Ю.В. Конева, ректор Института правовой и экономической безопасности, к.э.н., к.ю.н.
Бизнес существует по жестоким законам животного мира. В нем есть «волки» и «овцы», сильные «поедают» слабых. Разница лишь в том, что на лесной тропе хищник и жертва остаются один на один — и это основной принцип естественного отбора.
В мире бизнеса даже самую сильную компанию легко превратят в «овцу» специалисты по корпоративным захватам, или рейдеры.
Во времена борьбы Британии за мировое господство рейдерами (от англ. «raider») называли военные корабли в одиночку уничтожавшие торговые корабли противника. По хитрости и вероломству им не было равных. По сути — это были «пираты в законе», «флибустьеры на службе Ее Величества».
В современном бизнесе рейдеры — это специалисты по перехвату оперативного управления или собственности фирмы с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. И если в развитых экономиках это означает скупку акций у мелких акционеров по цене выше той, которую может предложить руководство компании, то в России в самом разгаре «дикое» рейдерство. Здесь предприятия не покупают, а захватывают под любым предлогом и любыми средствами на несколько часов, чтобы тут же продать его основные активы заказчику налета.
Справка
По данным главы МЭРТа, в 2005 году в России было более ста корпоративных конфликтов, которые широко освещались в прессе. Согласно статистике управления экономической безопасности правительства Москвы, в 2005 году в столице было зафиксировано 117 силовых захватов бизнеса, в 2004 году — 177, в 2003 году — 151. Это официальная статистика.
По оценке же экспертов, ежегодно только в Москве рейдерской атаке подвергаются более 300 предприятий, суммарные активы которых превышают 4 млрд. долларов. Официальная статистика не фиксирует большую часть недружественных поглощений. Директора предприятий, подвергшихся агрессии, зачастую нарушают закон и всеми силами стараются скрыть информацию о корпоративном конфликте от правоохранительных органов.
Методы рейдеров порой очень далеки от норм деловой этики, но чаще всего вполне законны. В ход идут манипуляции общественным мнением, лоббизм, биржевые махинации. Не брезгуют рейдеры и силовыми захватами, а порой и подкупом. Главный расход в бюджете любого рейдерского захвата — это либо гонорары юристам, оспаривающим собственность, либо банальные взятки чиновникам, судьям, милиции.
Рейдеров принято делить на наемников, работающих под крышей крупной бизнес-структуры, и «свободных художников» (независимые команды). Наемником быть проще и безопаснее: работодатель предоставляет финансовые ресурсы и при необходимости защитит от ответных действий противника. Наемные рейдеры проводят рекогносцировку, разрабатывают стратегию захвата и после утверждения плана руководством обеспечивают его реализацию. За это они получают 20–25 процентов «добычи».
«Вольные стрелки» получают все, но при этом им приходится самостоятельно изыскивать необходимые для проведения операции средства (порой немаленькие) и защищаться в острых ситуациях. В дальнейшем поглощенные компании и / или их активы продаются по максимально высоким ценам заинтересованным лицам. Подобные рейдеры стараются действовать менее жестко. Ведь «проблемный» актив невозможно продать по максимальной цене, что идет вразрез с основным принципом работы — получением быстрой астрономической прибыли. К явной агрессии прибегают тогда, когда приобретают активы для себя, или тогда, когда начавшийся корпоративный конфликт уже не может быть урегулирован более или менее мирными способами.
За пять лет (с 2000 по 2004 годы) Торгово-промышленная палата России насчитала примерно 5 000 захватов. И только за один прошлый год — уже 1 900!
Мнение
Виктор Плескачевский, председатель комитета Госдумы по собственности
Нигде в мире нет такого рейдерства, как в России. В мировой практике рынок поглощений — один из самых тонких и цивилизованных. Сегодня ни одно АО не защищено от возможности захвата. Только «крупняк», у которого есть юридические службы, более-менее защищен. А «мелочь», имеющая недвижимость в Москве, — это самый вкусный кусок для захватчика. Проблема превращается в макроэкономическую — снижается инвестиционная привлекательность России».
Бизнес, связанный с недружественными поглощениями, в настоящее время весьма популярен. За один захват средняя рейдерская фирмочка, в которой трудится полтора десятка человек, запрашивает от 500 000 до нескольких десятков миллионов долларов. Срок исполнения «заказа» — от трех месяцев до нескольких лет.
А ведь еще насколько лет назад термин «слияние и поглощение» ничего не говорил даже опытным российским юристам. Хотя механизмы, называемые ныне так красиво, активно использовались еще зарождающейся рыночной экономикой перестроечной России. Ныне на смену «пацанам в спортивных костюмах» пришли «белые воротнички» из отделов инвестирования. Вместо столь популярных в начале 90-х методов физического воздействия современные рейдеры активно используют административный и судебный ресурсы. Хотя и методы физического воздействия на топ-менеджмент компании-цели все еще остаются востребованными. Крупные корпорации, за копейки приобретая дорогие активы, расширяют границы своих империй и создают новые холдинги. Некоторые крупные торгово-промышленные и финансовые группы были созданы именно путем недружественных поглощений. Иногда рейдерская фирма является дочерней или аффилированной по отношению к таким структурам.
Последние десять лет в публикациях деловых СМИ на тему бизнес-конфликтов в качестве их участников регулярно упоминаются «Альфа-Эко», «Атон», «Вашъ финансовый попечитель», «Ведомство», «Интеко», МДМ, «Мечел», «Росбилдинг», «Разгуляй», Русский банк развития, «Русский проект», «Сигма». Некоторые из них — самостоятельные игроки, некоторые работают на кого-то. Отдельного упоминания в свете истории с ЮКОСом достойны «Роснефть» и «Газпром». Здесь было все: и заинтересованные государственные органы, и «нужные» решения суда, и неоднократные попытки силового перехвата управления, и мощная PR-кaмпания. Фактически в случае с ЮКОСом мы имеем дело с агрессией против агрессора.
Как происходит захват власти
На рынке существует ряд игроков, использующих тактику слияний для расширения своего бизнеса. Их можно условно классифицировать следующим образом:
1. Финансово-промышленные группы, которые строят вертикально интегрированные холдинги «от сырья до покупателя».
2. Прямые конкуренты, стремящиеся к контролю над большей частью локального рынка конкретной продукции или услуги.
3. Инвестиционные компании, для которых недружественные поглощения являются способом заработка.
4. Специализированные компании, действующие в интересах существующих либо потенциальных заказчиков.
5. Корпоративные шантажисты («greenmailers»).
Исходя из определения потенциально опасного для бизнеса субъекта, можно выделить следующие мотивации «захватчика»:
— увеличение доли на рынке;
— устранение конкурентов;
— установление контроля за продавцами или поставщиками;
— «приобретение доходов» атакуемой компании;
— перепродажа активов или компании в целом по более высокой цене;
— корпоративный шантаж.
Определившись с мотивами, «поглощающая компания» выбирает цель, после чего начинается самый важный подготовительный этап планирования захвата, практически не заметный для компании-цели, при этом в нем задействованы весьма серьезные силы и ресурсы. У организаций, специализирующихся на недружественных поглощениях, существует понятие «рейдпригодный объект». В первую очередь к ним относятся компании, стоимость бизнеса которых значительно дешевле, чем принадлежащие им активы. Зачастую это как раз неэффективные предприятия, которые не платят дивиденды, ущемляют права миноритарных акционеров. Подготовительный этап начинается со сбора и анализа информации — прежде всего открытой, находящейся в свободном доступе. Здесь, в частности, помогает мониторинг прессы, где упоминается интересующая рейдера организация. Сравнительно нетрудно получить в России и закрытую информацию. Например, данные, предоставляемые для налоговых органов юридическим лицом, сведения об экспортных и импортных операциях (таможня), о зарегистрированных на компанию недвижимости и транспортных средствах.
Стратегически важны данные о распределении акций между владельцами той или иной фирмы, не менее ценна инсайдерская информация. Наибольший интерес для «захватчика» представляют:
— корпоративная информация: учредительные документы, положения, регламентирующие деятельность органов управления, протоколы собраний, протоколы заседаний советов директоров, сведения о дочерних и зависимых обществах, о величине и структуре уставного капитала, оперативная информация об изменениях в реестре акционеров компании;
— финансово-экономическая информация: бухгалтерские балансы, сведения о наличии и структуре дебиторской и кредиторской задолженности, о наличии ликвидного имущества и его правовом статусе, информация об имеющихся обременениях имущества, информация о контрагентах компании-цели, информация о налоговой и банковской истории предприятия;
— сведения о менеджменте и собственниках компании-цели: данные о занимаемых должностных позициях, количестве принадлежащих им акций или долей в уставном капитале, способе приобретения и оплаты акций долей в уставном капитале, личная информация.
Как правило, ни одна успешная сделка по агрессивному захвату не обходится без участия федеральных или местных властей, органов судебной власти, правоохранительных и контролирующих ведомств. На представителей компании-цели демонстрация захватчиком плотного альянса с властями всегда производит сильнейшее впечатление. Административный ресурс никогда не афишируется, но при этом его незримое присутствие ощущается. Захватчик оценивает возможности привлечения СМИ, производит оценку правовых, экономических, административных рисков и затрат. Собрав или купив информацию о жертве, профессиональный рейдер разрабатывает план захвата с подробным бюджетом, как правило, 10–25 процентов от рыночной стоимости объекта.
В любом случае, если рейдеру удалось получить контроль над активами жертвы хотя бы на несколько часов — дело сделано. Формально фирма-покупатель захваченных активов — «добросовестный приобретатель», и на то, чтобы отсудить у нее (или у следующего покупателя) эти активы, если это вообще удается, уходят долгие месяцы и годы.
Стратегия захвата
В процессе реализации всякая стратегия недружественного поглощения может многократно корректироваться в соответствии с конкретными обстоятельствами; кроме того, любая серьезная стратегия должна предусматривать несколько возможных вариантов развития событий, в зависимости от которых компания-агрессор будет предпринимать те или иные шаги. Но, как показывает практика, любой план эксплуатирует одну технологию, успешная реализация которой и является основой для поглощения компании-цели. Эта технология включает в себя:
1. Создание для компании-цели таких условий, при которых будет невозможно осуществить быстрый вывод активов или же обременить ее существенными обязательствами, что сощутимо снизит стоимость предприятия.
Это достигается путем наложения ареста на основании судебных определений об обеспечении иска на все значимые активы организации, а также запрета менеджменту предприятия заключать сделки, эмитировать векселя и т.п. Определение обычно выносит суд общей юрисдикции или арбитражный по абсурдному иску миноритарного акционера, нового генерального директора общества и т.п. в порядке применения обеспечительных мер.
В некоторых случаях, когда ресурсы компании-агрессора не позволяют ей получить нужное определение, арест активов компании-цели может быть осуществлен в рамках уголовного процесса на основании шагов, предпринимаемых дознавателем, следователем или прокурором в ходе расследования уголовных дел.
Пример 1
Рейдеры купили 34 процента обыкновенных именных акций «Завода по производству аскорбинок» у двух акционеров. Затем за счет скупки акций у миноритариев довели пакет до 46 процентов. Определением суда арестовали акции оппозиции (по 17% у трех акционеров), а чтобы их директор не вывел активы, наложили арест на недвижимость. После этого они провели внеочередное общее собрание акционеров, переизбрали совет директоров, который тут же назначил своего гендиректора. Арест с недвижимости сняли, новый руководитель продал ее «прокладке» (фирме-«однодневке») по заниженной цене, иначе пришлось бы проводить через собрание акционеров одобрение крупной сделки. А «прокладка» перепродает недвижимость добросовестному приобретателю.
2. Приобретение акций / долей, задолженности компании-цели для того, чтобы установить юридический контроль над предприятием или хотя бы создать условия, которые обеспечивали бы агрессору серьезное влияние на компанию-цель.
Этот способ применяют, например, когда большинство акций объекта «распылено» по мелким держателям, — акции скупают с целью собрать контрольный пакет. Поскольку легких рейдерских объектов остается все меньше и меньше, рейдерам приходится придумывать новые методы работы уже с консолидированными пакетами. Например, рейдеры не скупают акции, а фактически воруют активы, которые им интересны. В столице это, конечно же, недвижимость.
Пример 2
В налоговую инспекцию был отправлен фальшивый протокол внеочередного собрания акционеров одного из крупнейших заводов с решением об избрании нового генерального директора. Новый руководитель подписал договор купли-продажи комплекса зданий общей площадью 2 768 кв.м. Покупателем является, конечно, фирма-«однодневка», которая тут же перепродает «лакомую» недвижимость.
На оформление обеих сделок ушло меньше месяца. Новый собственник защищен от претензий прежнего, истинного, хозяина статусом «добросовестного приобретателя». «Однодневка» благополучно ликвидируется, закрывается и «нищая» жертва. Все, дело сделано. Бывший директор узнал о том, что он уже не собственник здания, только когда ЧОП «выносило» его из кабинета. Конечно, было возбуждено уголовное дело по статье 159 Уголовного кодекса, но виновные давно уже в «теплых странах», так что дойти до суда этому уголовному делу явно не суждено.
3. Создание условий, которые препятствуют проведению срочных дополнительных эмиссий акций в целях уменьшения доли участия компании-агрессора в уставном капитале компании-цели в процентном отношении.
Данные условия обычно создаются либо путем наложения запретов на проведение дополнительной эмиссий с помощью определений об обеспечении иска, либо с помощью достижения соответствующих неформальных договоренностей с уполномоченными регистрирующими органами исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В некоторых случаях указанные действия совершаются вместе с шагами по нейтрализации активности крупных акционеров компании-цели.
4. Проведение мероприятий, направленных на нейтрализацию действий крупных акционеров компании-цели.
Эти мероприятия в самом общем случае именуются блокировкой. В результате применения этого приема в корпоративной борьбе крупный акционер (участник) компании-цели, по крайней мере, на некоторое время, лишается возможности осуществлять права по принадлежащим ему акциям (долям). С помощью блокировки агрессор также добивается уменьшения общего количества голосов на общем собрании акционеров (участников) компании-цели, необходимых для принятия важных решений. Второй вспомогательной целью использования блокировки является видимое снижение стоимости пакета акций (доли) в глазах соответствующего собственника.
Отдельным способом нейтрализации собственников крупных пакетов акций является передача реестра другому регистратору на основании определений различных судов о принятии мер в обеспечение иска. В дальнейшем крупный пакет просто похищается у собственника и многократно перепродается добросовестным приобретателям, но об этом более подробно будет сказано ниже.
Пример 3
«Захватчики» приобрели 5 процентов акций ОАО «Рога и копыта» у миноритарных акционеров. Противник подключил защиту — крупный банк. Под «прикрытием» проведения переговоров агрессоры скупили еще 10 процентов и наложили арест на недвижимость. Компания-цель блокирует регистрацию «рейдерского» пакета у реестродержателя. На основании определения суда по иску подставного акционера реестр был передан другому реестродержателю. В итоге банк выкупил «рейдерский» пакет по двойной цене. Причем 100-процентная прибыль в таких сделках считается неудачей. Обычно речь идет о 300–1 000-процентных «барышах».
5. Совершение враждебных корпоративных действий в отношении компании-цели.
В основном эти действия сводятся к проведению внеочередных общих собраний акционеров (участников) компании-цели и формированию параллельных органов управления предприятием. Также довольно часто враждебные корпоративные действия материализуются в виде судебного оспаривания действий и решений органов управления компании-цели. В отношении компании-цели инициируется значительное число часто абсурдных исков. Однако, как показывает практика, они сильно действуют на нервы руководителям и крупнейшим акционерам компании-цели.
Используя несовершенство действующего законодательства, агрессоры часто осуществляют враждебные корпоративные действия в дополнение к другим в качестве средства устрашения или психологического воздействия. Например, если дополнительный выпуск ценных бумаг акционерного общества может быть признан недействительным в течение трех месяцев с даты начала его размещения, то решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об утверждении отчета об итогах этого выпуска ценных бумаг может быть оспорено в течение более длительного срока. На практике этим часто пользуются, правда, обычно безрезультатно.
6. Проведение политики, направленной на дестабилизацию ситуации в компании-цели, а также создание последней различных проблем с поставщиками, потребителями, фискальными и правоохранительными органами, органами государственной власти и управления.
Указанные действия сводятся к направлению различных жалоб и заявлений в государственные, правоохранительные и фискальные органы. Довольно часто компании-агрессоры прибегают к такому испытанному приему, как возбуждение уголовного преследования по надуманным основаниям в отношении руководителей предприятия-цели, его основных акционеров. Большое внимание уделяется также работе с контрагентами предприятия: основных поставщиков и покупателей щедро снабжают дезинформацией о близком банкротстве компании-цели, что часто приносит плоды. Например, поставщики отказываются поставлять комплектующие на условиях отсрочки платежа, требуя предоплату. Такие внезапные изменения сбытовой политики основных поставщиков способны полностью парализовать нормальную работу компании-цели, при этом ее руководство вынуждено вести войну на два фронта: с агрессором и с собственными контрагентами.
Пример 4
Последним «залпом» захватчиков по Московскому заводу счетно-аналитических машин им. Калмыкова стало письмо в налоговую инспекцию, где черным по белому написано, что гендиректор Михаил Шурыгин слагает с себя полномочия. Его поддельная подпись заверена нотариусом из Санкт-Петербурга (фамилия неразборчива).
Пример 5
В течение нескольких месяцев проводилась «черная» пиар-кампания по дискредитации руководства Уральского государственного лесотехнического университета. В вузе массово разбрасывались «подметные» газеты и листовки, направленные против руководства университета, в Интернете появились анонимные сайты с откровенными оскорблениями в адрес ректора и проректора. Отчисленные студенты устраивали тщательно срежиссированные «акции протеста», что могло привести к срыву учебного процесса и нормального функционирования высшего учебного заведения. О том, что данные псевдо-массовые акции тщательно готовились и прорабатывались, говорит тот факт, что, по ряду данных, материалы и сюжеты, размещенные в СМИ о проведенных акциях, буквально на следующий же день поступали в аппарат полномочного представителя Президента РФ и в экстренном порядке доставлялись в Федеральное агентство по образованию.
На данном этапе рейдеры на своих специализированных семинарах советуют провести атаку под названием «гробы». Это изобретение известного рейдера Ильи Дыскина. В кабинет директора вносят гроб и венки, на лентах надписи: «От семьи», «От трудового коллектива». Директор хватает телефонную трубку, а там — траурный марш. Результат — либо длительная госпитализация неугодного директора, либо его отставка.
7. Проведение мощной компании в средствах массовой информации, направленной на дискредитацию руководителей предприятия, ее основных акционеров.
Анализ многочисленных проектов по недружественным поглощениям показывает, что компании-агрессоры довольно часто используют в своей деятельности СМИ, с помощью которых ведется массированная кампания по дискредитации руководителей компании-цели и ее основных акционеров. Такие РR-кампании дают определенные результаты, особенно в тех случаях, когда требуется оказать психологическое давление на органы государственной власти и управления, а также на суды, рассматривающие дела, связанные с корпоративными конфликтами.
Пример 6
Так, при захвате крупного предприятия, осуществляющего «северный заказ», в прессе ежедневно стали появляться статьи на тему «Где же наши зарплаты?». С такими же плакатами вышли на улицу организованные рейдерами работники предприятия. Причем задолженность по зарплате оказалась минимальна и связана была с кадровыми изменениями в бухгалтерии. Тем не менее пресса и заказные депутатские запросы сделали свое дело — началась прокурорская проверка.
Иногда кампании по дискредитации организуются с целью последующего возбуждения уголовных дел «по результатам публикаций». Газета с сомнительной публикацией совершенно случайно оказывается на столе у прокурора, который, как известно, обязан реагировать на все сообщения о преступлениях, опубликованные в средствах массовой информации.
8. Осуществление мер, направленных на перехват управления в компании-цели.
Эти меры обеспечивают установление физического контроля над компанией-целью. Без перехвата управления говорить о поглощении предприятия не имеет смысла.
Пример 7
Прошлым летом офис СПК «Развитие» (один из основных активов — «Главмосстрой») попытались захватить 200 бойцов с бейсбольными битами и металлическими прутьями. Оказалось, что еще в феврале 2005 года без ведома владельцев компании по решению внеочередного собрания акционеров у нее сменились гендиректор, печать и реестродержатель. Новым собственником стал депутат Госдумы Сулейман Керимов (16-е место в списке Forbes, $2,6 млрд.), вскоре продавший «Базэлу» контрольный пакет СПК.
9. Проведение мер, способствующих физическому удержанию компании-цели.
После перехвата управления необходимо удержать компанию-цель или хотя бы осуществить быстрый вывод ее активов. Очевидно, что, захватив компанию-цель, агрессор должен подумать о ее дальнейшей обороне. С целью организации эффективной обороны агрессор должен, по меньшей мере, выявить потенциальных новых агрессоров и принять меры для нейтрализации их возможных притязаний, а также проанализировать направления возможных ударов.
10. Совершение шагов, обеспечивающих ликвидацию конфликта после установления физического контроля над компанией-целью.
Такие шаги призваны минимизировать число недовольных поглощением предприятия и, следовательно, снизить риск возможного захвата предприятия этими лицами. К их числу обычно относятся бывшие руководители компании-цели, ее крупнейшие акционеры, органы государственной власти и управления, а также лица, осуществлявшие криминальное или неформальное силовое покровительство предприятию. Как правило, проблемы с перечисленными выше лицами решаются в ходе переговоров, по результатам которых бывшие руководители и крупнейшие акционеры могут получить приличные компенсации, органам государственной власти и управления обычно обещают увеличение числа рабочих мест и регулярные налоговые выплаты, представители же криминальных и силовых структур получают солидные «отступные».
Компания захвачена. Что дальше?
Для того, чтобы зафиксировать первоначальное положение компании-цели после ее захвата, используются следующие технологии:
1. Продажа имущественного комплекса компании-цели.
Дружественному акционеру предлагают приобрести имущественный комплекс по минимальной цене. Для большей убедительности прикладывают к комерческому предложению копию договора купли-продажи, который, разумеется, является фальшивкой. Логика предложения понятна: раз компания-цель лишилась всех своих активов, то и ее акции уже ничего не стоят, а потому разумно продать их хоть за какие-то деньги.
Возмущенный акционер немедленно подает иск по месту нахождения покупателя имущественного комплекса, требуя признать недействительной соответствующую сделку купли-продажи, и просит наложить арест на все имущество предприятия, ставшего объектом нападок рейдеров.
Эта технология имеет ряд недостатков. Например, в качестве продавца по липовой сделке выступает сама компания-цель, что дает ей возможность обжаловать это определение. Поэтому такие судебные акты должны появляться в поле зрения предприятия по истечении срока их обжалования, что не всегда удобно.
Кроме того, несложно заметить и другой подвох. Подсудность такого иска всегда будет альтернативной, так как одним из ответчиков является сама компания-цель. Указанное наводит на странные мысли. Зачем акционеру, например, из Москвы, понадобилось ехать в Иркутскую область, когда он мог просто все сделать, практически не выходя из дома. Дело в том, что в Иркутской области с судом смогли договориться, а в Москве — нет. Да и адвокатам компании-цели придется туда съездить. Путь неблизкий, а время идет.
2. «Продажа» имущественного комплекса с использованием комиссионера.
Эта технология лишена недостатков своей предшественницы. Сама компания-цель в деле обычно не участвует. Спор разворачивается за пару тысяч километров от места нахождения предприятия. В суд обращается кто-нибудь из местных любителей Бахуса с иском к какой-нибудь поблизости зарегистрированной компании, при этом поклонник древнего бога утверждает, что нанял эту нехорошую компанию для приобретения в его собственность уже упоминавшегося имущественного комплекса компании-цели. Комиссионер сделку купли-продажи заключил, а сам комплекс комитенту не передает. Последний, опасаясь, как бы чего не вышло с вожделенным имущественным комплексом, просит высокий суд обязать комиссионера передать ему имущество, а пока будет идти судебное разбирательство, на имущественный комплекс накладывается арест, сопровождающийся различными запретами, например, на регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество.
Формально компания-цель в споре не участвует, а потому даже жалобу на определение об обеспечении иска подать не имеет права. С подведомственностью вопросов не возникает, так как истец — гражданин; с подсудностью, надо заметить, тоже.
3. «Продажа» контрольного пакета акций компании-цели с использованием комиссионера.
Ситуация, полностью идентичная описанной выше. Только в качестве имущества, которое незаконно удерживает недобросовестный комиссионер, выступает контрольный пакет акций компании-цели, на который и накладывается вожделенный арест. А он по ситуации может сопровождаться запретом вносить изменения в реестр акционеров. Иногда для полной юридической чистоты арест накладывается на акции их непосредственных владельцев.
4. Предварительный «договор» купли-продажи контрольного пакета акций компании-цели.
При использовании этой технологии два сомнительных гражданина спорят о понуждении одного из них к заключению основного договора купли-продажи контрольного пакета акций компании-цели. Дескать, между сторонами был заключен предварительный договор, ответчик этот искомый пакет уже приобрел, а истцу продавать отказывается. Поскольку ответчик может продать эти акции любому лицу, истец просит суд наложить арест на акции.
Еще одним распространенным способом дестабилизации положения в компании-цели является хищение акций с последующим использованием института добросовестного приобретателя. Наиболее легким объектом подобных преступных посягательств являются бездокументарные ценные бумаги.
Законодательство РФ о ценных бумагах определяет момент перехода права собственности на акцию, выпущенную в бездокументарной форме. Указанное право переходит к приобретателю в момент внесения приходной записи по его лицевому счету в реестре акционеров. Таким образом, для того чтобы похитить акции, выпущенные в бездокументарной форме, необходимо и достаточно любыми средствами обеспечить списание акций с лицевого счета интересующего акционера и зачислить их на лицевой счет другого акционера. В дальнейшем с помощью целой цепочки последующих сделок похитители используют институт добросовестного приобретателя, оставляя незадачливому акционеру возможность предъявления иска регистратору о возмещении причиненных убытков.
В подавляющем большинстве случаев способы хищения ценных бумаг сводятся к четырем наиболее часто встречающимся:
1) имитация сделок (или незаконные сделки) с акциями;
2) манипуляции с реестром акционеров общества;
3) обращение взыскания на акции по несуществующим обязательствам акционера;
4) комплексный способ хищения акций.
Какие ошибки допускают руководители
Вряд ли возможно переоценить роль руководителя в деле о корпоративных конфликтах. Наивно полагать, что захватываются только компании со слабым менеджментом. Казалось бы, опытный руководитель должен уделять большое внимание профилактике корпоративных захватов, информации о которых в наше время предостаточно. Источниками информации о реальных масштабах явления служат деловая пресса, различные электронные СМИ, каналы прямого обмена сведениями между владельцами и директорами предприятий, объединения предпринимателей. Такую информацию главные участники корпоративных отношений получают и от своих специалистов и постоянных внешних консультантов, а также в процессе участия в различных очных тренинговых форумах (лекции, семинары, деловые игры, фундаментальное повышение квалификации путем получения нового образования и т.п.). Но, тем не менее, многие владельцы бизнеса и их топ-менеджеры не представляют себе существа и остроты проблемы. Следовательно, в роковой час начала корпоративной атаки на их собственность и иные материальные интересы, как правило, оказываются не способными дать серьезный отпор агрессору.
Пример 8
Схема недружественного поглощения ОАО ГИВЦ была проведена до гениального просто. Лакомым куском в этом явилась недвижимость — 3,5 тыс. кв.м. в самом центре Москвы. Рейдеры получили доступ к документообороту предприятия, одарив секретаршу генерального директора французскими духами и коробкой конфет. После чего слегка пошантажировали руководителя — заслуженного деятеля науки. Далекий от реальной жизни «ботаник», испугавшись оглашения информации о присвоении 25,5 процентов акций, переданных доверчивыми акционерами своему научному руководителю, назначив секретаршу и.о. гендиректора, уехал в отпуск. Она не глядя подписала документы на продажу здания за векселя фирмы «Одуванчик», получив в подарок путевку в сочинский санаторий. Вот и все поглощение.
Причин такого парадоксального положения дел довольно много. Причем имеют они различную природу: в их совокупности находят место и обстоятельства психологического свойства, и глубинные микроэкономические тенденции. Выделим главные.
1. Психологический эффект недооценки. Как и бытовой пожар, наводнение или землетрясение, разрушительный корпоративный конфликт относится к оценочно-вероятным событиям. Кому-то суждено их миновать, кому-то нет. Одновременно владельцы бизнеса, будучи профессионалами, понимают, что построение системы корпоративной обороны — достаточно капиталоемкое мероприятие. И нередко резоны экономии финансовых ресурсов перевешивают резоны страховки. Поэтому чаще всего о корпоративной защите всерьез начинают думать тогда, когда подготовленный бизнес-пиратом проект уже начинает осуществляться, и поскольку его главным фактором выступает неподготовленность предприятия-цели, радикальные меры защиты бизнеса на этой стадии оказываются тщетными.
2. Преувеличение фактора «личных связей». Считается, и не без оснований, что отечественное предпринимательство в принципе невозможно без прямой поддержки или общего покровительства различных государственных структур либо их руководителей. Крупные инвесторы и руководители предприятий не расстаются с уверенностью, что в случае применения потенциальным корпоративным противником даже наиболее дерзких схем вроде судебного перехвата управления или отъема собственности власти их поддержат.
3. Фактор колоссальной занятости владельцев и директоров российских предприятий. Следует исходить из того, что корпоративное (управленческое и правовое) обустройство бизнеса не входит в систему главных их приоритетов. Это тем более справедливо и для конструирования системы обороны бизнеса от недружественного поглощения и корпоративного шантажа. Указанные проблемы не могут конкурировать, к примеру, с борьбой за клиента в условиях все более обостряющейся конкуренции или с финансовым и налоговым планированием.
4. Высокая концентрация собственности. Большая часть отечественного бизнеса представлена ФПГ, холдингами и иными форматами крупных интегрированных корпораций. Корпоративные центры последних настолько порой уверены в общем превосходстве в мощи (финансовой, лоббистской и т.п.) над потенциальными агрессорами, что не рассматривают защиту бизнеса как актуальную тему.
Пример 9
«ФГУП НИИ шинной промышленности» (НИИШП) являлся ведущим научно-исследовательским и опытно-производственным предприятием шинной отрасли бывшего СССР, а потом — и России. Вообще, это единственное шинное НИИ во всей Восточной Европе. НИИШП был головным предприятием по разработке и совершенствованию полимерных материалов, в первую очередь — специальных резиновых смесей, используемых в военной технике (резиновых бандажах опорных катков танков, пулестойких шинах для колесных бронетранспортеров, резино-металлических шарнирах танковых гусениц и многих других изделиях военного назначения). Сегодня НИИШП перестал существовать как научный и опытно-производственный центр шинной промышленности. После вывода из него активов группой рейдеров Олевинского-Шпурова ведущие специалисты были уволены, лабораторная, испытательная и опытно-производственная база приходит в негодность.
5. Общий непрофессионализм собственника. Некоторая часть предпринимателей начинает понимать, что построение эффективной системы обороны бизнеса — удел специалистов. Однако для того, чтобы понять, качественный ли экспертный продукт продают многочисленные специализирующиеся на данной проблематике фирмы, необходимо хотя бы в общем владеть ситуацией. Между тем корпоративно-управленческая и правовая компетентность многих руководителей наших крупных компаний оставляет желать лучшего. Поэтому феномен неподготовленности к корпоративной обороне часто просто выражается в создании псевдонадежных схем, в отношении которых у пользователей существует иллюзорная уверенность в их работоспособности. Другая, более многочисленная группа предпринимателей (в особенности это касается владельцев ФПГ и холдингов), обзаведясь большим штатом собственных сотрудников, представляющих специальности «на все случаи жизни», поручает им и проекты защиты собственного бизнеса. Таким «специалистам», как правило, банально не хватает знаний и опыта для решения столь сложных задач.
6. Отсутствие должной общей корпоративной культуры. Главным ее проявлением, как особо будет показано в дальнейшем, является пренебрежительное отношение контрольных участников компаний к миноритарным акционерам. Между тем последние являются лицами, кровно заинтересованными в стабилизации корпоративных отношений и, как правило, готовы если не финансовыми, то уж во всяком случае интеллектуальными и организационными ресурсами участвовать в создании гармоничных управленческих конструкций, фрагментами которых и выступают адаптированные к данному предприятию системы профилактики корпоративных конфликтов.
Пример 10
С момента создания компании «Уралинвестэнерго», выросшей из чекового инвестиционного фонда, в ней было более 50 тысяч акционеров. В дальнейшем, в ходе свободной покупки, контрольный пакет сконцентрировался у ряда лиц, в том числе у руководителей «Свердловэнерго», менеджеров предприятий энергетического комплекса. Среди акционеров значился и небезызвестный Андрей Ахтямов, которому принадлежало и принадлежит сегодня 4,8 процентов акций ОАО «Промышленная группа «Уралинвестэнерго» и который был председателем совета директоров.
В марте 2004 года среди крупных акционеров происходит конфликт, а проще говоря, председателю совета директоров выражают недоверие и снимают со всех должностей в предприятиях холдинга, что само по себе не является чем-то необычным. В конечном итоге Ахтямов договаривается о сотрудничестве с «Уральской горно-металлургической компанией», которая давно проявляла интерес к машиностроительному комплексу. Он тут же организует некий «Фонд обманутых акционеров «Уралинвестэнерго», который к акционерам никакого отношения не имеет. Это показали многочисленные собрания акционеров общества, на которых более 95 процентов голосуют за одобрение действий менеджеров.
Представителей обманутых акционеров на самом деле лишь двое — это Ахтямов и его мать. (Кстати, арбитражный суд установил, что Ахтямов свои акции приобрел незаконно, и обязал его вернуть их законному владельцу). Все это не смущает Ахтямова. Он активно создает профсоюз работников «Уралхиммаша», в котором нет ни одного работника предприятия. От несуществующего профсоюза во все инстанции уходят клеветнические и оскорбительные письма.
Одновременно начинается произвол со стороны правоохранительных органов. Руководством прокуратуры дана команда возбудить уголовные дела в отношении руководителей строительных предприятий холдинга. Районный прокурор Горбунов пытается убедить руководство областной и окружной прокуратуры, что оснований нет, но в ответ получает жесткое указание возбудить дело и арестовать руководителей. Последних задерживают, предъявляют обвинение в злостной невыплате зарплаты, приведшей к массовому увольнению. Суд отказал в аресте, уголовное дело тут же было прекращено. Но, пока суд да дело, сотрудники УГМК начали попытки уговорить акционеров «Уралинвестэнерго» отдать им бизнес — в противном случае репрессии продолжатся.
Выступающие от имени «Фонда обманутых акционеров» пиарщики (из самих акционеров по телевизору несколько раз показывали только экзальтированную бабулю) активно осваивают «бюджет» кампании по очернению «Уралинвестэнерго». Просто перечислим пакости: распространение листовок в городах проживания партнеров преступной группы (Алапаевск, Южноуральск, Екатеринбург) с похабными изображениями и оскорбительными надписями, листовок против родственников акционеров в школах и больницах, учреждениях, где они работают, надписей на заборах и зданиях вблизи проживания и работы акционеров или их близких родственников, нецензурные оскорбительные надписи. Кроме того, они организуют нападения на акционеров в публичных местах, где их забрасывают пакетами с майонезом. Забрасывают яйцами и краской окна акционеров. И даже выпускают фальшивую заводскую газету «Уралхиммаша».
7. «Красный менеджмент» — одна их особенностей российского бизнеса. «Красный директор» — это воспитанник советской менеджерской школы. Он медлителен, не любит дорогих адвокатов, полагается на заводского юриста и преданность трудового коллектива, скорее проигнорирует судебное заседание где-нибудь в Дагестане или Чечне, которое рассматривает иск к предприятию. К сожалению, именно предприятия с этим видом управления первыми становятся добычей рейдеров.
О том, как обезопасить свой бизнес от возможного нападения рейдеров и как себя вести во время захвата власти, читайте в материалах наших авторов В.В. Миловидова и Ю.В. Коневой «Как защитить свой бизнес от рейдеров» и С.В. Россола «Защита от рейдеров: учитываем нюансы в уставе АО», которые опубликованы в № 10, 2006 журнала «Юридический справочник руководителя». Из статей вы узнаете эффективные профилактически и оборонительные тактики.
Статья получена: Клерк.Ру