В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Blazer
Посмотреть другие фото (1) |
" Шевроле Блейзер" - популярный в США вседорожник. Для совместного предприятия в Елабуге выбрана упрощенная модель, выпускаемая бразильским отделением "Дженерал моторс". Отличается от американской менее мощным двигателем, механической коробкой передач, приводом только на задние колеса, а также облицовкой радиатора, отделкой и оборудованием салона. Кузов - пятидверный универсал.
Не только подписанное с "Дженерал моторс" соглашение, но и начало производства автомобилей в Елабуге, о чем журнал сообщил в прошлом номере, не расставили точек над "i".
Чтобы положить конец гаданиям и выяснить, что же сможет КУПИТЬ наш потребитель, в конце января мы вновь отправились на ЕлАЗ.
К тому времени на елабужскую площадку, помимо испытательных, пилотных и других специальных автомобилей, в два приема была доставлена из Бразилии первая партия - 250 машин, вернее, автокомплектов " Шевроле Блейзер" для последующей подсборки и продажи. Из них собрано около трех десятков. Почему - скажем ниже. Автомобили эти имеют три различия, которые мы назовем, но в главном одинаковы: двигатель рабочим объемом 2,2 литра через пятиступенчатую механическую коробку передач приводит колеса лишь одной - задней - оси. Так что все разговоры о "внедорожности", "полноприводности" и "повышенной проходимости" стоит отнести к возможной перспективе. Перечисленные выше параметры выводят данную модель из числа притягательных для крутых парней, любящих "погорячее". С какой стороны ни гляди, семейный автомобиль в полном смысле слова. На это косвенно указывает и название модели - так именуют нарядные пиджаки, некогда называвшиеся "клубными". То есть платье для уравновешенного человека.
БОЛЬШОЙ, КАК... "ВОЛГА"
Знакомство начинаем на участке подсборки, что в корпусе малых серий ЕлАЗа. Бросаем самый первый, в буквальном смысле поверхностный взгляд: ага, у некоторых "блейзеров" на крыше багажник (различие № 1). Владельцев остальных инструкция адресует к ближайшему официальному дилеру. Багажник симпатичный и допускает нагрузку в 91 кг.
Опускаем очи долу и видим: у машин разные колеса. Покрышки-то одинаковые, а вот диски у некоторых штампованные, стальные, а у других - легкосплавные литые (различие № 2). Забегая вперед, скажем, что запаски у всех одинаковые - полноразмерные, на штампованном стальном диске.
Все автомобили окрашены "металликом" разных цветов. Говорят, в Европе мода на такой "перламутр" отходит, но в Бразилии, видно, свой взгляд на автомобильную красоту.
Машина не выглядит громоздкой - популярный " Мицубиси Паджеро" заметно крупнее. Даже если сравнивать с "Волгой"-универсалом, то "Блейзер" на 127 мм короче и на 120 мм уже. К тому же колея передних и задних колес "Волги" шире, соответственно, на 42 и 26 мм.
У "настоящего" американского "Блейзера" дверь задка состоит из двух горизонтальных половин, как когда-то у "Волги" ГАЗ-22. У "бразильца", как на GAZ 24-02, - одна большая воротина. Через нее попадаешь в просторный багажный отсек, вполне соответствующий семейному статусу автомобиля. Раздельная спинка заднего дивана складывается, увеличивая место под багаж. Отметим заботу американских конструкторов: вся операция делается одним движением. Сиденье уезжает вперед, спинка опускается, пол выравнивается специальной пластиной.
Двум пассажирам на заднем диване вполне просторно, а вот троим мы бы не позавидовали, если предстоит длительная поездка. Простор, кстати, определяется еще и тем, что даже когда передние кресла отодвинуты в крайнее заднее положение, коленками в их спинки не упираешься. Задние двери - с "детской" блокировкой: если она включена, дверь можно открыть только снаружи и ребенок застрахован от возможности, балуясь на ходу, открыть дверь и выпасть.
Наконец, по очереди устраиваемся за рулем. Передние кресла обилием регулировок не поражают, но вполне удобны. Сдается, что макушка оказалась близковато к потолку (при самом что ни на есть среднем росте), но это лишь субъективное ощущение, цифровых-то данных у нас нет. Наклон колонки регулируется. Рычаг переключения передач расположен удобно, ходы включения передач короткие. Стояночный тормоз "американский" - включается педалью, выключается специальным рычагом. Все органы управления расположены под руками, далеко тянуться не нужно. Шкалы обычных стрелочных приборов хорошо видны и удобочитаемы. В панели приборов может быть (а может и не быть - вот оно, третье различие!) установлена магнитола.
НЕХИТРАЯ МЕХАНИКА
Подкапотное пространство тесным не назовешь. Вот если бы тут стояла V-образная "шестерка" рабочим объемом 4,3 литра (как делают в США), да еще кондиционер - тогда и руку некуда было бы сунуть. Скромная рядная "четверка", имеющая, по словам испытателей, немецкие ("опелевские") корни, много места не занимает. Снабжена она электронной системой впрыска, о чем свидетельствуют три буквы EFI на задней двери - "Электроник Фьюэл Инжекшн". Впрыск одноточечный, не самый хитрый. При рабочем объеме 2198 смз двигатель выдает 106 сил.
Кажущаяся нерациональность в компоновке шасси сродни простору под капотом. Ведь если добавить сюда "раздатку", редуктор передней оси, полуоси, а вместо механической коробки передач поставить "автомат", то пространство уплотнится до предела. Но это все - на том, настоящем американском полноприводном "Блейзере", который после растаможки стоит в московских автосалонах под 50 тысяч настоящих американских денег.
Но вот ворота раскрылись, и под колесами нашего "Блейзера" вместо ярко-зеленого пола (эта новинка для производственных помещений автопрома заслуживает отдельного разговора) оказался снег. Посмотрим, каков "латиноамериканец" на русском морозце!
ТЕПЛОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПАССАЖИРАМ
Конечно, давать ходовым качествам машины серьезную оценку можно, только проведя вполне конкретные тесты. А ходимость ее узлов, ремонтопригодность и вовсе определяются многолетней эксплуатацией. Эти впечатления носят самый общий характер.
Недостатка мощности не ощутил. Двигатель "подхватывал" в самом низу и довольно быстро набирал обороты. Не скажем, что он настаивал, но и не возражал против пятой передачи (в салоне было четверо мужиков в соответствующей двадцатиградусному морозу одежде). Дороги на промплощадке ЕлАЗа строили с перспективой, но сегодня используется лишь узкая полоска асфальтового полотна: обочины засыпаны снегом. По совету испытателя ухожу "на целину". Сопротивление движению заметно увеличивается, позади вырастает снежная завеса. Заднее стекло - обычное дело для универсала - мгновенно "притягивает" снег, с которым не успевает справиться "дворник".
Разгоняется "Блейзер" довольно резво, чему способствуют "веселый" характер мотора и подбор передаточных чисел. При торможении машину не заносило - немалая заслуга антиблокировочной системы, действующей, правда, лишь на задние колеса. Кстати, если резко убрать ногу с педали акселератора, обороты падают не мгновенно. Особенности впрыска?
Довелось и маленько побуксовать в сугробах. Выбрались без посторонней помощи, но привычный "уазик" в таком снегу чувствовал бы себя увереннее и при отключенном "передке".
То, что автомобиль, разработанный в теплой стране, обладает отопителем более эффективным, чем российский, уже не вызывает удивления - видимо, у них там иные требования... к инженерам.
Еще одно субъективное ощущение, возникшее во время нашего "испытательного пробега": на водительском месте не чувствуешь себя просторно! Нечто похожее я ощутил много лет назад, когда мне впервые разрешили посидеть в гоночной "формуле". Сначала видишь, что тесно. Усаживаешься - все оказывается под рукой. Спору нет, рационально. Наверное, удобно, а вот простора нет.
Но вернемся в тепло корпуса малых серий.
И ВСЕ-ТАКИ - ДЛЯ КОГО?
Настало время объяснить, почему прекращена сборка "блейзеров" в Елабуге. Мы уже писали, что страной происхождения товара считается та, где на него наносится идентификационный номер. На "Дженерал моторс" для этого служит алюминиевая табличка со сводными данными, крепят ее заклепками. Заботливые производители эти таблички уже изготовили и положили в каждую машину. Но российскую ГАИ такой вариант маркировки не устраивает - слишком просто подделать, требуют выбивать клеймо. Тоже несложно, но будет нарушен и лакокрасочный, и антикоррозионный слой. Восстановить их сложно - а тут еще гарантия на коррозионную стойкость... Решение пока не найдено, а машины даже не растаможены.
Мы постарались рассказать, ЧТО может купить наш российский покупатель. Но чем дальше продвигается дело, тем чаще возникают сомнения, задумывались ли отцы проекта над тем, КТО будет в состоянии купить. Еще в самом начале раздавались робкие вопросы: зачем начинать с вседорожника - машины явно недешевой? В ответ звучало, что американцы идут навстречу любому покупателю и смогут предоставить самый дешевый вариант. Прибывшие в Елабугу "блейзеры" действительно без "наворотов": нет у них мощного двигателя, полного привода, коробки-"автомата", кондиционера и многого другого. Вместо "крутой тачки" получился семейный автомобиль. Конечно, у него здесь весьма конкурентная цена - вдвое ниже, чем у американского "Блейзера". Но и при таких упрощениях это около 23 тысяч долларов. Многим ли по карману такой "семейный автомобиль"? С другой стороны, "новые русские" с нескрываемым разочарованием узнают об упрощениях. Им, правда, уже обещано, что раз "так получилось", то теперь закажут и "4х4", и двигатель 4,3 литра, и стеклоподъемники электрические...
Используя фактор новизны и "заграничное" качество, можно продать тысячу, ну, пусть пять тысяч машин. Но ведь строится завод на 50 тысяч в год! А цена 23 тысячи долларов - расчетная именно для 50-тысячной программы. (Это когда 70 процентов комплектующих будут изготавливать в России - с предсказуемым качеством).
Остается только проникнуться оптимизмом премьер-министра России В. Черномырдина, пообещавшего на торжественном пуске "отверточного" производства, что "будет рост экономики, будет зарплата - будут и покупатели".
Техническая характеристика автомобиля " Шевроле Блейзер"
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1700 кг; полная масса - 2500 кг; максимальная скорость - 158 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 15,8 с; расход топлива при скорости 80, 100 км/ч и в ГЦ - 8,0; 10,0; 11,9 л/100 км; запас топлива - 72 л. Размеры, мм: длина - 4608, ширина - 1680; высота - 1576; база - 2718; колея колес передних/задних - 1454/1399; дорожный просвет - 196 мм; радиус поворота - 6,5 м. Двигатель: бензиновый четырехцилиндровый рядный, два клапана на цилиндр, расположен спереди продольно; диаметр цилиндра и ход поршня - 86х94,6 мм; рабочий объем - 2198 смз; степень сжатия - 9,2; мощность - 78 кВт/106 л. с. при 4800 об/мин; максимальный крутящий момент - 188 Н.м при 2800 об/мин. Трансмиссия: привод - на задние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая (I - 4,68; II - 2,44; III - 1,50; IV - 1,0; V - 0,8; з.х. - 3,94); главная передача - 4,78. Подвеска: передняя - независимая, рычажно-пружинная; задняя - зависимая, на продольных рессорах. Тормоза: передние - дисковые; задние - барабанные, с усилителем. Размер шин: 225/75R15.
Резюме. В общем, нам понравился упрощенный бразильско-российский семейный " Шевроле Блейзер". Впрочем, " Мицубиси Паджеро" тоже неплохой автомобиль. А для массового российского автомобилиста что 23, что 63 тысячи долларов - величины одного порядка. Запредельного.