Когда покупатели расплачиваются за товары с помощью пластиковых карт, деньги на расчетный счет продавца поступают не сразу, а, как правило, на следующий день. Причем порой банки зачисляют на счет предприятия не всю снятую с карточки сумму, а уже уменьшив ее на комиссию за авторизацию кредитных карт. В итоге в выписке банка отражен только сальдовый остаток по этой операции. Отдельно сумма, поступившая от покупателей, и комиссия банка в выписке не показаны. В связи с этим непонятно, как бухгалтеру фирмы отражать выручку:
- - стоимостью, которую уплатил покупатель, или в сумме, поступившей на расчетный счет;
- - когда покупатель расплачивается через карточку или только после того, как деньги будут зачислены на расчетный счет.
Проблема тут возникнет в тех случаях, когда день, в который деньги поступили на расчетный счет фирмы, относится уже к другому отчетному периоду или даже году.
Так вот, Минфин России в письме от 14 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1-30 считает, что доход нужно признавать в момент авторизации банковской карты и оформления кассового чека в сумме покупки. Это означает, что выручку от реализации товаров нужно включить в доходы, как только покупатель расплатится с помощью карты, то есть когда продавец оформил все необходимые документы - чек, слип. При этом показать в учете надо ту сумму, на которую выбит чек.
По нашему мнению, чиновники правы не во всем. Что касается размера выручки, то тут Минфин России высказывается верно: принимать во внимание надо суммы, указанные в чеках (а равно в реестре слипов).
А вот с позицией чиновников по поводу момента, в который следует учесть доход, мы не согласны. На наш взгляд, сделать это нужно, когда деньги поступят на расчетный счет. Ведь в случае с пластиковыми картами организация имеет дело с безналичной формой расчетов. Поэтому и признавать выручку за продажу по картам нужно в день, которым датирована выписка банка. Это следует из пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что такого же мнения придерживается УМНС России по г. Москве в своих письмах от 3 июля 2003 г. № 21-09/35908 и от 15 декабря 2003 г. № 21-09/69433.
Что касается банковской комиссии, то в письме Минфина России не сказано, можно ли "упрощенцам" включить ее в расходы. Однако подпункт 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ позволяет сделать это.
А вот на каком основании списывать комиссию на расходы, если в самой выписке эта сумма не показана? Здесь все зависит от того, расшифровывают выписку какие-либо документы или нет. Если к ней приложен документ, в котором указана сумма комиссии (например, квитанция, мемориальный ордер), то смело можно использовать эту бумагу. Если же подтверждающих документов нет, то, чтобы у проверяющих не возникло вопросов, стоит составить бухгалтерскую справку, в которой привести расчет комиссии за авторизацию пластиковых карт. Комиссия как раз будет равна разнице между итогом чеков (реестра слипов) и суммой, указанной в выписке банка.
Пример
ООО "Планета" применяет упрощенную систему налогообложения. Организация платит единый налог с доходов, уменьшенных на величину расходов. 30 сентября 2004 года выручка от продажи товаров, которые были оплачены с помощью пластиковых карт, составила 5000 руб. (итоговая сумма по чекам).
За обслуживание банк удерживает комиссию - 2 процента от сумм, поступивших клиенту. Поэтому на расчетный счет ООО "Планета" 1 октября 2004 года было зачислено 4900 руб. (5000 руб. - 5000 руб. x 2%).
Выручка в сумме 5000 руб. была отражена в составе доходов уже в октябре 2004 года, так как именно в этом месяце деньги поступили на расчетный счет фирмы. Одновременно на основании квитанции были учтены затраты на банковское обслуживание - 100 руб. (5000 руб. x 2%).
Статья получена: Клерк.Ру