Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Затормози для лося: сохатым приходится сталкиваться с водителями

 

Затормози для лося: сохатым приходится сталкиваться с водителями

 

 

При типичном столкновении с лосем автомобиль поражает ноги животного, заставляя его разбивать ветровое стекло, сокрушать крышу и, довольно часто — приземляться в салоне. Каждый 75-й сбивший лося человек гибнет. Чтобы спасти и людей, и животных, приходится придумывать всё новые способы, используя самые высокие и "низкие" технологии.

Столкновения автомобилистов с американскими лосями (Moose или Alces alces) стали на Аляске, севере Новой Англии, северо-западных областях Канады и в некоторых других местах настолько распространённым явлением, что для него уже придумали термин MVC (Moose-vehicle collisions).

В одном только штате Массачусетс в течение 2004 года под колёса попали 52 американских лося, а за последние 4 года зафиксировано шестикратное увеличение количества таких инцидентов.

загрузка...

 

 

Уже несколько десятилетий власти, защитники животных и транспортники пытаются исправить ситуацию, но, чаще всего, безрезультатно — предупредительные знаки, кампании по привлечению внимания публики, типа наклеек на бампер "Затормозите ради американского лося" ("Brake for Moose") – не срабатывают.

В настоящее время по всей Америке проводятся различные эксперименты, включая перепроектирование дорог, использование высокотехнологических лазерных и инфракрасных устройств, разработанных для исследования космоса и систем противоракетной обороны.

\'"Затормозите

"Затормозите ради американского лося. Это может спасти вашу жизнь. Сотни столкновений". Дорожный знак в штате Мэн (фото с сайта roundamerica.com).
"Мы ищем новые способы воздействия на водителей так же, как и новые методы управления животными, — рассказывает биолог из управления транспорта штата Мэн (MaineDOT) Джон Перри (John Perry). — Но когда в деле замешаны американские лоси, легче управлять водителем".

И вот почему. Лоси, в отличие от оленей и медведей (при столкновении с ними гибнет каждый 5-тысячный человек), отказываются пользоваться приспособлениями, созданными ради их же безопасности, к примеру, специальными тоннелями под шоссе, сделанными из гигантских труб.

Лосю, видите ли, нужен особенный переход шириной больше 30 метров. Такие переходы, как и ограждения — высота забора должна составлять около 2,5 метров — являются весьма дорогостоящими.

О других способах ниже, а сейчас – вкратце о причинах MVC. Прежде всего, необходимо отметить, что американские лоси ненавидят глубокий снег, а любят гулять по очищенным участкам, каковыми являются автотрассы. Также их привлекает соль, которая собирается у обочины.

Наиболее активны лоси в тёмное время суток — между сумерками и рассветом. При этом заметить их на проезжей части очень трудно — шерсть не отражает свет фар. Кстати, света этих фар лоси не боятся, они не будут убегать от приближающихся транспортных средств.

Вырезка из газеты с фотографией. Плохо видно, ну — и слава Богу (изображение с сайта northstar.k12.ak.us).

Вырезка из газеты с фотографией. Плохо видно, ну — и слава Богу (изображение с сайта northstar.k12.ak.us).

И вообще — поведение американского лося непредсказуемо: он запросто может выскочить перед автомобилем в последний момент. Водителю может показаться, что перед ним стволы деревьев ("Я ещё подумал, откуда взялись деревья на дороге?"), тогда как это — ноги животного.

Большое количество столкновений случается весной, когда годовалые американские лоси "отмечают" сезон спаривания. Бегущий в поисках партнёрши лось не будет останавливаться, чтобы пропустить машину.

Между тем, традиционные предупредительные знаки водители игнорируют через несколько месяцев с момента установки. Знаки, к тому же, безо всякой очевидной цели воруют.

Но, например, в том же штате Мэн идею с дорожными знаками не оставили и пробуют привлечь внимание автомобилистов тем, что знаки эти подсвечиваются именно в тот момент, когда рядом проезжает машина.

Для этого используется целое разнообразие устройств, включая инфракрасные лучи, микроволновое радио, датчики, "ощущающие" колебания почвы, и тому подобное.

Когда животное внезапно выскакивает на проезжую часть, предотвратить столкновение может только водитель. Лось, скорее всего, для этого не сделает ничего (фото с сайта mooselandtours.com).

Когда животное внезапно выскакивает на проезжую часть, предотвратить столкновение может только водитель. Лось, скорее всего, для этого не сделает ничего (фото с сайта mooselandtours.com).
В основном эти все системы отправляют команду "осветить знак", когда животное пересекает луч, или его присутствие "заметит" сенсор на дороге.

Такие системы датчиков были опробованы в 29 местах по всему миру, включая девять штатов Америки, Канаду и Швейцарию. В некоторых случаях светящиеся по приказу сенсоров знаки снизили количество столкновений с крупными животными на 80%. Не исключено, что это один из лучших способов предотвращения MVC, но ему ещё предстоит долгосрочная проверка.

А в Мэн пытаются применять и "низко-технологические стратегии", засыпая некоторые участки дорог камнями среднего размера.

В этом случае есть надежда, что "шаткая земля" под ногами заставит американского лося идти медленнее, что даст водителям больше времени, чтобы объехать животное или затормозить. В этом пока и заключается перепроектирование дорог.

В других штатах биологи пробовали отслеживать небольшие стада лосей с помощью "радио-ошейников", чтобы узнать их привычки и маршруты (о подобной системе слежки за слонами мы рассказывали). Но "воротники" ещё не проработали достаточно долго, чтобы точно оценить их эффективность.

Короче говоря, универсальных способов для предотвращения MVC человечество ещё не придумало. Некоторые эксперты уповают на прогресс в автомобилестроении. Дескать, "умный" транспорт "увидит" лося издалека (такие системы действительно появляются).

Ежегодно на дорогах гибнут сотни американских лосей. И год от года ситуация не улучшается (фото с сайта nature-photos.org).

Ежегодно на дорогах гибнут сотни американских лосей. И год от года ситуация не улучшается (фото с сайта nature-photos.org).

Однако столкновения на автодорогах – лишь часть проблемы. Ещё ведь есть дороги железные. Худший из всех год в этом отношении — период с 1989 по 1990 годы. Тогда на железных дорогах Аляски погибло 722 лося. От 500 до 1 тысячи лосей в аналогичных инцидентах на ж/д умирает каждый год.

Чтобы предотвратить столкновения, к примеру, перед поездами запускают дрезину, которая должна отпугивать животных. Эффективность так же под вопросом.

"Один из ключевых факторов, делающих столкновение с американским лосем плохой идеей — его вес и высота. Лось весит примерно столько же, сколько половина автомобиля среднего размера, его живот находится на одной линии с ветровым стеклом. Поэтому, когда лось поражён, весь его вес внезапно устремляется к голове водителя", — цитата отсюда.

В общем, получается, что лось и человек не могут ни разъехаться, ни разойтись. Животными в данном случае управлять если и возможно, то очень и очень непросто. Человеком, по идее, и впрямь легче.

У лозунга "Затормозите ради американского лося" есть продолжение — "Это может спасти вашу жизнь". Так оно, в общем-то, и есть. 70% из тех водителей и пассажиров, кто не погиб в результате столкновения, получили повреждения головы и лица, 26% имеют серьёзные проблемы с позвоночником.

Статья получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Затормози для лося: сохатым приходится сталкиваться с водителями":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Acura RS-X - новое купе для высоких результатов

Acura RS-X - все для выдающихся результатов Американское подразделение компании Honda представило на Североамериканском Международном автомобильном салоне в Детройте новое роскошное спортивное купе Acura RS-X. Вице-президент компании Honda Dick Colliver говорит, что Acura RS-X - опытный образец технологий и направлений моделирования новых спортивных гоночных купе, которые придут на замену устаревшей Integra. Опытный образец RS-X создан с использованием новых компьютерных те ...

» Американскии автомобили - 2655 - читать


Opel Corsa: Почем Опель для народа?

В тесте участвуют автомобили: Opel Corsa Opel Corsa B — малый автомобиль за малые деньги Иногда покупка маленькой подержанной машины объясняется тем, что на такой «крохе» удобно ездить по городу, она «ест» мало бензина и так далее. Однако на самом деле выбор в пользу совсем небольших машин в большинстве случаев гораздо прозаичнее — доступная цена.

» Американскии автомобили - 3265 - читать


Chevrolet Niva: Полноприводный конь для российской борозды

В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Niva Посмотреть другие фото (14) Во многих регионах нашей страны такие дороги, по которым можно проехать только на внедорожнике – желательно отечественном, который и отремонтировать смогут почти в любом автосервисе, и недорогом, которым не будет сильно жалко «утюжить» ямы и колдобины отечественных магистралей. Одно время очень популярным автомобилем среди небогатых россиян, ценящих полный привод и большой дорожный просвет, был автомоб ...

» Американскии автомобили - 3860 - читать


Carisma Eco — только для России

Строго говоря, версии Carisma Eco в модельной гамме Mitsubishi не существует. Приставку «Есо» автомобиль получил не в Японии, а в России, когда официальный дистрибутор принял решение о начале продаж хорошо известной модели, но с самым экономичным силовым агрегатом объемом всего 1,3 литра. Маркетинговый смысл такого хода вполне очевиден: спрос на недорогие и не слишком «прожорливые» машины растет, причем со стороны не только индивидуальных владельцев, но и корпоративных клие ...

» Японские автомобили - 2459 - читать


Бензоколонка - «лохотрон» для водителей

Вадим С. сразу попросил, чтобы мы изменили его имя. Он на самом деле и не Вадим, и не С. Просто он на свою голову придумал очень дешевый прибор, которым можно моментально определить качество бензина.

» Разное - 3838 - читать



Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Затормози для лося: сохатым приходится сталкиваться с водителями

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru