Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Театр и кино » Профессия - Дон-Кихот

 

Профессия - Дон-Кихот

 

 

К своему 90-летию замечательный актер Театра Армии Владимир Зельдин написал книгу Моя профессия - Дон-Кихот, которую очень скоро выпустит в свет одно из московских издательств. Дав книге такое название, автор метафорически точно выразил свое жизненное кредо: человеческую позицию, собственные устремления, отношение к людям.

Не будем говорить о книге - заинтересованный читатель прочтет ее, когда она выйдет в свет. Не будет здесь речи и о творческом вечере, знаменующем памятную дату. И, прежде всего, потому, что свой юбилей Владимир Зельдин отметил в строю, на сцене театра - премьерой спектакля Человек из Ламанчи.

загрузка...

 

 

Впрочем, это, конечно же, не рядовой спектакль. Он изначально поставлен специально под Зельдина, ибо задуман как актерский бенефис. Это - мюзикл, в котором артист, перевоплощаясь из Дон-Кихота в автора пьесы, Сервантеса, и снова - в Дон Кихота, демонстрирует публике многогранность своего артистического таланта. Он мастерски создает драматические образы, с присущими ему изяществом и легкостью танцует, почти нетронутым годами голосом поет.

Надо сказать, что 2005 год для Владимира Михайловича Зельдина - год двух юбилеев. Второй юбилей - 60 лет работы на сцене Театра Российской Армии (прежде - Театр Советской Армии) в Москве, которому он никогда не изменял. Если не считать, конечно, киносъемок. Впрочем, его кино-карьера началась раньше театральной…

Владимира Михайловича Зельдина знают и обожают несколько поколений российских любителей театра и кино. Поистине всенародная известность и слава пришли к нему еще на заре его туманной юности, когда он снялся в популярном в свое время фильме Ивана Пырьева Свинарка и пастух (1941 г.).

А начиналось все, как обычно бывает, со счастливого стечения обстоятельств.

В 1938 году Владимир Зельдин, выпускник московского театрального училища, устроился актером в Центральный театр транспорта (теперь - театр Гоголя). Там он играл артиллериста Николая в пьесе Афиногенова Вторые пути и пограничника Гоглидзе в спектакле Генеральный консул (по пьесе братьев Тур и Шейнина). В роли грузина-пограничника и увидел его на сцене ассистент Пырьева. И пригласил на пробы, проча на главную роль лирического плана. Основная сложность этой роли заключалась в том, что играть надо было не просто влюбленного, но - темпераментного, обуреваемого страстями горца, пастуха Мусаиба Гатуева.

Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но его терзали сомнения. Необычайно требовательный к себе и к другим режиссер параллельно пробовал на эту роль натуральных кавказцев. Конкуренты усердно репетировали, а Пырьев, хотя симпатии его были на стороне Зельдина, никак не мог решить, кому же отдать роль Мусаиба. В конце концов, он пригласил в просмотровый зал женскую часть съемочной группы и показал пробы. Представительницы прекрасного пола единодушно предпочли Зельдина.

За пробами последовали съемки. Для эпизода погони, где горец должен скакать на коне по извилистой и крутой горной дороге, Зельдину предложили дублера. Но он отказался, знаменитую сцену сыграл сам. Выяснилось, что он - отличный, вполне профессиональный наездник, что у него даже есть диплом ворошиловского всадника. В 1935-м Владимир окончил кавалерийское училище и упражнялся в искусстве верховой езды в Манеже на Поварской улице.

Съемки начались в апреле 1941 года, в Кабардино-Балкарии. А в июне - война. Вся съемочная группа отправилась в Москву, мужчины явились на районные призывные пункты и их тут же призвали в армию. Сам Пырьев пошел на фронт добровольцем. А Зельдина послали в танковую школу.

Но танкистом он так и не стал. Не прошло и месяца, как его и остальных участников съемок отозвали из военных частей для продолжения съемок необходимого стране в этот грозный час фильма. Оказалось, что у артистов - своя война. Кадры на сельскохозяйственной выставке снимали в две смены, нередко - под завывание вражеских бомбежек. Прямо с Мосфильма люди уходили на фронт. Их провожали до ворот. Многие, занятые в картине артисты не могли сдержать слез. Пырьев сердился. В самом деле, лента Свинарка и пастух - светлая, радостная. Как снимать, если у исполнителей глаза красные?

Позднее Зельдин снялся и в другом фильме Пырьева - Сказание о земле Сибирской (1947 г.). И это стало для молодого артиста путевкой в жизнь. Пырьев сумел разглядеть в даровании этого актера огромный, неистощимый потенциал. И дал ему роль с иным амплуа. Вместо простого, отрытого до наивности, восторженного пастуха перед зрителем предстал сконцентрированный на себе интеллигент, со сложным, глубоким и противоречивым внутренним миром - пианист Борис Оленичев. Зельдин успешно справился и с этой ролью, после чего за ним закрепилась слава актера, который может сыграть все. И в самом деле, его роли в кино чрезвычайно разноплановы: от положительных героев - до отпетых негодяев. На его счету - более тридцати фильмов. В возрасте 86-ти лет он снялся в картине Классик (2001 г.).

Надо сказать, что Зельдин не принадлежит к числу актеров, которые с детства были отмечены драматической музой.

Родился он 10 февраля 1915 года в маленьком провинциальном российском городке Тамбовской губернии под названием Козлов (ныне - Мичуринск). В семье музыкантов.

Его отец окончил Московскую консерваторию. Кроме Владимира в семье было еще трое детей. И всех учили музыке. Владимир играл на скрипке, на рояле и на трубе. Родители устраивали в доме музыкальные вечера. Дети пели, читали стихи…

Он рос в Твери, где семья Зельдиных поселилась в 1919 году. Там, в Твери, отец создал музыкальную школу. А потом, в 1924 году, они переехали в Москву. Столица ошеломила девятилетнего мальчика непрекращающимся перестуком копыт (основным транспортом в те времена были извозчики) под аккомпанемент трамвайных звонков.

В 12 лет Зельдин увлекся балетом. Настолько, что решил поступать в хореографическое училище Большого театра. Отец категорически возражал. Возможно, именно он повлиял на исход событий - Володю не приняли по состоянию здоровья.

В годы его юности самой модной считалась профессия военного. Мечта о балете уступила место в его душе веяниям времени. Владимир видит себя курсантом военно-морского училища. Но сбыться и этим стремлениям - не суждено. В 1929-м, когда Владимиру было 14 лет, умирает его отец. Старинный друг отца, дирижер Николаевский устраивает ему подработку - в оркестр Высшей пограничной школы, которым он тогда руководил.

Окончив школу, юноша идет на завод учеником слесаря. Однако такой поворот событий его не удовлетворяет. Как-то раз, гуляя по Москве, он обращает внимание на объявление о приеме в театральное училище при Театре МОСПС (ныне - театр Моссовета). Не раздумывая, он решает сделать попытку. Особенно на успех он не рассчитывал и потому на собеседовании почти не волновался, держался раскованно. И был зачислен в студенты. Так Зельдин вышел на главную в своей жизни дорогу…

Еще до войны, все в том же 41-м, когда полным ходом шли съемки фильма Свинарка и пастух Владимира Зельдина взяли на работу в Театр Красной Армии. Но стоящих ролей в тот период для него не нашлось. Он играл лишь в эпизодах. Когда наступили военные времена, театр эвакуировали в Свердловск, а Зельдина уволили - он не был занят в репертуарных спектаклях.

В этот театр Зельдин вернулся лишь в 45-м. Теперь уже - навсегда. В те годы театр возглавлял Алексей Дмитриевич Попов - неординарных способностей артист, уникальный в своем роде режиссер, хороший педагог. Служить под его началом Зельдин почитал за особую честь. Его привлекала теплая атмосфера, царившая в этом театральном коллективе. И при Попове, да и потом, закулисные интриги здесь не поощрялись.

Настоящая карьера Зельдина в Театре Красной Армии началась с того, что его пригласили на роль Альдемаро в спектакле Учитель танцев (по пьесе Лопе де Вега), который ставил тогда режиссер Владимир Канцель. Ему предстояло играть человека другой эпохи, других географических широт, с иным отношением к жизни. Задача - нелегкая.

Премьера спектакля состоялась в 1946 году. И снова - головокружительный успех. Изящный, аристократичный красавец Альдемаро сразу же покорил публику. Зельдину удалось совершенно естественно воссоздать образ учителя танцев. На протяжении нескольких десятилетий он был непревзойденным Альдемаро. И выходил в этой роли на сцену более тысячи раз. И оставил ее лишь когда ему перевалило за пятьдесят.

Потом было много интересных ролей. Были спектакли драматические, были музыкальные, в которых артист пел и танцевал.

Перечислить все его роли может позволить себе лишь монографическое издание. Но и по сей день Владимир Михайлович считает, что Учитель танцев - его самый большой сценический успех.

Впрочем, сегодня у Альдемаро появился, похоже, серьезный конкурент. К роли Дон-Кихота в пьесе Человек из Ламанчи (постановка Юлия Гусмана) Зельдин относится с особым пристрастием, утверждая, что это - необычайно современный и своевременный спектакль.

Рыцарь по натуре, Зельдин легко и естественно входит в жизнь средневекового персонажа. И не только потому, что он - талантлив и способен сыграть все. Но и потому, что находит с этим героем духовное родство. Ведь главные черты Дон-Кихота - истинное благородство, готовность защитить других, прийти на помощь, пусть даже себе в ущерб. Таков и сам Владимир Михайлович.

Он и в молодости был как будто бы «не от мира сего». Меньше всего его занимали мелочи быта. Коллеги по театру рассказывают, что в послевоенные годы актерам раздали маленькие участочки под Москвой. Все огородничали, сажали картошку, морковь. Время было голодное. И только Зельдин приезжал на дачу элегантный, в светлом плаще, и просто любовался природой или поливал зеленую травку и цветы.

- Если бы у меня были деньги, - говорит артист, - Я построил бы детские дома, помог бы старикам, пенсионерам…

Приведем здесь и такой весьма красноречивый факт. Будучи председателем профсоюзной организации театра, многим артистам он выбил хорошие квартиры. А сам (с его-то известностью!) до женитьбы вообще жил в гримерной. Затем (довольно долго) скитался по гостиницам и только потом, благодаря чьим-то хлопотам, получил крохотную двухкомнатную малометражку. Там и живет до сих пор.

- Я погружен в этот материал, - признается Владимир Михайлович, говоря о Дон-Кихоте, - живу в его мире, его отношением к жизни, к человеку. Более того, все события, которые вокруг происходят - и негативные и позитивные - я рассматриваю через призму Дон-Кихота. Мой герой произносит такие слова: Не называй своим ничего, кроме своей души. Или еще: Люби не то, что ты есть, а то, каким хочешь и можешь стать. Станет все то, что жалко отдать, обузою на пути. Помочь торопись человеку, Рыцарь Прямых Дорог!. С этими словами я обращаюсь в зал и знаю, что в наше жестокое время они нужны современной аудитории, людям, которые запутались в самых элементарных человеческих понятиях - честь, долг, совесть, порядочность... Я не выступаю на собраниях и не участвую в митингах. То, что меня действительно волнует, я в этом спектакле произношу со сцены. Мне очень легко все это произносить - искренне, с темпераментом, с сердцем. Я надеюсь, что, покидая театр, люди начинают рассуждать, размышлять над тем, как жить нам сегодня…

Спектакль Человек из Ламанчи говорит, как написал о нем один из критиков в своей рецензии, о человечности, доброте и красоте, он говорит о любви, о милосердии. То есть обо всем, что близко сердцу Владимира Михайловича Зельдина.

- Главное в жизни - доброта, сострадание, любовь, - продолжает он. - Мне кажется, это обязательно нужно в себе сохранить… Настоящее счастье - это возможность сделать другому человеку добро и увидеть его улыбку. Жизнь дана не для того, чтобы обратиться в камень, а для того, чтобы созидать, сострадать, понять боль другого человека как свою боль. Вот что главное в человеческой жизни…

Премьерный прогон спектакля Человек из Ламанчи состоялся в декабре 2004 года. Теперь уже совершенно ясно - он состоялся. А Зельдин уже устремлен к покорению новых вершин, начинает работать над предложенной ему ролью фельдмаршала Кутузова…

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Профессия - Дон-Кихот":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Audi A6: Есть такая профессия

В тесте участвуют автомобили: Audi A6 Так уж повелось – в России ездить на универсале считается менее респектабельным, чем на седане. Но есть и такие автомобили, которые престижны ничуть не менее, чем практичны.

» Немецкие автомобили - 1945 - читать


Профессия как данность, или Немного о профзаболеваниях

Для человека профессия значит очень много, ведь она чаще всего отражает особенности характера человека и определяет течение всей его жизни. Конечно, нередко человек выбирает «дело своей жизни» не по зову сердца, а, так сказать, по расчету. Ведь есть понятие «модная профессия».

» Здоровый образ жизни - 2800 - читать


Журналист - это такая профессия…

За окном моросит дождик. Тусклый луч мерцающей свечи освещает два молодых красивых обнаженных тела. Комната наполнена запахом неутолимой страсти, желания, любви.

» Здоровый образ жизни - 3190 - читать


Самые высокооплачиваемые и востребованные профессии 2016 года

В США составлен список самых прибыльных и востребованных профессий, которые будут пользоваться популярностью в течение следующих десяти лет. Как выяснилось, лучше всего в 2016 году будут жить и работать специалисты в компьютерной отрасли, медицинские работники и финансовые аналитики. « Первое место в перечне занимает инженер программного обеспечения, их средняя зарплата равняется 80,5 тыс. долларов»

» Бизнес идеи - 65027 - читать


Бухгалтерия – мир женщины! Мужской взгляд на женскую профессию

Милые женщины! Оторвитесь от своих бумажек и посмотрите на себя глазами мужчин, которые вас окружают. Ведь «всегда полезно знать, что на самом деле о тебе думают»... мужчины – почти так выразилась бы в данном случае Людмила Прокофьевна Калугина, главная героиня фильма «Служебный роман».

» Бухгалтерия и аудит - 3308 - читать


Опасная профессия

ИА "Клерк. Ру". Отдел новостей / Большинство считает, что бухгалтер – профессия абсолютно мирная.

» Бухгалтерия и аудит - 1837 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Театр и кино » Профессия - Дон-Кихот

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru