В тесте участвуют автомобили: Opel Speedster
Настоящий спортивный автомобиль? Подразумевается, что количество лошадиных сил под его длинным пологим капотом превосходит три сотни, а нулей на ценнике - не меньше пяти. Большинству о таком снаряде остается только мечтать. Однако острых водительских ощущений и незаурядной динамики можно достичь куда меньшими затратами. Нужно одно: максимально снизить массу машины - тогда возможностей скромного мотора станет достаточно.
А если применить в ней как можно больше узлов и деталей от недорогих серийных моделей, то и цена окажется вполне умеренной.
Заявка на сенсацию
Двухместный спортивный автомобиль с центральным расположением двигателя "по определению" отвергает претензии по части посадки и вместимости. Подобные машины строятся вокруг силового агрегата и водителя - жесткий каркас, идеальная развесовка и отличная аэродинамика важнее большого багажника и удобных дверных проемов.
Прием, который публика оказала прототипу "Опеля-Спидстер" весной 1999 года в Женеве, убедил руководство компании резко ускорить подготовку производства машины.
Серийный автомобиль, конечно, очень похож на женевский прототип. При ближайшем рассмотрении их отличают, главным образом, "мелочи", подсказанные требованиями аэродинамики. Пониженная кромка задней части крыши теперь соседствует с новым спойлером, призванным увеличить прижимающую силу на задних колесах. Как-никак в Германии можно разогнаться на автобане за 200 км/ч, а поведение машины должно оставаться прогнозируемым и безопасным даже на максимальной скорости.
Форма и содержание
В работе над новым обликом автомобиля высокий полет мысли дизайнера нередко расшибается вдребезги о железные доводы технолога. Если последний аргументированно доказывает, что деталь такой формы с радиусами такой кривизны и таким коэффициентом вытяжки отштамповать невозможно, то самые эмоциональные возражения не помогут.
Одного взгляда на формы "Спидстера" достаточно, чтобы понять, как выглядит худший из ночных кошмаров технолога. Между тем здесь нет ничего невозможного. Если, конечно, использовать не штампованный стальной лист, а панели, формованные из пластика, и армированного стекловолокном. Они просто приклеены к алюминиевой пространственной раме кузова. Такая технология, конечно, неприемлема для машин, выпуск которых исчисляется сотнями тысяч, но для 3000 "спидстеров" в год она дает серьезную экономию на оснастке. Фирма утверждает, что достигла такого качества панелей, когда им не нужна дополнительная обработка перед окраской. Кстати, производят "Спидстер" на заводе "Лотос груп" в Хейтеле, Великобритания, вместе с известным "Лотосом-Элис".
Алюминиевая рама "Опеля-Спидстер" весит всего 71 кг. Конструкция ее весьма схожа с той, что применяется на "Лотосе" - продольные балки и поперечины изготовлены методом экструзии (выдавливания) и соединены эпоксидным клеем. Традиционно заготовки деталей поставляет норвежская фирма "Гидро Отомотив" - ведущая в области экструзии, гидроформования и композиционных материалов. Специальный энергопоглощающий короб в передней части рамы повышает пассивную безопасность автомобиля. Немногочисленные стальные детали кузова - подрамник двигателя и дуга безопасности за кабиной. Результат авангардизма конструкторов выражен не только в мизерной массе, но и во внушительной жесткости на кручение: 9800 Н.м/градус - показатель, скорее, гоночного, чем дорожного автомобиля.
Костюм Адама
Если верить Библии, то фиговый лист, давший начало всему разнообразию сегодняшней моды, Адам примерил не сразу, и ничего хорошего из обновки не получилось.
Точно так же и со спортивным автомобилем, где любая лишняя деталь, пусть даже сделанная с самыми благими намерениями (для повышения комфорта), "порочна" по своей сути. Просторный салон, электроприводы и кондиционеры, большие мягкие сиденья, шумоизоляция и толстые ковры - все лишний вес, для компенсации которого нужны новые лошадиные силы - но с ними прибавится и килограммов. Круг замкнулся.
Алюминиево-пластиковое тело "Спидстера" не нуждается в том, чтобы прикрываться многочисленными внутренними обивками, ибо в нем нет ничего срамного. Даже скромная пластиковая отделка салона выглядела бы здесь нелепо, как спортивные трусы на бедрах древнегреческого олимпийца. Не стоит искать регулировок руля, электроприводов стекол и зеркал - все это хозяйство прекрасно управляется стильными алюминиевыми рукоятками.
Нет даже регулировки спинки сиденья по наклону - особенности "архитектуры" вашей поясницы придется компенсировать небольшой камере, которую можно подкачать с помощью миниатюрной резиновой груши. Да и слой мягкого наполнителя в кресле от силы в палец толщиной. Какой уж тут массаж с вентиляцией...
Эмоции и реакции
Сто сорок семь лошадиных сил, возможно, не очень впечатляющая цифра, если не назвать вторую. Снаряженная масса "Опеля-Спидстер" - 870 кг. Более 150 л. с. на тонну - это уже серьезная заявка. Фирма обещает разгон до 100 км/ч менее чем за 6 секунд. Неплохо для машины стоимостью 25 тыс. долларов, не правда ли? Пора и за руль.
Эх, ну почему так не везет с погодой? Времени на общение с машиной всего ничего, а на улице моросит мелкий дождик. Хотелось бы прокатиться и без крыши, благо снять ее можно за пару минут. Но приходится забираться в машину с установленным верхом - не самое легкое занятие. Порог двери почти у колена, а край крыши чуть ниже пояса - только представьте, как надо изогнуться, чтобы попасть внутрь!
Тем не менее, за рулем можно устроиться вполне удобно, хотя диапазон продольной регулировки значительно у'же, чем в любом другом "Опеле". Поворот ключа зажигания... а в ответ тишина. Чтобы пустить двигатель, надо нажать единственную кнопку на "торпедо". Лишь тогда салон - нет, все-таки кокпит - наполнится звуками работающего двигателя. Когда в автомобиле практически отсутствует шумоизоляция, а мотор буквально за спиной водителя, ожидаешь сильного впечатления.
Полный Гринпис
Нет, рева гоночного болида из двойной выхлопной трубы вы не услышите. "Спидстер" полностью отвечает требованиям по шуму для легковых автомобилей - 74 дБ (А) снаружи. К счастью, в Европе (в отличие от России) не догадались ввести нормы внутреннего шума. Иначе инженерам "Опеля" пришлось бы основательно подавить звук впуска, сопровождающий работу мотора. В движении он меняется от недовольного сопения на холостых оборотах до басовитого рокота, когда стрелка тахометра заваливается на отметку "5000". Такая "звуковая дорожка" просто провоцирует лишний раз прижать педаль газа.
Вот только характер двигателя совсем не гоночный! Механических шумов почти не слышно, вибрация более чем умеренная - спасибо двум уравновешивающим валам. Тянет отлично чуть ли не с холостых оборотов, заметно веселеет после 3500, неплохо крутится - придраться вроде бы не к чему. Не хватает только характера, моментальной реакции на газ или мощного "подхвата" - уж слишком все гладко. Увы, но, видимо, требования по токсичности Евро IV однозначно диктуют такую "отстраненность" мотора. Зато он экономичен - даже если мчаться как ошпаренный, трудно сжечь больше 10 л на "сотню".
Опасная бритва
Крошечный бублик руля (320 мм!), близко расположенные тугие педали, практически безлюфтовый, как затвор новой винтовки, рычаг переключения передач, сверхнизкая, но почти с прямой спиной посадка гарантируют "спортивный пакет" ощущений даже в короткой поездке.
Только вот дождь все не прекращается, а местные ландштрассе - шириной с наш дворовый проезд - и поворот на повороте. В полуметре от асфальта вековые дубы - права на ошибку на такой дороге нет. И все же - быстрее, быстрее, еще быстрее. Что там, где уже не держат шины? Нет, не в этот раз. Пределы "Спидстера" очень высоки, гораздо выше, чем даже у очень серьезных "обычных" машин. Кажется, что "Опель" вворачивается в поворот даже быстрее, чем руки успевают повернуть руль. Похоже, серийный "Спидстер" запросто может выезжать на трассу кольцевых гонок.
Ну, наконец-то! Дождь слабеет, а извилистая дорожка выходит в поле. "Дубовый страх" сломлен, и можно насладиться безукоризненной работой мощнейших тормозов (кстати, от обычной "Вектры") и хирургической точностью рулевого управления (без усилителя). Выписывать на мокром асфальте изящные кривые следы шин, подобные узору на доске, оставленному острым, как бритва, ножом.
Да, бритва - это правильное слово! Только не ультрасовременный "Жиллетт" с тремя лезвиями, а простая опасная бритва. Чтобы получить настоящий кайф от управления "Спидстером", требуется твердая рука. Да и опыт водительский не помешает. Конечно, конструкторы машины предусмотрели для "страховки" АБС тормозов, но это единственный электронный помощник водителю.
Просто не верится, что автомобиль с подобным характером выпускается под маркой "Опель", традиционно ассоциируемой с "семейными" машинами. Но теперь-то у компании есть собственный "эксклюзив" - и, что немаловажно, по весьма привлекательной цене.
Opel Speedster
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 2; снаряженная масса - 870 кг; полная масса - 1050 кг; максимальная скорость - 217 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 5,9 с; средний расход топлива (2/3 загородного и 1/3 городского циклов) - 8,5 л/100 км; запас топлива - 40 л; топливо - неэтилированный бензин с октановым числом 91-98. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3786; ширина - 1708; высота - 1117; база - 2330; колея спереди/сзади - 1450/1488; объем багажника - 205 л. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, четыре клапана на цилиндр, расположен в базе поперечно; рабочий объем - 2193 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 86х94,6 мм; степень сжатия - 10; мощность - 108 кВт/147 л. с. при 5800 об/мин; максимальный крутящий момент - 203 Н.м при 4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод на задние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,73; II - 2,14; III - 1,41; IV - 1,12; V - 0,89; з. х. - 3,31; главная передача - 3,74. ПОДВЕСКА: независимая на двойных поперечных рычагах. ТОРМОЗА: с усилителем и АБС, дисковые, вентилируемые. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: реечное без усилителя. РАЗМЕР ШИН: спереди - 175/55R17, сзади - 225/45R17.