В тесте участвуют автомобили: Opel Speedster
Минувшее лето выдалось в Европе очень жарким. Быть может, позже окажется, что это было самое жгучее лето XXI века в Старом Свете. Но от сознания того, что твой распаренный организм переживает сей исторический момент, прохладнее не становится. И нестерпимо хочется пить, и непреодолимым становится желание вырваться из этой нескончаемой пробки на автобане под Франкфуртом и в первом попавшемся магазине купить любую подвернувшуюся под руку бейсболку, чтобы прикрыть голову и избежать теплового удара.
Кто бы мог подумать
...что, казалось бы, явное преимущество открытого автомобиля для лета под испепеляющим солнцем столь неожиданно обернется его недостатком.
И уж тем более ни я, ни мой коллега не ожидали, что кепка или косынка так же необходимы водителю и пассажиру такого автомобиля, как, скажем, шлем - мотоциклисту. Тот же вопрос безопасности: ведь, в конце концов, не важно, от какого удара получена травма - от солнечного или при столкновении.
Наш " Opel Speedster", получивший в этом году добавочные полсотни "лошадей" в модификации "турбо", призван летать, но по-прежнему плетется в окружении автомобилей. Рядом с ним любая малолитражка смотрится солидно. Водители свысока поглядывают на распластавшийся на асфальте низкий корпус из композитных материалов. Но стоит только пробке рассосаться, как "Спидстер", сорвавшись с места, превратится в серебристую точку у горизонта. Шутка сказать, сотню он набирает за 5 секунд.
Короткоходный, туговатый по ощущениям рычаг переключения передач не допускает в общении никаких компромиссов: включения четкие, безапелляционные, словно приказы командира. Педаль сцепления куда "демократичнее" и готова простить неосторожное обращение. Совершенно незаметно скорость достигает двухсот километров в час. Для меня это психологический барьер, для "Спидстера" - начало отсчета третьей сотни. Однако на рубеже "240 км/ч" и он, согласно заводским данным, должен одуматься. Но оставим ему такую возможность на специальной трассе. А вот и магазин - вперед, за кепками.
Выраженный натурализм
Когда на голове бейсболка, а надвинутый на глаза козырек позволяет смотреть против солнца, дневное путешествие в открытом автомобиле доставляет большую радость - даже в это душное европейское лето.
Однако залесть в "Спидстер" - целое дело. Возможно, наш опыт пригодится тем, кто уже в текущем году сможет приобрести "Спидстер" в России. Итак: не пытайтесь сначала сесть на подушку сиденья, а потом забросить ноги в салон - не получится! Попробуйте сперва просунуть под рулевое колесо правую ногу, затем садитесь на подушку и лишь потом втягивайте левую. Перед посадкой и высадкой желательно отодвинуть сиденье от руля. Что, жестковато? Но сидеть можно. Спинка не регулируется, рулевое колесо тоже. Никаких электроприводов в помине, все только руками - и боковые стекла, и зеркала. А пассажирское сиденье и вовсе намертво прикручено к кузову. Зато пассажир может "входить" в автомобиль, не открывая низкую дверцу, а просто перешагивать ее.
Но это все верно, пока нет крыши над головой. Она (вернее, тент) устанавливается вручную, снижает возможности для маневра "в вертикальной плоскости" и возводит сложность посадки и высадки в квадрат. Тут уж каждый выкручивается как может.
После первых поворотов руля понимаешь, что усилитель отсутствует. Все, ты безоружен перед маленьким монстром под названием "Спидстер" и пленен им. Двухсотсильный мотор всхрапывает у тебя за спиной, перед лобовым стеклом из задернутых решетками окон на капоте вырывается горячий воздух. Радиаторы систем охлаждения и смазки вынесены вперед и почти горизонтально уложены в отсек за передним бампером.
Этому автомобилю нужна скорость. Он и есть сама скорость, "Мистер Скорость". Все в нем - от внешнего облика, сдвоенных одна над другой хромированных труб глушителя, кнопки пуска двигателя на передней панели до собственного названия "Спидстер" - говорит об этом.
А как едет! Почти не кренится в поворотах, склонность к заносу задней оси минимальна. Легкий рамный кузов из алюминия и композитных материалов, среднемоторная компоновка, привод на задние колеса и низкая посадка позволяют творить чудеса. Отсутствие усилителя рулевого управления не вызывает затруднений, скорее, напротив - придает езде особый шарм, позволяя наладить общение с управляемыми колесами, как говорят, без посредников.
И еще одним поразил "Спидстер" - ощущением скорости. Даже при езде по городу с соблюдением принятого в европейских городах ограничения 50 км/ч он дарит радость движения. По мере разгона изменятся цифровые параметры перемещения в пространстве, но восприятие скорости останется тем же - поведение автомобиля на дороге практически не меняется. Он уверен в себе на виражах и на прямой, на автобане и на улочках Висбадена.
Конечно, это результат удачной конструкции, безукоризненной работы двигателя, трансмиссии и подвески - а может быть, и отсутствия "излишней" электроники, которая в современном автомобиле, похоже, способна предвосхищать малейшее желание водителя, порой еще до начала маневра. Хотя нет, электроника в "Спидстере" присутствует: без нее не обошлись в тормозной системе с АБС. В противном случае риск был бы неоправданно велик.
Багажник для Формулы-1
Бессмысленность подобных конструкторских изысканий очевидна. Даже если братьям Шумахерам потребуется куда-то пристроить в гоночном болиде на время гонок портмоне с водительским удостоверением и кредитками. Но "Спидстер" не формула, и потому багажник у него есть. Он располагается за моторным отсеком под одной с ним крышкой. В него с гордостью можно положить пару обуви на смену кроссовкам, букетик цветов (хотя, пожалуй, им там будет жарковато) и небольшой портфельчик. Не знаю, насколько "опелевский" родстер пригоден для деловых поездок, но такую вероятность начисто отметать не следует.
Кому же подойдет такой автомобиль?
Комфорт "Спидстера" ограничен в угоду скоростным и ездовым качествам. Кроме того, хозяином этой машины должен быть человек спортивный (с брюшком в "Спидстер" не влезешь), целеустремленный, способный для достижения цели идти на определенные жертвы (аскетизм в оснащении салона, жесткое, практически лишенное регулировок сиденье). Он должен ценить стиль и преуспевать в жизни. Ведь если серьезно, "Спидстер" больше подходит на роль второй, если не третьей машины в семье. И, конечно, владелец родстера должен любить бейсболки.
Впрочем...
Впрочем, в день вылета из Германии, садясь в такси, мы увидели красный "Спидстер". За рулем была элегантная дама - как говорят, в возрасте. И она... она была без кепки! Портрет владельца обрушился, как карточный домик.
Хотя, почему? Каждый может найти в "Спидстере" свое собственное эго.
Резюме
+ Отличные ходовые качества, стильный спортивный вид.
- Аскетизм в оснащении.