Вандомская площадь |
На самом деле даже без одного из этих лиц Вандомская площадь не могла бы появиться.
Лавры Генриха IV как короля-урбаниста не давали Людовику Великому покоя. Король-Солнце не жалел ни сил, ни денег на то, чтобы сделать свою столицу еще красивей. Она должна была соответствовать величию самого монарха. Он строил, строил, строил, в его Великий век были созданы ансамбль Инвалидов, восточный фасад Лувра, больше известный как колоннада Перро, королевский мост, Большие бульвары, почти все памятники, которые и создают современную славу французской столицы.
Одним из таких грандиозных проектов и было создание площади, ставшей впоследствии Вандомской. Первые годы площадь все время меняла название. Король хотел дать ей название Площади Завоеваний, чтобы увековечить все свои военные победы, но главным украшением ее служила конная статуя самодержца, так что ей больше подходило название площади Людовика Великого. Однако, вопреки всему, она была названа по имени дворца герцога Вандомского, на месте которого и была построена.
В 1680 году суперинтендант короля Лувуа купил дворец герцога Вандомского (сына Генриха IV и его возлюбленной Габриеллы д'Эстре) и прилегающий к дворцу монастырь Капуцинок. На этом месте придворный архитектор Жюль Ардуэн Мансар разбил прямоугольную площадь с одинаковыми дворцами (по примеру Королевской площади в квартале Маре). По замыслу короля, здесь должны были разместиться Академии, библиотека, монетный двор, а также дворец для приема официальных гостей. Строительство началось пять лет спустя. Фасады домов были возведены довольно быстро, конная статуя работы Жирардона открыта в 1699 году. К этому времени финансы короля сильно пошатнулись, бесконечные войны, строительство Версаля требовало все новых и новых денег.
Продолжать начатое строительство король больше не мог. Некоторое время неподалеку от Лувра можно было видеть странное сооружение: статуя короля, окруженная с трех сторон великолепными классическими фасадами, а за ними - пустота… Для того, чтобы позади фасадов появились дома, нужно было продать все земли, что никак не удавалось, и возобновить строительство.
Вид на Вандомскую площадь |
Из этой, казалось бы, безвыходной ситуации, вдруг нашелся выход. Некто Джон Лоу, изобретатель новой финансовой системы, придумал новый способ рассчетов: не золотом и монетами, а бумажными купюрами. Все считали его авантюристом, но когда он скупил все земли на Вандомской площади и стал продавать их богачам и финансистам за эти самые бумажные купюры, то нашлось немало желающих преобрести землю в обмен на никому не нужные бумажки. Таким образом строительство быстро возобновилось. А район новой площади быстро вошел в моду.
Вандомская площадь ночью |
Ради большей прибыли Мансару пришлось переделать прямоугольную площадь в восьмиугольную. Срезав углы, можно было выиграть место для лишних дворцов. Окончательный вид площадь приобрела к 1720 году.
Со всех сторон ее окружали абсолютно одинаковые дворцы: аркады в первом этаже, колонны коринфского ордера, охватывающие второй и третий этажи, а венчала все постройки типичная парижская крыша. Мансару пришла в голову удивительная мысль: все слуховые окна на крыше он не камуфлировал, а напротив сделал заметнее, украсив каждое из них лепниной. Эта архитектурная деталь быстро нашла последователей, а сами окна стали называть по имени изобретателя мансардами. Дворцы, расположенные на углах, украшали классические треугольные фронтоны.
Во вновь отсроенных дворцах поселилсь "нувориши", аристократия их высмеивала, потешалась над ними, и, как ни странно, с удовольствием выдавала за них замуж своих дочерей. Когда одного из таких мужей приговорили к смертной казни за финансовые махинации, все благородные семейства встали на его защиту, и он был помилован.
Одним из самых богатых жителей Вандомской площади был некто Пуассон, биржевой маклер, которого отправили за его нечестные спекуляции в Бастилию. Свободу он получил, подарив властям свой дворец, где разместили Канцелярию Франции и министерство юстиции, оно и по сей день располагается в этом особняке под номером 11. 10 августа 1792 Дантон, выйдя на балкон Канцелярии во фраке и шелковых чулках, объявил о создании Первой Республики.
Домами под номером 17 и 19 владел самый богатый человек Франции Кроза. Его коллекция произведений искусства была известна во всей Европе, но сыну Кроза, барону де Тьеру, она не была столь дорога, и он продал все 500 полотен по ничтожной цене русской императрице Екатерине II. Ее посредником в сделке выступал философ Дидро. Эти полотна и положили начало всей коллекции Эрмитажа.
На нечетной стороне площади расположился и знаменитый отель Ритц, носящий имя своего создателя Сезара Ритца. Появление этой гостиницы перевернуло все понятия о подобных заведениях. Господин Ритц постарался придать своему отелю всю изысканность, которую можно только встретить в домах принцев крови. Все здесь было продумано до мельчайших деталей, даже освещение устроено так, чтобы на лицах дам всегда играл свежий румянец. Заботу хозяина о своих гостях оценили многие, и среди постояльцев отеля встречаются самые громкие имена: Марсель Пруст, Коко Шанель, прожившая в гостиничных апартаментах более тридцати лет, Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй…
Дворцы на четной стороне могут похвастаться такой же богатой историей. Один из дворцов принадлежал дедушке Жорж Санд, а в соседнем дворце прожил последние дни и умер возлюбленный писательницы польский композитор Шопен. Несколькими годами раньше в этом же доме Наполеон III познакомился со своей будущей женой Евгенией. Дворцом номер восемь владел брат мадам де Помпадур.
Площадь и сегодня не утратила своей изысканности. Теперь ее имя ассоциируется с главными ювелирными домами мира: Шоме, Бушерон, Ван Клифф и Арпельс, Мобуссен… От сияния в витринах бриллиантов, сапфиров, рубинов, изумрудов, жемчуга и золота всех оттенков и размеров слепит в глазах.
Вандомская колонна |
Рассказ о Вандомской площади был бы неполным без истории Вандомской колонны, появившейся здесь на месте свергнутого революцией памятника королю. В 1806 году Наполеон решил воздвигнуть колонну в честь своих военных побед. Примером ему служила колонна Траяна в Риме. Через несколько лет на площади возвышалась колонна, отлитая из неприятельских пушек, высотой в сорок три метра, украшенная барельефами, над которыми трудились самые прославленные скульпторы Франции. Венчала колонну статуя Наполеона в тоге римского императора. После падения Империи в 1814 году статуя с колонны исчезла и появилась в обновленном виде только после возвращения монархии. Теперь Наполеон был представлен маленьким капралом, но когда к власти пришел племянник императора Наполеон III, он велел восстановить прежнюю статую. В таком виде колонна просуществовала до 1871 года, когда на короткое время победили парижские коммунары. Густав Курбе, давно ратовавший за уничтожение "памятника варварства, символа грубой силы и ложной славы", смог, наконец, осуществить свой замысел. Силами толпы колонна была скинута и утоплена в Сене. Все события происходили за несколько дней до падения Коммуны. В августе Курбе был осужден, отправлен в тюрьму, а все его имущество описано. Художник до конца своих дней обязан был выплачивать расходы на восстановление ненавистной ему Вандомской колонны. Курбе скончался в полной нищете и страхе, а вандомская колонна и по сей день возвышается над Парижем.