Статная красавица с аристократической внешностью и нежным серебристым тембром, арфа является украшением любого оркестра. Диапазон этого замечательного инструмента очень большой, ему под силу имитировать звуки лютни, гуслей, клавесина, гитары и даже колоколов!
Арфа пришла к нам из глубокой древности. Ее прародителем, как, впрочем, и родоначальником других струнных инструментов, был лук. Мелодичный звук спущенной тетивы пленил ухо первобытного охотника, он стал усовершенствовать этот простейший инструмент.
Именно благодаря своему почтенному возрасту арфа в том или ином виде знакома практически всем народам.
Кифара и лира в Древней Греции, гусли на Руси, чанги в Грузии, дуадастанон в Осетии, тор-сапль-юх у манси, - все это разновидности все той же арфы. Казалось бы, что может быть проще: натяни на свой лук несколько жил и бренчи на здоровье. Однако не все так просто: во-первых, древко лука уже не будет способно противостоять натяжению, а во-вторых, звук у такого инструмента слаб и быстро угасает. Нужен более прочный струнодержатель и резонатор. Первую проблему решили, сделав бывшее древко более толстым и вставив между его концами распорку. В качестве резонатора стали использовать деревянные ящики, долбленные и высушенные тыквы. Такая конструкция дала начало и грифовым инструментам: древние музыканты, играя, прижимали струны к древку. Поэтому древко стали все больше приближать к струнам. Так от древней арфы отпочковались лютня, мандолина, гитара.
Современный вид арфа приобрела, когда из любимицы бардов и менестрелей стала концертным инструментом, вошла в состав ансамблей и оркестров. Здесь ей уже не нужна была компактность, важнее стало расширение диапазона и усиление звучания. Поэтому арфа увеличивает размер, приобретает объемный резонатор из ценных пород дерева и умножает количество струн. Однако чем больше струн, тем толще корпус и, соответственно, тем длиннее должны быть руки у арфиста. Инструменты с более чем семьюдесятью струнами были созданы, но не прижились. Конечно, талантливые мастера нашли выход: корпус арфы снабдили специальными крючками, которые могли перестраивать каждую струну на полтона и на тон выше. Крючками можно было управлять с помощью педалей, сконструированных Якобом Хохбрукером.
Французский мастер Себастьян Эрар усовершенствовал настраивающий механизм арфы: изобрел педали с двойным действием, добавил восьмую педаль (форте). Эрару вообще многим обязаны не только арфа, но и рояль, фортепиано, орган. В итоге арфа имеет треугольный корпус, состоящий из резонансного ящика, изогнутого грифа с колками и колоннообразного бруса. Струны выкрашены для удобства исполнителя в красный и синий цвета, имеется также 7 педалей, каждая из которых может закрепляться в трех положениях, и связана с определенной группой струн.
Оркестр под прозрачным парусом арфы приобретает широкий спектр тембра, богатство оттенков и особую выразительность звучания.