Американские инженеры занялись выведением гибрида патрульного катера, вертолёта и самолёта палубного базирования. Предполагается, что его быстрое появление на расстоянии выстрела будет неожиданностью для противника.
Корпорация Lockheed Martin приступила к разработке экзотического морского судна под названием (почти) "Акула".
Проект назван CHARC, на самом деле. Но ведь при произнесении Shark и CHARC практически одно и то же?
Вообще-то, это аббревиатура, означающая "скрытный высокоскоростной атакующий и разведывательный аппарат" (Covert High-speed Attack and Reconnaissance Craft). Любопытно, что отнести его к одному из известных типов военных морских судов затруднительно.
По размерам и водоизмещению это маленький катер, заметно меньший, чем даже патрульные катера прибрежной зоны. Длина "Акулы" 12 метров.
Она несёт всего двух членов экипажа, размещённых в кабине, словно списанной с истребителя. А вооружение этого аппарата его создатели сравнивают с оснащением боевого вертолёта: 20-миллиметровая скорострельная пушка, разнообразные ракеты и 40-миллиметровый гранатомёт.
По всей видимости, проект ещё очень сырой, так что точных данных о машине нет.
"Стой, кто плывёт?" – патрулирующие прибрежную зону суда часто бывают дешёвыми, маленькими, и не слишком скоростными. Компания Lockheed Martin намерена изменить ситуацию в корне (фото с сайта w1.414.telia.com). |
Но, по замыслу, она будет необычайно быстрой и малозаметной. В отличие от вертолёта, этот катер (наиболее подходящее определение из тех, что есть) сможет находиться в районе патрулирования очень долго: перемещаясь на невысокой скорости или просто дрейфуя.
При обнаружении же противника, или получив наводку от воздушной разведки, аппарат сможет выскочить как чёртик из табакерки и на огромной скорости настичь нарушителя.
Как видно из рисунка, высокую скорость ему должен обеспечить необычный корпус, относящийся к так называемым судам с малой площадью ватерлинии.
Судя по всему аппарат будет приводиться в движение водомётами. Обратите внимание маленькие подводные крылья также складываются (иллюстрация с сайта trygstad.org). |
Это давняя идея, уже нашедшая воплощение в различных судах: небольших катеров и даже сравнительно крупных научно-исследовательских кораблях.
Смысл в том, что элементы корпуса, обеспечивающие плавучесть машины (обычно их два), скрыты под водой и выполнены не в виде "ладьи", а в виде торпед или корпусов подлодок.
С надводной частью их соединяют узкие, как ножи, пилоны, создающие низкое сопротивление воде. Сопротивление подводных "сигар" также меньше, чем у классического корпуса.
| ||
Широкого распространения такая форма судов не получила ввиду трудностей с остойчивостью. Но если её решить получается занимательная вещь.
На определённой, довольно высокой для водоизмещающих кораблей скорости, волновое сопротивление машины оказывается сравнительно невелико и чуть ли не падает, в то время как у обычного судна сопротивление с ростом скорости продолжает расти. И быстро.
А главное, сопротивление ходу нормального корабля очень сильно возрастает при волнении, в то время как суда с малой площадью ватерлинии волн почти не замечают.
Многие специалисты считают: за подобными судами будущее. Хотя не все проблемы таких аппаратов успешно и безоговорочно решены.
Но вернёмся к новому проекту. Предназначена "Акула", главным образом, для пополнения пограничного прибрежного флота.
Но не только. "Акула" может действовать в открытом океане, базируясь на крупном корабле.
На этот случай конструкцией предусмотрено складывание пилонов и поплавков (на рисунке они синие в рабочем положении и серые в положении для хранения). В результате ширина и высота машины уменьшается до 3,6 метра.
| ||
Такие катера могли бы защищать флот от атак малозаметных и быстроходных ракетных катеров или подлодок, полагают в Lockheed Martin.
Но пока компания разрабатывает "Акулу" на собственные средства, лишь рассчитывая на будущее внимание военных.
Нужно заметить, что Lockheed Martin один из немногих последовательных сторонников постройки судов с малой площадью ватерлинии (эта известная аэрокосмическая компания занимается и морской тематикой).
Она уже не раз строила опытные суда такой схемы, в том числе, образцы, предназначавшиеся для американских ВМС. В серию ещё ничего не попало, но результаты экспериментальных машин впечатляют.
Один из самых интересных проектов "с малой площадью ватерлинии" судно Sea SLICE.
Это не просто катамаран с поплавками и пилонами. У него уже четыре поплавка-сигары.
Как выяснилось, такая схема даёт ещё меньшее сопротивление волны от поплавков как-то хитро накладываются друг на друга и взаимно гасятся.
Экспериментальное судно Sea SLICE – это высокая скорость на волнах при умеренной мощности двигателей (фото с сайта marinelog.com). |
Обратите внимание винты расположены на конце первой пары поплавков. Это решение, также было продумано с точки зрения снижения сопротивления.
На испытаниях корабль Sea SLICE длиной 32 метра и шириной около 16 метров развивал приличные для водоизмещающего судна 65 километров в час, и это при сильном волнении.
Суммарная мощность его двигателей 13,7 тысяч лошадиных сил. Ничего особенного по меркам морских катеров.
Какие двигатели установят на "Акулу" неизвестно. Зато сообщается любопытная деталь позднее Lockheed Martin собирается спроектировать беспилотный вариант "Акулы". Пора говорить о зарождении нового типа оружия?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru