите)...
Вот, пожалуй, и все. Разумеется, список возможных ошибок, неправильностей и неточностей этим не исчерпывается, но то, что описано выше, встречается уж очень часто...
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru