В тесте участвуют автомобили: ВАЗ 2110
VAZ 21106 - первый раз появился на публике в Москве на МИМС-96. Оснащен 150-сильным мотором и коробкой передач от "Адама Опеля". Ныне - это самая мощная серийная машина ВАЗа.
ОТ "АКУЛЫ" К VAZ 21106
Два года назад автомобиль(его называли тогда "Акулой") заставил о себе заговорить: не уступавший по характеристикам и ездовым свойствам зарубежным аналогам, он удостоился второго приза журнала "За рулем" за лучшие экспонаты МИМС-96.
Создатели машины возлагали на нее большие надежды.
Планировали уже в конце 96-го начать сборку и продажу таких авто, а вместе с тем подготовить раллийный вариант для участия в чемпионате мира.
Однако судьба распорядилась иначе: проект пришлось приостановить. Погиб один из его вдохновителей - руководитель известного в Тольятти коммерческого предприятия "Мега-Лада" Алик Гасанов. Киллер попал точно в "десятку".
Но НТЦ ВАЗа довел-таки дело до конца, и теперь по дорогам покатилась, пусть еще редкая, но серийная "Акула" - VAZ 21106. Разумеется, "106-ю" создавали по всем канонам автомобилестроения. Она успешно прошла испытания на жарком юге, в горах, на севере. А фронтальный удар о бетонный куб показал лучшие результаты, чем у обычной "десятки", - деформация проходит мягче, отрицательные ускорения, действующие на манекен, меньше. Для скоростной машины - весомое преимущество. Достигли же этого хорошо продуманным улучшением кузова: жесткость "жилой зоны" - салона - стала выше, а передок остался легкосминаемым. Кстати, благодаря этим новшествам жесткость на кручение у "106-й" почти в два раза выше, чем у "10-й". Такая машина на высокой скорости в поворотах управляться должна лучше.
Примечателен автомобиль не только добротным кузовом - в нем, как уже было сказано, силовой агрегат (мотор+коробка передач) от "Опеля". Современный двухлитровый бензиновый мотор с электронной системой впрыска и четырьмя клапанами на цилиндр способен развивать 150 л. с. и крутящий момент 20 кгс.м. Кривые мощности и момента свидетельствуют о продуманной конструкции мотора, выверенном рабочем процессе. Нет острых пиков, провалов. Такой двигатель способен отменно приспосабливаться к дорожным условиям. Для нашей страны без автобанов, без порядочных дорог - то, что нужно.
Отличают "106-ю" и элементы подвески. Все пружины оригинальные. Гидравлические амортизаторы - "Кони", с иными, чем на "десятке", характеристиками. Стабилизатор поперечной устойчивости не только впереди, но и сзади! Ведь машина с хорошей динамикой и высокой скоростью не должна сильно крениться в поворотах. Передние тормоза, разумеется, дисковые, вентилируемые, под 14-дюймовые колеса, задние - барабанные, от "2108". Регулятор давления в тормозной системе другой - статический, подобный тому, что стоит на "Оке". Такого комплекта вполне достаточно, чтобы осадить резвого "скакуна".
Современному автомобилю, на звание которого претендует "106-я", негоже появляться в свет без гидроусилителя руля - засмеют. Поэтому на VAZ 21106 его ставят в любой из комплектаций, причем не какой-нибудь, а именитой немецкой фирмы "Цанрадфабрик" (ZF).
В салоне, увы, пока все по-спартански: от обычной "десятки" его отличает рычаг коробки передач да комбинация приборов со шкалой спидометра до 240 км/ч. Вероятно, в ближайшее время в "106-й" появятся спортивные передние сиденья с развитой боковой поддержкой. Они, конечно, прибавят комфорта. На заказ заводчане установят широкие колеса с низкопрофильными шинами 205/50R15, руль от любой из известных итальянских фирм, кондиционер, люк и аудиоаппаратуру.
Все названные здесь изменения и дополнения в "106-й" входят в комплект GTi, но готовят уже другую версию - серии RS. В ней изменят параметры впрыска (в "Опеле" он от "Дженерал моторс", с которым ВАЗ сотрудничает много лет), увеличив при этом мощность двигателя, заменят задние барабанные тормоза на дисковые и сделают жестче подвеску. Не за горами и полноприводный вариант "106-й". Я видел уже готовые элементы такого автомобиля.
В новой машине импортные не только мотор и коробка - еще ШРУСы, подшипники ступиц колес, электроника и кое-что другое - все от ведущих производителей и самого высокого качества. Потому, уверяют специалисты, ресурс "106-й" больше обычной "десятки". Сулят 300 тыс. км.
СКОРОСТЬ - 200 км/ч
На ходу VAZ 21106 подтвердил заявленные еще в 1996 году свойства - они выше всяких похвал. Один звук мотора чего стоит! А какой разгон! Среди отечественных серийных таких резвых машин еще не встречал. Но мощный двигатель хорош не только на полном дросселе и максимальных оборотах - он отлично тянет практически в любом режиме. Мотор "вывезет" машину даже с полутора тысяч оборотов на пятой передаче. Мчаться по шоссе или двигаться в городском потоке - удовольствие. Нужно ускориться - только нажми на акселератор. И не надо перебирать передачи. На пятой можно комфортно двигаться при скорости 50 км/ч.
Плавность хода на хорошей дороге, несмотря на жесткую подвеску, сравнима с обычной "десяткой". А вот на разбитом шоссе разница ощутима - "106-я" более тряская. Зато на ней, сцепив зубы, по ямам и колдобинам можно ехать гораздо быстрее. Подвеска отменно гасит удары. Машина способна даже прыгать с небольших трамплинов: пробовал - все обошлось.
На больших скоростях автомобиль цепко держится за дорогу и на прямой, и в поворотах, где особенно чувствуется разница с неторопливой мягкой "десяткой". Новая машина стала четче, по-спортивному, реагировать на повороты руля, хотя и оснащена гидроусилителем.
Но, может быть, самое главное, что поражает в "сто шестой", - это скорость: 200 км/ч! И набирает она их довольно легко. Вот когда дух захватывает! Автомобиль несется, словно стрела, не рыскает и не скачет. Устойчивость отменная. При этом в салоне достаточно тихо и нет вибраций - конструкторы хорошо поработали над аэродинамикой, подвеской силового агрегата и шумоизоляцией. Похоже, такого серьезного успеха на ВАЗе давно не было.
Мои коллеги-журналисты не раз мечтали вслух: настоящая "десятка" должна быть именно такой машиной. Пожалуй, согласимся с ними, но вот цена! VAZ 21106 сейчас предлагают за 21 тысячу американских денег (в пересчете на российские, конечно). Вероятно, когда "106-я" пойдет в массовое производство, цена упадет, а пока в этом году ВАЗ планирует собрать только 2,5 тыс. новых машин.
Не берусь гадать, но не исключено, что и по такой цене VAZ 21106 сможет найти на рынке своего покупателя, конкурировать с одноклассниками.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1100 кг; полная масса - 1525 кг; максимальная скорость - 205 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 9,5 с; расход топлива при 90, 120 км/ч и в ГЦ - 6,5; 8,3; 10,5 л/100 км; запас топлива - 60 л; топливо - неэтилированный бензин с октановым числом 95 (допускается кратковременное использование бензина с октановым числом 92). Размеры, мм: длина - 4242; ширина - 1693; высота - 1432; база - 2537; колея спереди/сзади - 1479/1448; клиренс - 135. Двигатель: Opel C20XE, бензиновый, четырехцилиндровый рядный, с распределенным впрыском топлива, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 2,0 л; число клапанов на цилиндр - 4; диаметр цилиндра и ход поршня - 86х86 мм; степень сжатия - 10,5; мощность - 110 кВт/150 л. с. при 6000 об/мин; максимальный крутящий момент - 196 Н.м при 4800 об/мин. Трансмиссия: привод - на передние колеса; коробка передач F18 - пятиступенчатая. "Экономичный" вариант: I - 3,583; II - 1,870; III - 1,226; IV - 0,919; V - 0,744. "Спортивный" вариант (максимальная скорость достигается на пятой передаче): I - 3,583; II - 2,143; III - 1,481; IV - 1,121; V - 0,892. Главная пара на выбор: 3,450; 3,571; 3,737. Подвеска: независимая, передняя - типа "Мак-Ферсон", собрана на подрамнике, задняя - с продольными рычагами. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем; передние - вентилируемые дисковые, задние - барабанные. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем. Размер шин: 185/65R15, 195/60R15 или 205/55R15.