Новосибирской сети супермаркетов «Холидей Классик», задумавшей скупить конкурентов в соседних регионах, потребовались деньги на воплощение своих замыслов. Как стало известно «Ведомостям», компания ведет переговоры с инвестфондами о продаже примерно четверти бизнеса, а наиболее вероятным покупателем является «Ренова-Капитал» Виктора Вексельберга.
Сеть супермаркетов «Холидей Классик» принадлежит группе «Лэнд». Насчитывает 29 супермаркетов (площадь торгового зала — около 1000 кв. м) в Новосибирске, Томске и Барнауле.
Валовая выручка в 2005 г. — около $180 млн. |
О том, что «Холидей Классик» собирается до конца года продать около 25% бизнеса, «Ведомостям» рассказывал Николай Скороходов, президент группы «Лэнд», которой принадлежит сеть. В прошлом году «Холидей» почти договорился о продаже пакета «Нидану», одному из крупнейших производителей соков в России. Исполнительный директор ГК «Нидан» Ольга Еремеева подтвердила эту информацию, пояснив, что «Нидан» отказался от покупки, «чтобы заниматься основным бизнесом». Параметры обсуждаемой сделки она не раскрыла.
С другим портфельным инвестором, по словам Скороходова, «Холидей» планировал подписать сделку в сентябре, но переговоры затянулись. По информации топ-менеджера федеральной продуктовой сети, нынешним покупателем является фонд прямых инвестиций «Ренова-Капитал». Скороходов и гендиректор «Холидей Классик» Алексей Захаров подтвердили переговоры с «Реновой», но отметили, что фонд компании является только одним из нескольких претендентов. Управляющий «Ренова-Капитал» Олег Царьков подчеркнул, что подписанного соглашения между фондом и «Холидей Классик» пока не существует.
«Ренова-Капитал» уже вкладывала деньги Виктора Вексельберга в компании потребительского рынка. Среди активов фонда есть и продуктовая сеть — в июле фонд объявил о приобретении у Delta Private Equity Partners 25% Spar Moscow Holdings, головной компании франчайзинговой сети Spar в России. Покупка обошлась фонду приблизительно в $15 млн. Царьков отмечал, что «Ренова-Капитал» рассчитывает на доходность своих вложений в 30—40% годовых.
Тогда источник, близкий к «Ренове», уточнял, что фонд выйдет из капитала Spar в 2009 г., возможно, продав свою долю при IPO сети. Кроме того, рассказывал он, «Ренова-Капитал» ищет другие продуктовые сети для заключения аналогичных соглашений.
Розничный бизнес Spar (на начало года — около 30 магазинов, из них половина субфранчайзинговые; валовая выручка в 2005 г. — $150 млн) был оценен в $60 млн, а «Пятерочка» купила «Меркадо» (на начало года — восемь магазинов; валовая выручка в 2005 г. — около $40 млн) за $50 млн без учета стоимости недвижимости, вспоминает аналитик «Тройки Диалог» Виктория Гранкина. Значит, заключает она, четверть розницы «Холидей Классик» может стоить до $25 млн.
Полученные средства «Холидей Классик» сможет направить на расширение в соседних регионах. В феврале компания купила четыре магазина новосибирской сети «Солнечные продукты», а в августе подписала соглашение о слиянии с новосибирским ритейлером «Сибириада» (30 магазинов в Новосибирской области, валовая выручка в 2005 г. — $98 млн). В 2006 г. партнеры договорились совместно инвестировать в расширение бизнеса 2,3 млрд руб. Объединенная компания рассчитывает закрепиться в Томске, Барнауле, Кузбассе, Омске, Красноярске и др. главным образом за счет покупки местных игроков. Например, летом «Холидей» сделал предложение о покупке крупнейшим омским сетям — «Экономному» (40 магазинов), «Астору» (13) и «Нашему магазину» (10).
НОРМАЛЬНО ДЛЯ «МАТРИЦЫ»
Пермская ГК «НормаН-Виват» ведет переговоры с ООО «Универсал-Трейдинг», холдинговой компанией уфимской сети «Матрица», о слиянии сетей «Виват» (41 магазин) и «Матрица» (33 супермаркета), сообщает «Интерфакс». Руководитель отдела маркетинга и рекламы «Нормы» Елена Щавлева уточнила агентству, что компании ведут предварительные переговоры в рамках изучения «всех партнеров на рынке». Топ-менеджер другой федеральной сети осведомлен, что «Матрица» рассматривает не только варианты различных альянсов, но и может продать часть бизнеса портфельному инвестору.