Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Активные установки берут людей неожиданностями

 

Активные установки берут людей неожиданностями

 

 

Классическое искусство не могло ввести в заблуждение зрителя. Конечно, некоторые художники позволяли себе оптические трюки, но дальше этого не шло. Сейчас же появились интерактивные произведения, сделавшие многое непонятным. Теперь не поймешь элементарного – что тут пространство, что звук, а что свет.

Об интерактивности впервые заговорили ещё в 1960-х годах, применительно к вычислительным машинам.

загрузка...

 

 

Точнее, к тому факту, что учёному приходилось вмешиваться в работу компьютера, которая поначалу была автономной. Постепенно интерактивность стали понимать саму по себе – независимо от того, с кем или чем взаимодействует человек. В частности, этому способствовало появление и развитие новых явлений в искусстве, например, перформансов или так называемого кинетического искусства, требовавших обязательного участия зрителя.

Но где-то в 1970-х посетителей выставок и представлений участие в проектах перестало интересовать. Именно тогда художники стали создавать видео-инсталляции, которые открыли новые возможности для интерактивности. Добавление различных технологий позволило сделать инсталляциями "зависимыми" от поведения зрителя, а значит, и более привлекательными.

А недавно нидерландский Институт медиа-искусства (Het Nederlands Instituut voor Mediakunst) решил собрать некоторых из наиболее характерных представителей интерактивного арта на своей экспозиции под названием Sensorium.

Подобранные инсталляции не могут не заинтересовать посетителя. Оно и понятно – как не привлечёт к себе внимания произведение искусства, которое постоянно "занимается" тем, что переводит чьи-то произвольные движения в образы, звуки, тексты или в другие жесты. Всё это увлекательно до такой степени, что посетитель становится больше чем просто зрителем.

\'Бродя

Бродя по экспозиции со "светоприёмниками" в руках, люди с удивлением понимают, что пространство и звук – это, в сущности, одно и то же (фото с сайта evdh.net).

Одна из таких работ — Sound Modulated Light Эдвина ван дер Хейде (Edwin van der Heide). Она собрана из несложного светомузыкального оборудования. Лампочки, приделанные к стенам, должны освещать зал, но у них это вовсе не главная функция.

Чтобы в этой инсталляции появился хоть какой-то смысл, посетителям раздают специальные устройства со световым датчиком и наушниками. Это устройство будет улавливать свет и преобразовывать его в звук. "Светоприёмник" как замена радиоприёмника.

Все лампочки светят немного по-разному, а значит, то, что слышно в динамиках, будет зависеть от того, в каком балансе находятся между собой излучения от каждой из них. Но если приёмник перемещать, то будет получаться какая-то звуковая композиция. Выходит, что звук динамически меняется в зависимости от движения человека (кстати, мы недавно посвятили отдельную статью похожей тенденции в искусстве).

В Time Ring человека под кольцом показывают на проекционном экране; вероятно, чтобы окончательно запутать его в пространстве (фото с сайта ctrlaltdelete.org).

В Time Ring человека под кольцом показывают на проекционном экране; вероятно, чтобы окончательно запутать его в пространстве (фото с сайта ctrlaltdelete.org).
Примерно такого же плана и инсталляция Time Ring, сделанная Биллом Спинховеном (Bill Spinhoven) и Мишелем ван Бакелем (Michiel van Bakel). Time Ring – электромагнитное кольцо, подвешенное к потолку. Если поднять к нему руку, то магнитное поле исказится, что, в свою очередь, приведёт к звуковому эффекту – звонку.

Казалось бы, чего тут интересного – практически тот же терменвокс. Но на самом деле — это поверхностное сравнение. Ведь такие инсталляции не претендуют на "звание" музыкальных инструментов. Кроме того, это не приборы сами по себе. Каждый из них занимает немало места, ненавязчиво внушая посетителям, что звук, движение, пространство, свет – не такие уж и разные вещи: они могут легко переходить друг в друга.

И Sound Modulated Light, и Time Ring заставляют что-то делать посетителя. А вот инсталляция Лоренса Мальстафа (Lawrence Malstaf) Compass, наоборот, сама манипулирует посетителем. Получается, что она становится тем, что задумал автор, только во время взаимодействия с ней человека.

"Сердце" Compass – большое металлическое кольцо с магнитами внутри (его автор называет "ориентационной машиной"). Оно надевается на посетителя, который ходит по залу.

Прямо скажем, Compass этот ничуть ни на какой компас и не похож. Было бы намного точнее, если этот проект посвятили, например, балетной тематике (фото с сайтов ctrlaltdelete.org и 5daysoff.nl).

Прямо скажем, Compass этот ничуть ни на какой компас и не похож. Было бы намного точнее, если этот проект посвятили, например, балетной тематике (фото с сайтов ctrlaltdelete.org и 5daysoff.nl).

Но оказывается, что тут организует взаимодействие не столько зритель, сколько сама инсталляция. Своим полем кольцо взаимодействует с магнитами, расположенными в помещении, притягиваясь к ним или отталкиваясь и заставляя человека перемещаться. Удивительно, но та траектория, по которой движется зритель, будто бы формирует архитектуру внутри помещения – несуществующую, но осязаемую.

Liquid Space – менее чувствительный и менее интерактивный предшественник Liquid 2.0 (фото с сайта interactivearchitecture.org).

Liquid Space – менее чувствительный и менее интерактивный предшественник Liquid 2.0 (фото с сайта interactivearchitecture.org).
Художник Даан Роосенгаарде (Daan Roosegaarde) решил, что нужно вести себя смелее, и подошёл к созданию взаимодействующих скульптур ещё радикальнее.

Его проект Liquid 2.0 начал разрабатываться недавно, но уже завоевал звание культового. Хотя Liquid (или Vloeibaar на родном для Даана голландском) означает "жидкость", во всех пресс-релизах Liquid 2.0 называется не иначе, как "живой кокон".

Этот объект представляет собой группу загадочных устройств в форме колец с мягким удобным полом для сидения или лежания. В общем, смотрите фото.

Liquid 2.0 реагирует на движения и звуки, издаваемые посетителем, заходящим внутрь скульптуры. Цель инсталляции – менять свою форму по периметру в соответствии с тем, что скульптура "слышит" или "ощущает".

\'Как

Как говорят, Liquid 2.0 настолько комфортна и синхронна с посетителем, что становится его "второй кожей" (фото с сайта ctrlaltdelete.org).
В названии есть ещё и добавка "2.0" – это потому, что вторая версия, которая от предыдущей отличается более высокой технологичностью – как в конструкции, так и в новом софте, обеспечивающим бóльшую чувствительность.

В отличие от многих двигательно-музыкальных устройств, скульптуры Роосенгаарде не реагируют звуками и не отвечают на звуки – они реагируют вообще. То, что от них получаешь в ответ – это реакция, но настолько неоднозначная, что он не может быть даже названная движением.

Общий вид 4d pixel. Стена стеной... (фото с сайта rotterdamsekunstenaars.nl).

Общий вид 4d pixel. Стена стеной... (фото с сайта rotterdamsekunstenaars.nl).

К примеру, другая интерактивная скульптура этого автора — 4d pixel. Это стена, пробитая сотнями отверстий-"пикселей". Когда поверхность "слышит" музыку или другой неопределённый звук, из дырок выдвигаются небольшие цилиндры, причём в соответствии с окружающим звучанием (как это выглядит, можете посмотреть в видеоролике, формат MPEG; 6,8 мегабайта).

Что интересно, принцип, приводящий к такому соответствию звука и реакции, действительно существует – система работает не спонтанно. То, что она делает, зависит от настроек программного обеспечения, управляющего двигателями. Но как она работает – об этом зритель не может догадаться по внешнему виду, да ему это и не надо знать.

Главный эффект от 4d pixel: начав испытывать его реакции, люди долго не могут остановиться (фото с сайта axis-stuifmeel.nl).

Главный эффект от 4d pixel: начав испытывать его реакции, люди долго не могут остановиться (фото с сайта axis-stuifmeel.nl).

Впрочем, интерактивность не всегда обеспечивается за счёт усилий человека. Например, говоря о своей Liquid 2.0, автор уточняет, что у неё есть собственная воля: "Если вы засидитесь внутри, то скульптура вам вежливо "напомнит" об этом. А если вы подходите к ней, то она поднимает свою "крышу", делая свободное пространство больше и как бы приглашая вовнутрь".

Для этой, как и для любой интерактивной скульптуры, в конечном счёте, самым главным оказывается достижение одного лишь результата: чтобы и скульптура, и человек составляли единое произведение, максимально гармоничное для обоих.

Статья получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Активные установки берут людей неожиданностями":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Honda Civic: Даю установку

В тесте участвуют автомобили: Honda Civic Когда очередь на него растягивается на год и дольше, да еще самые проворные продавцы норовят получить с покупателя 100-процентную предоплату, невольно начинаешь задумываться, что же это за чудо такое – хэтчбек «Сивик». Бандерлоги, подойдите ближе!

» Японские автомобили - 1978 - читать


Mazda 626: Я люблю вас, люди

В тесте участвуют автомобили: Mazda 626 Посмотреть другие фото (3) Любой новой модели, даже той, которая имеет задел популярности, созданный предшественниками, поначалу приходится ох как нелегко. В среднем классе "Мазде" противостоят опытные рыночные бойцы.

» Японские автомобили - 6160 - читать


Диета для сексуально активных людей

Диета для лиц, живущих полноценной сексуальной жизнью (или желающим такую жизнь обрести)основывается на ежедневной здоровой диете, состоящей из цельных продуктов питания, а также принимает в расчет и потребность сексуально активных людей в поддержании соответствующего уровня сахара в крови. Когда содержание глюкозы уменьшается, все органы и системы, отвечающие за половую жизнь, начинают работать хуже, что незамедлительно отражается на качестве сексуальной жизни. Вот какие с ...

» Здоровый образ жизни - 1505 - читать


Активность Солнца и физическое состояние людей

Когда на Солнце возникают пятна, на нашей планете вспыхивают эпидемии заболеваний, катастрофически быстро размножаются вре­дители сельского хозяйства, возникают неурожаи и т. д. Для подтверждения своей гипотезы А. Л.

» Научные исследования - 3069 - читать


Роботов берут на работу в больницы, потому что они дешевле, чем люди

В то время, как по результатам опроса только 1% наших читателей доверили бы роботам уход за больными и пожилыми людьми, в больницах Европы, Японии, Канады и США "вкалывает" около 150 роботов HelpMate, разработанных корпорацией Pyxis. HelpMate — по-английски "помощник", к сожалению, никакой не гуманоидный робот. Это такой 180-килограммовый металлический шкаф с мигающими лампочками, что, впрочем, не мешает сотрудникам больниц давать этим роботам вполне человеческие имена ...

» Открытия и изобретения - 2354 - читать



Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Активные установки берут людей неожиданностями

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru