Коня (то есть танк) на скаку остановит, войдёт в горящую избу. Принесёт ключевой воды напиться, угостит караваем (в смысле – сухим пайком). В общем, перед нами свежий вариант... нет, не "женщины в русских селеньях", а многофункционального робота для поля боя, созданного в селеньях американских.
Интересную машину испытала недавно компания Lockheed Martin.
Без вмешательства оператора этот колёсный робот взобрался на 76-сантиметровую ступень и прополз над провалом, шириной 1,78 метра, полагаясь на описания препятствий и свою "сообразительность".
Наверное, не всякий внедорожник, типа военного HMMWV, под управлением, естественно, живого водителя сходу справится с теми искусственными препятствиями, что заготовили инженеры Lockheed Martin для своего робота.
И хотя проект этот далёк от завершения, такие аппараты, как полагают создатели новинки, в 2013 году встанут в один строй с солдатами, освобождая их во многих случаях от переноски тяжёлого оборудования, припасов и оружия, а ещё поддерживая огнём в наступлении и обороне.
Полноразмерный прототип MULE проходит первые тесты (фотографии с сайта gizmag.com). |
Его 2,5-3,5 тонны веса (в зависимости от исполнения и, конечно, нагрузки) означают, что эту машину можно транспортировать к театру военных действий на борту самолёта C-130 или вертолёта CH-47, либо на внешней подвеске вертолёта UH-60.
Шесть колёс. Все ведущие. Независимая подвеска. Есть тут и система централизованной подкачки давления в шинах.
Причём подвеска тут не простая, а активная: перемещением каждого колеса вверх-вниз робот может управлять произвольно, поднимая перед препятствием то "переднюю лапу", то колёса в центре, или приподнимая над дорогой сам кузов (полностью или его передний, или задний конец отдельно). В общем возможностей масса. Главное сообразить, как поступить в том или ином случае.
MULE должен выпускаться в трёх вариантах: в качестве беспилотной машины поддержки пехоты, автоматического миноискателя и автоматического же транспорта снабжения (иллюстрация Lockheed Martin). |
Про способность софта автономно управлять машиной на больших маршах ничего неизвестно. Но, полагаем, за этим дело не станет. Ведь технологии тут развиваются стремительно: недавно несколько автомобилей-роботов впервые смогли победить пустыню, а армия США уже испытала на бездорожье тяжёлый робот-грузовик с нагрузкой почти 17 тонн.
"Мул" может забираться на 1-метровую ступеньку и покорять более чем 1-метровый ров, двигаться с креном в 40% и преодолевать водную преграду глубиной более полуметра.
Вооружённый вариант "Мула" выбрасывает специальный снаряд для пробития проволочных заграждений и первым "поднимается в атаку", расчищая путь морпехам при помощи своего пулемёта (иллюстрации Lockheed Martin). |
Все три построены на одинаковом шасси, что сулит преимущества в производстве и ремонте. И силовая установка тут тоже прогрессивная: электромоторы в ступицах колёс и дизель-генератор на борту.
Такая гибридизация транспортных средств для армии и модульный принцип их построения набирает популярность, вот свежий пример.
Пока же MULE помогает американским солдатам лишь в "Фотошопе" (иллюстрация Lockheed Martin). |
Противоминный аппарат MULE должен обнаруживать мины и отмечать их местоположение. Ну а для чего будет применяться вариант Assault и пояснять не надо.
Lockheed Martin называет "Мула" самым крупным и умным автономным роботом из всех созданных ею (вкупе с субподрядчиками) аппаратов в рамках программы беспилотных наземных машин.
Тем удивительнее, что от старта разработок этого очень самостоятельного шестиколёсника до показа опытного полноразмерного прототипа, как пишет компания в своём пресс-релизе, прошло всего 13 месяцев.
Конечно, фанерное бездорожье это пока ещё весьма скромная проверка для новичка, тем не менее компания смело относит его к "вооружениям будущего". Остаётся только этого самого будущего дождаться.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru