В.Ф. Лазарев,
руководитель Департамента
по
урегулированию коллективных трудовых споров
и развитию социального
партнерства Минтруда России
Опубликовано в номере: Кадры предприятия №8 / 2002
Проблемы рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции
Роль рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции принижена из-за чрезмерной загруженности судов, а также связанной с этим мотивацией судей на затягивание трудовых дел «из-за их сложности».
По информации Верховного Суда РФ в судах общей юрисдикции в 1997-2001 гг. с рассмотрением трудовых дел сложилась следующая ситуация:
Год |
Всего поступило трудовых дел |
По сравнению |
Удельный вес трудовых дел |
1997 |
1363651 |
35,1 % | |
1998 |
1452434 |
на 6,5 % больше |
30,5 % |
1999 |
951641 |
на 34,5 % меньше |
19,8 % |
2000 |
565598 |
на 40,6 % меньше |
11,7 % |
2001 |
271470 |
на 11,7 % меньше |
11 % |
Сокращение количества трудовых дел в судах за 1997—2001 гг. коррелируется с общей для страны тенденцией по снижению социальной напряженности в эти годы.
Этот процесс наглядно иллюстрируется графиком забастовок, проведенных в 1990—2001 гг:
Но, несмотря на это, в сфере коллективно-договорного регулирования трудовых отношений сохраняются недостатки и серьезные проблемы.
Так, причиной более 95% всех зарегистрированных забастовок является невыплата заработной платы учителям. В принципе, все эти конфликты в соответствии с российским законодательством и по терминологии МОТ являются «конфликтами права», то есть нарушающими индивидуальные права работников, и для их разрешения не могут быть применены процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (с изм. на 30.12.2001) и новым Трудовым кодексом РФ. В связи с этим необходимо принятие законопроекта, регламентирующего вопросы коллективной защиты индивидуальных трудовых прав. В действующем законодательстве Российской Федерации нормативный правовой акт, регулирующий такой вид забастовок, пока отсутствует.
Совершенствование системы урегулирования трудовых споров, методов ее работы, превращение ее в эффективно работающий социальный амортизатор должны вестись по двум основным направлениям:
- Совершенствование действующей досудебной системы урегулирования коллективных трудовых споров (Служба по урегулированию коллективных трудовых споров, временные трудовые арбитражи). По этому направлению первый шаг был сделан в сентябре 2001 г., когда социальными партнерами г. Москвы было создано учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», которое представляет собой оснащенное современным оборудованием место для работы всех временных трудовых арбитражей г. Москвы.
- Специализация действующей судебной системы (в судах общей юрисдикции трудовые дела рассматриваются судьями совместно не с обычными заседателями, а с представителями профсоюзов и работодателей). Это направление не требует дополнительных финансовых средств, но пока встречает сопротивление судебных органов, органов прокуратуры и отдельных профсоюзов. Реализация этой задачи посредством специализации действующей судебной системы через создание специализированных трудовых судов пока что в далекой перспективе.
В большинстве европейских стран сформирована специализированная трудовая юстиция в виде трудовых судов или административных органов. Эти структуры наделены функциями по разрешению трудовых споров, что составляет отличительную черту правового регулирования труда в странах развитой рыночной экономики. Специализированные трудовые суды существуют в Германии, Финляндии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурге, Испании, Португалии, Швейцарии (в отдельных кантонах), Швеции и ряде других стран.
Учреждения специализированной трудовой юстиции, функционирующие за рубежом уже многие годы (к примеру, во Франции около 200 лет), полностью оправдывают себя. Они на практике доказали свою значимость и полезность в качестве одного из важнейших институтов социально-правовой инфраструктуры.
Компетенцией трудовых судов должны стать юридические споры — конфликты права. Такие споры требуют особо тщательного соблюдения судебной процедуры, учета многих формально-юридических моментов, постоянного обращения не только к трудовому, но и к гражданскому, уголовному, административному праву. Решения по этим спорам должны быть в полной мере легитимными, а конфликтующие стороны до завершения процедуры рассмотрения спора не должны оказывать давление друг на друга (прибегать к забастовкам, локаутам и т.п.).
Совершенствование действующей судебной системы за счет создания специализированных федеральных трудовых судов
Реализация конституционного права на судебную защиту требует как улучшения деятельности судов, так и совершенствования всей судебной системы.
Действующая судебная система разрешения трудовых споров и гражданско-процессуальное законодательство в настоящее время недостаточно ориентированы на защиту трудовых прав граждан, а правовые нормы трудового законодательства существенно ограничивают право гражданина на судебную защиту, что противоречит статье 46 Конституции РФ.
В сфере трудовых и производных от них отношений появились две негативные тенденции — рост числа нарушений трудовых прав граждан и снижение уровня эффективности их судебной защиты.
За последние годы значительно возросло количество трудовых дел в судах:
- о незаконных увольнениях и переводах;
- о взыскании заработной платы;
- о суммировании основного очередного и дополнительного отпусков;
- об отказе в приеме на работу;
- об отказе в праве на получение пособий;
- о возмещении морального вреда и т.д.
Практика свидетельствует, что в судах общей юрисдикции трудовые дела разрешаются годами. Имеют место частые отмены решений судов по спорам, вытекающим из трудовых, пенсионных и иных правоотношений из-за неправильного применения обширного, сложного и противоречивого законодательства о труде и социальном обеспечении.
Реализация судебной реформы в России осуществляется медленно, что объясняется целым рядом причин, в том числе и недостатком денежных средств.
Одним из факторов, способствующих решению данной проблемы, явилось бы создание специализированных судов, рассматривающих судебные дела, вытекающие из трудовых отношений. Это могло бы кардинально улучшить ситуацию, сложившуюся в России в связи с нарушением трудовых и связанных с ними прав работников.
К числу задач судебной реформы в целом относятся защита и неуклонное соблюдение общих конституционных прав и свобод человека в судопроизводстве. Защите трудовых прав, а следовательно повышению эффективности разрешения трудовых споров и конфликтов, также должно быть уделено особое внимание. Поэтапная реформа судебной системы, решающая эту задачу, могла бы строиться по следующей схеме:
I этап — выделение из состава коллегий по гражданским делам судов общей юрисдикции обособленных подразделений (коллегий, составов), специализирующихся на рассмотрении трудовых споров, и введение их в судах всех инстанций;
II этап — проведение организационных мероприятий законодательного ипрактического характера по учреждению специализированных судов, разрешающих дела по трудовым спорам (по аналогии с арбитражными судами), в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (статья 26);
III этап — проведение мероприятий по фактическому созданию специализированных федеральных трудовых судов в структуре Верховного Суда РФ.
Необходимость создания трудовых судов в Российской Федерации обусловлена следующим:
- значительным количеством судебных дел, вытекающих из трудовых отношений и сегодня рассматриваемых в общем гражданском порядке;
- качеством их разрешения в судах общей юрисдикции;
- недостаточной специализацией судей;
- присутствием на заседании суда народных заседателей, не имеющих необходимых знаний и опыта в области регулирования трудовых правоотношений и разрешения соответствующей категории споров.
Учреждение в России специализированных трудовых судов, на наш взгляд, будет способствовать:
1) созданию реальных гарантий по реализации конституционных прав граждан на судебную защиту в целом и трудовых прав, в частности;
2) обеспечению реального соблюдения требований процессуального законодательства при разрешении трудовых споров в суде;
3) усовершенствованию правового механизма реального и быстрого исполнения судебных решений, особенно по делам о взыскании заработной платы, пособий и других денежных выплат.
Одновременно защитная функция суда по трудовым делам должна включать всю совокупность мер:
- по мирному урегулированию разногласий между сторонами спора;
- по быстрому принудительному восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъекта трудового и иного производного от него правонарушения по возмещению в полном объеме имущественного и морального вреда, понесенного работником или работодателем.
К компетенции трудовых судов следует отнести все индивидуальные и коллективные споры по вопросам права, вытекающие из трудовых отношений и отношений по социальному обеспечению, а также при применении законодательства о занятости населения и др.
В таких судах по заявлению работодателей и работников можно будет оспаривать все ненормативные акты, ведомственные разъяснения, соглашения о труде и локальные нормативные акты организаций, касающиеся условий труда и др.
В законодательстве зарубежных стран, где созданы специализированные суды по трудовым делам, в соответствии с рекомендациями МОТ, указано, что суды должны принимать меры к окончанию как индивидуальных, так и коллективных споров мирным путем. Поэтому судебные слушания в трудовых судах начинаются лишь после того, как завершится примирительная процедура. При достижении согласия суды помогают сторонам спора определить условия мирового соглашения. Примирительная процедура должна и по законодательству Российской Федерации носить обязательный характер для сторон спора.
При совершенствовании законодательства целесообразно предусмотреть обязанность членов судов по трудовым делам на всех стадиях рассмотрения спора оказывать действенную помощь сторонам трудового спора в урегулировании его мирным путем.
Для расширения судебной защиты трудовых прав в ходе проведения судебной реформы целесообразно начать с проведения мероприятий по организации в системе действующих судебных органов специализированных судебных составов, которые будут разрешать споры, вытекающие из трудовых отношений. С другой стороны, по опыту зарубежных стран к их компетенции целесообразно отнести разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров права.
Принимая во внимание сказанное, а также существующую традицию, создаваемые суды следует назвать федеральными трудовыми судами. В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» необходимо подготовить и принять специальный федеральный конституционный закон «О трудовых судах Российской Федерации». Каждому гражданину в этом случае будет ясно, что такой суд будет разрешать споры, возникающие при применении норм Трудового кодекса РФ и других актов о трудовых правах.
В проекте федерального конституционного закона «О трудовых судах Российской Федерации» целесообразно было бы определить:
- систему трудовых судов;
- их компетенцию;
- особенности процессуальной деятельности судов, включая порядок обжалования их решений;
- правила формирования судейского корпуса, в том числе требования, предъявляемые к нему;
- порядок исполнения решений трудовых судов;
- правовой статус судебных исполнителей.
Также в этом законе следовало бы закрепить:
- Принципы деятельности трудовых судов. Главным принципом деятельности трудовых судов является принцип трехстороннего сотрудничества. Трудовой суд должен разрешать трудовые споры в составе профессионального судьи и двух заседателей — одного от работников, рекомендованного профессиональным союзом, и одного от работодателей, рекомендованного объединением работодателей. Преимущество такого состава заключается в том, что члены суда смогут обеспечить квалифицированное разрешение конфликта, поскольку профессиональные судьи таких судов — юристы, хорошо знающие особенности применения трудового права, трудового законодательства и законодательства о занятости, а непрофессиональные судьи (заседатели) — практики, ориентирующиеся в вопросах условий труда и охраны труда, а также экономики в целом.
- Организационную структуру судов. Например, определить, что трудовой суд первой инстанции — это районный, муниципальный суд; второй инстанции (кассационный и апелляционный орган) — областной и приравненные к нему суды. Рассмотрение дел в надзорной инстанции надлежит закрепить за Высшим Трудовым Судом РФ, который может включаться в структуру Верховного Суда РФ. Он должен состоять из профессиональных судей (председателя и двух членов суда), хорошо знающих трудовое законодательство, международные договоры и Конвенции (Рекомендации) МОТ.
Процесс в трудовом суде должен быть значительно дешевле и доступнее, чем в обычном гражданском. Процедура разрешения дел по трудовым спорам должна быть менее формальной, а сроки прохождения дела и исполнения решения — более короткими, чем это принято в обычных гражданских судах. Так, дела о восстановлении на работе и о взыскании заработной платы, пособий и других выплат должны разрешаться в течение 1 месяца, а остальные — в пределах не более 3-х месяцев.
Создание трудовых судов в России повлечет за собой внесение существенных изменений в содержание Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Гражданского процессуального кодекса и ряда других федеральных законов.
В соответствии с уже установленным порядком, трудовой суд при рассмотрении трудовых споров не должен развивать закон, а только применять действующие нормативные правовые акты и соглашения о труде. В случаях пробела в правовом регулировании, он вправе использовать аналогию права.
Решения трудового суда, особенно Высшего Трудового Суда РФ, будут иметь большое значение для выработки единообразного применения нормативных правовых актов и постановки вопроса о совершенствовании законодательства. Однако, они не могут быть использованы судами в качестве обязательного правила при разрешении других трудовых дел.
Над этими планами еще предстоит работать специалистам федеральных органов исполнительной власти, судьям и ученым.
Статья получена: Клерк.Ру