В тесте участвуют автомобили: ВАЗ 2121 Нива
На какой-то машине можно ехать быстрее, чем на другой, на какой-то интереснее, на какой-то выгоднее. С "Нивой" сравнения неуместны: она и только она обеспечит вам при цене "девятки" проходимость трактора. Остальные свойства оказались где-то между (справедливости ради - ближе все-таки к легковому автомобилю)... Будьте готовы к тесноте, завидному аппетиту, шуму, прыгучести, меньшему ресурсу и т.п. Эти объективные недостатки прощаешь, используя не менее объективные достоинства: там, где хозяин обычной легковой машины перегружает скарб на свою спину или тракторный прицеп, владелец "Нивы" лишь включает пониженную передачу.
Вывод: выбирайте VAZ 21213, только если сможете задействовать все возможности машины; при постоянной эксплуатации по хорошим дорогам недостатки "Нивы" нечем уравновесить!
Это отступление мы сделали, зная возросшую популярность "Нивы" в столице - ее покупают, в частности, в преддверие сезона заснеженных улиц, где в большинстве случаев хватило бы зимних шин. Наша "Нива" была приобретена в основном для загородной эксплуатации: типичный вояж включает 150 км шоссе и 20 км проселков, на которые и летом-то страшновато соваться на "Жигулях". За машину модного цвета "гранат" (VIN ХТА21213011565239) в конце весны отдали около 4400 долларов: десятая часть на страховку, чуть меньше ушло на сигнализацию, антикоррозионную обработку и регистрацию в ГИБДД. Дороговато, зато из салона машина вышла готовой к эксплуатации... во всяком случае, мы на это надеялись. Уговорили бесплатно перекинуть с рядом стоявшей "Надежды" так называемые дорожные шины ВлИ-10: зубастые "пятые" слишком шумят, да и управляется машина похуже.
Первое, что пришлось исправить после чересчур усердной предпродажной подготовки, - немного ослабить "ручник", поднимавшийся только на один щелчок. На вывешенной машине провернуть задние колеса стоило большого труда!
Через день надежды ездить без проблем растаяли вместе с последними ампер-часами, выданными аккумулятором. Из-за перегоревшей лампы на панели приборов генератор не заряжал батарею - а то, что сигнализатор не горит при включенном зажигании, мы проглядели.
Первая дальняя поездка - и вновь огорчение. Левая фара светит под бампер, не реагируя на действия гидрокорректором. Настроение поправила демонстрация внедорожных свойств - впрочем, извинят ли они брак завода или недогляд продавца?
Быстро пролетели обкаточные тысячи километров, и на ТО-1 нас ждало неприятное известие: "вспотели" обе коробки - передач и раздаточная - и "потек", пока несильно, задний мост. Еще кое-какие досадные мелочи, увы, обычные для отечественных машин, показаны на фото. А мы, завершив обкатку, вооружаемся приборами и -
Проверяем
Начнем с мотора. Распределитель повернули, чтобы обеспечить угол опережения зажигания около 4°. Прежний УОЗ - 0° - рекомендован для бензина АИ-91. На московском "девяносто втором" двигатель не детонирует и с большим углом, а машина заметно прибавила прыти.
Приятно удивило содержание СО - всего 0,7 % (часто автомобили из магазина превышают норму). Чтобы мотор охотней принимал нагрузку, немного выкрутили винт качества: теперь СО на холостом ходу - 1%.
Углы установки колес оказались в пределах допусков; незначительной корректировки потребовало лишь схождение. Можно отправляться на динамометрическую дорогу полигона.
Здесь "Нива" не подкачала: разгон почти совпал с заявленным, до "максималки" не дотянула меньше 5% (см. табл.). Очень неплохо для нового отечественного (и зарубежного, впрочем) автомобиля. Эталонную точность продемонстрировал спидометр, ни километра не приврав к 90 км/ч.
А теперь оценим то, что так досаждает владельцам тольяттинских полноприводников, а именно - шум. Так и есть - нормы превышены. По ГОСТу внешний шум не должен превышать 74 или 77 дБ (А) (для машин выпуска соответственно после и до 1.10.99), внутренний - 78 дБ(А). Увы...
Чтобы поправить настроение, прибегаем к испытанному средству - отправляемся на бездорожье. М-да, добравшись до дальней деревни, даже не влезая в сапоги, готов простить "Ниве" все.
Что купили?
Машину, удивляющую противоречиями. Нет, речь не о проходимости и поведении на дороге - здесь-то как раз все логично. Качество сборки и предпродажной подготовки? Спасибо, что не хуже некоего среднего уровня. Жаль, что не выше. "Нива" пользуется неплохим спросом, породила целое семейство удлиненных, открытых, бронированных автомобилей, поставляется на экспорт, c впрысковыми моторами выполняет Евро II и III, оснащается подушками безопасности, по нашим сведениям, неплохо проходит крэш-тесты...
Модель все еще актуальна - и в то же время столь архаична. В ее маленькие наружные зеркала смотрели еще наши отцы, плавкие предохранители давно "просятся под нож", нерегулируемые ремни безопасности натирают шеи, АБС на "Ниве" присутствует лишь как марка пластика, которым отделан салон сзади, а не как тормозная система! Где, скажите на милость, третий стоп-сигнал, ставший обязательным в Европе? А нормальное салонное зеркало на длинной "ноге", чтобы видеть дальше 15-метровой зоны за машиной? Добрая половина "нив" переобуты в нештатные колеса, в зарубежных каталогах модель всегда щеголяла 15-дюймовыми дисками - а с конвейера скатываются VAZ 21213 на диагональных (!) гулких шинах ВлИ-5.
Владелец "Нивы" прощает ее недостатки. Вот только надолго ли хватит достоинств?
VAZ 21213 (данные производителя)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 4 (при поездках на небольшие расстояния - 5); снаряженная масса - 1210 кг; полная масса - 1610 кг; максимальная скорость - 137 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 19 с; радиус поворота - 5,5 м; расход топлива при 90, 120 км/ч и ГЦ - 8,3; 11,5; 10,3 л/100 км; запас топлива - 42 л; бензин - с октановым числом не ниже 91. РАЗМЕРЫ, мм: длина, ширина, высота - 3740х1680х1640 мм; база - 2200 мм; колея спереди/сзади - 1430/1400 мм; минимальный дорожный просвет - 213 (220*) мм. ДВИГАТЕЛЬ: VAZ 21213, четырехцилиндровый, рядный, карбюраторный; рабочий объем - 1,69 л; диаметр цилиндра и ход поршня - 82х80 мм; степень сжатия - 9,3; номинальная мощность - 56,1 кВт при 5200 об/мин; максимальный крутящий момент - 125,3 Н.м при 3000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод на все колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,67; II - 2,10; III - 1,36; IV - 1,00; V - 0,82; з.х. - 3,53; раздаточная коробка - двухступенчатая с межосевым блокируемым дифференциалом; низшая передача - 2,135; высшая - 1,2; главные передачи - 3,9. ПОДВЕСКА: передняя - независимая, на четырех поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости; задняя - зависимая, на четырех продольных рычагах и поперечной тяге. ТОРМОЗА: с усилителем, передние - дисковые, задние - барабанные. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: механизм - глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное отношение - 16,4. РАЗМЕР ШИН:175/80R16 или 6,95-16*.