Система отношений, которая сложилась в любом педагогическом коллективе - явление достаточно стойкое, инертное. Подумайте об этом, прежде чем пытаться что-то изменить. Начинайте с такой установки для себя: "Люди, которые работали здесь до меня, какими бы ошибочными и устаревшими не казались мне их взгляды, сформировали их под воздействием каких-то неизвестных мне, но, безусловно, важных обстоятельств. Кроме того, они имеют реальный опыт, которого мне еще недостает".
Этот совет предопределен тем, что нередко молодые учителя слишком критически относятся к деятельности старших коллег, выискивают у них недостатки (а потому склонны блокировать, отбрасывать их критические замечания по своему адресу).
- Оскорбив ваших коллег огульным отрицаниям их профессиональной компетентности, вы остаетесь в роли одиночки. Хватит ли у вас сил, чтобы нормально чувствовать себя в изоляции, противостоять мнению коллектива, переживать дополнительные негативные эмоции? Помните: последовательность собственной позиции, стойкость убеждений не доводят на словах. Пусть главным критерием будет ваше дело, и пока вы сами не достигли лучших результатов, чем в тех, кого вы критикуете, не спешите с критикой;
- Невзрачный внешне опыт ваших коллег может оказаться значительно эффективнее, чем вы думаете. Не делайте выводов из первого впечатления. Медленная, молчаливая учительница, которая избегает острых педагогических дискуссий, может удивительно превращаться в классе и, не удаваясь к каким-то новомодным формам, традиционными методами достигать замечательных результатов, быть неопровержимым авторитетом для детей.
- Не становитесь в конфронтацию, если вам делают замечание, даже тогда, когда вы считаете его несправедливым или необоснованным. Всесторонне взвесьте критику. Человеку, особенно новичка в каком-то деле, трудно увидеть себя со стороны. Может случиться, что под воздействием обиды вы все свое внимание направляете на переживание по поводу того, что к вам несправедливо цепляются, и потому не видите в замечаниях рационального зерна. С первых дней приучайтесь до того, что которыми 6 неприятными не были замечания, следует отыскать в них конструктивное предложение;
- У ваших коллег могут быть не меньше оснований для встречных претензий. И если вы можете обвинить их в холодности, нежелании принять вас как полноценного члена коллектива, отсутствия интереса к вам, вашей жизни, нетактичности, то и они нередко полностью справедливые в своих претензиях к таким вашим качествам, как недостаточная общительность, нетактичность, непоследовательность действий, неумения контролировать свои чувства, эмоции и поведение, не самокритичность, неуравновешенность, безразличие к школьным проблемам. Ведь именно эти качества чаще всего присущи молодым учителям.
Критерием социально-психологической адаптации в педагогическом коллективе является не только ваше реальное положение, авторитет, но и его психологическое отображение в вашем сознании, чувство полноправия, уверенность в своих действиях, удовлетворенность, ответственность, низкий уровень конфликтности. А это значит, что кроме внешних детерминант на ваш психологический комфорт влияет также ваша склонность к оценкам определенной модальности (позитивных или негативных).
Например, степень удовлетворенности будет зависеть не только от реального состояния дел в коллективе, но и от вашей предыдущей позиции: что выше был уровень требований, то меньшее реальное место работы сможет удовлетворить ваши ожидания. Поэтому проанализируйте, что в вашем отношении к работе было идеализирует, нафантазированным, не имеете ли вы неадекватно завышенного уровня домогательств, насколько вы сами настроены на взаимодействие. За последним -параметром проверить себя можно с помощью ряда методик, поданных в методических материалах к этому разделу.
Если вы, отработав определенное время, окончательно убедились, что ваши взгляды на сущность профессиональной деятельности принципиально расходятся с взглядами коллег, не становитесь в позу "непризнанного борца за справедливость". Таким образом вы не поможете делу, а лишь усилите негативное отношение к вам со стороны оппонентов. А теперь проанализируйте два возможных варианта дальнейшего развертывания событий:
а) Вы принимаете решение, что в этой школе вам оставаться не следует, и хотите пойти в другую. По этому поводу есть одно меткое высказывание, которое предостерегает от поспешных решений, : "Место, на которое мы хотим перейти, - это самое частое место, из которого кто-то пошел перед нами". Уверены ли вы, что с вашей бескомпромиссностью на новой работе ваши отношения с коллегами наладятся? Вполне возможно, что и в новом коллективе все повторится опять. Может, лучше еще раз попробовать наладить отношения, хотя бы ради тех детей, которые к вам уже привыкли?
б) Вы решили остаться, но поняли, что путь стремительных превращений в вашем коллективе невозможен - у вас нет единомышленников. Однако вы все же желаете добиться определенной эволюции взглядов коллег на лучшее, в этот раз отказываясь от "кавалерийской атаки" по их убеждению, а избирая путь кропотливого, тщательным образом инструментуемого влияния.
Прежде чем начать эту долговременную работу, четко определится, чего именно вы стремитесь достичь:
- Чтобы вам не мешали работать так, как вы считаете нужным, ненавязчивые вам свои методы, не вмешивались в ваши отношения с детьми;
- Чтобы у вас видели самостоятельную, зрелую личность, учитывали по вашему мнению;
- Чтобы педагогические взгляды и действия ваших коллег больше отвечали тому идеалу педагогической деятельности, который вы считаете истинным.