В тесте участвуют автомобили: Audi A3
Новый "Ауди-А3" мог бы стать идеальным автомобилем для зажиточного философа, любящего роскошь.
Древнегреческие философы были большими мастерами по части загадок. Выдумают что-нибудь позаковыристее и ну всем скопом искать ответ. Но некоторые «паззлы» так и остались неразгаданными. Например, что было раньше, яйцо или курица?
Аристотель отдал предпочтение несушке. Платон и Сократ воздержались.
Обрывки школьной программы, равно как и вечная аксиома о превосходстве оригинала над копией, мне вспомнились за рулем новой «Ауди-А3». Ведь никто не делает особой тайны из того, что формально самый престижный представитель гольф-класса, продающийся в России, является чуть ли не копией «Фольксвагена-Гольф». Или все же наоборот?
Логический парадокс
Впрочем, в календарном отношении спор этот не стоит и выеденного яйца. Ведь первое поколение А3 дебютировало аж в 1996-м, то бишь за два года до четвертого «Гольфа». Однако люди сведущие утверждают, что «гольфовскую» платформу отдали в Ингольштадт загодя, что называется, по праву родства. Не машина, а логический парадокс. Так или иначе, успех «трешки» на самом деле стал откровением и для самой «Ауди». Свыше 875 тысяч «а-третьих», разошедшихся по свету за семь лет, только поначалу кажутся скромной цифрой. Для дорогого хэтчбека класса С – дешевым А3 не был никогда – очень неплохие цифры. И до сих пор у владельцев «трешки» нет проблем с перепродажей автомобиля – спрос на рынке «секонд-хэнда» стабильно высокий.
И все же своеобразный комплекс «Фольксвагена» у «Ауди» сохранился. Потому не случайно новое поколение модели, впервые представленное нынешней весной в Женеве, на полгода обогнало пятый «Гольф». Так меньше подозрений в заимствованиях. Впрочем, чтобы окончательно развеять все сомнения, в Ингольштадте объявили, что новая А3 будет гораздо спортивней. В чем это выражается? Ну, наверное, начинать надо с внешнего вида – встречают-то, как водится, по одежке.
Мы с вами где-то встречались
То, что «Ауди» не похожа на «Фольксваген» – это понятно. Другой вопрос, что человек, не слишком сведущий в автомобильном дизайне, может попасть впросак, если увидит рядом припаркованные «трешки» – старую и новую. Если они еще и в одинаковом колере, то различить их не просто. А в потоке и вовсе сложно. Хотя, присмотревшись, находишь различия. Передняя оптика – визитка нового автомобиля. Особенно мне по душе агрессивный наклон передних рассеивателей – будто надменные брови. Эффектно!
Вот только больше в облике новой, «более спортивной» «Ауди» и выделить-то нечего. Современный приземистый профиль, грамотно выдержанный баланс острых углов и плавных закруглений – обычный среднестатистический автомобиль, на который не оборачиваются прохожие и не облизываются водители. К тому же в задней части есть что-то от СЕАТа. М-да… Кто-то скажет, что сдержанность и чувство собственного достоинства так же не отделимы от имиджа «Ауди», как и четыре кольца на эмблеме. По мне, все это больше смахивает на кризис жанра в стилистической студии «Ауди».
Лучше не бывает
Зато уж где здоровая толика консерватизма только на пользу, так это в интерьере. Две черточки, которые с головой выдают паталогический максимализм разработчиков салона, это подсветка отделения для мелочевки – ночью свой мобильник найдете без труда – и красный светодиод, загорающийся, когда двери заблокированы изнутри. Стильно, изящно, легко.
Вообще интерьер производит сильное впечатление. Будто все его строгое великолепие перекочевало из автомобиля двумя классами выше. Поверьте, это не пустые слова. Классная кожа, деревянные вставки в салоне, мягкие ковры – здесь совсем не пахнет дешевкой.
Кстати, в салон новой «трешки» спортивные черточки действительно проникли. И, признаться, смотрятся они немного не на своем месте. Вот, скажем, ручки-растяжки, соединяющие центральную консоль и переднюю панель – едва не протер об нее джинсы до дыр. Да и зачем этот спортивный прибамбас в семейном хэтче? Но этот аксессуар, появившийся еще на купе ТТ, есть и на новом «Гольфе», а значит… Ну, вы понимаете. Та же история с педалью газа, которую сделали напольной. Что, подвесные настолько неудобны? Зато теперь между педалями газа и тормоза осталось совсем немного места – в зимней обуви можно топнуть по двум сразу.
Но как классно в новой «трешке» на заднем сиденье! Не то что «в эпоху «четвертого» «Гольфа». На диванчике комфортно и без проблем усядутся двое взрослых. Конечно, при полностью отодвинутом назад сиденье места там кот наплакал. Но зато и спереди может ехать баскетбольный разыгрывающий. При этом и багажник радует практически идеальным прямоугольным нутром. Здорово. Но давайте же заглянем, наконец, под капот.
Чего не портит старый конь?
Легко, благодаря газовым упорам, поднимаю увесистую крышку, а там… Ба, знакомые все лица – 1,6-литровый 8-клапанный мотор мощностью 102 л. с. Что ты тут делаешь, старина? Знаете, когда он впервые появился на автомобилях империи «Фольксваген»? Я вам скажу – ровно за год до появления на рынке А3 первого поколения. Оно, конечно, радует, что не стареют душой ветераны. Но все ж таки другие двигатели из гаммы 1995 года уже на пенсии. Да и вообще, 2-клапанный агрегат немного чужеродно смотрится под капотом автомобиля, разработка которого началась в XXI столетии.
Впрочем, в деле этот старый конь все же получше, чем можно судить по материалам личного дела. Короткие две первые передачи не делают автомобиль излишне тупым. По городу динамика адекватная (хотя и не более того), но на трассе за порогом в 110–120 км/ч «один и шесть» конечно начинает показывать свой возраст и рабочий объем. До заявленных 185 км/ч вы доберетесь разве что на немецком автобане. В России же гораздо раньше встретится либо населенный пункт, либо тракторист, решивший перетащить через шоссе копну сена.
Удивительно еще, что инженерам «Ауди» удалось приглушить звонкий голос мотора-ветерана. Вибро- и шумозащищенность неплохие. К аэродинамике вообще никаких претензий – ветер не свистит вокруг стоек и на 140 км/ч. Единственный шум, проникающий в салон – неприятный гул резины, который на высоких скоростях чем-то напоминает звук «кончающегося» ступичного подшипника. Экономия на изоляции арок? Можно сказать иначе – сокращение производственных издержек.
Итак, спорта с таким двигателем нам не дождаться. А многозначительная кнопочка ESP off на передней панели (с недавних пор серийное оснащение всех «Ауди»), равно как и дисковые тормоза всех колес, к которым не предъявишь претензий, всего лишь страховка на неизбежный случай зимней езды. Но есть ли на самом деле что-то спортивное в этом автомобиле? Скорее все-таки да.
Пример для подражания
Еще на стоянке я заметил, что руль А3 вращается буквально одним мизинцем. Не просто легко, а очень легко, даже на фоне сегодняшних автомобилей, всех как один оснащенных усилителями. Но уже через пару минут, выписывая дугу в таком вкусном затяжном правом, я буквально поразился – баранка налилась сочным, упругим усилием. Пожалуй, впервые встречаю руль, который не на словах, а на деле изменяет производительность в зависимости от скорости. Просто здорово.
Но еще больше понравилась подвеска. Спереди проверенный и отточенный «Мак-Ферсон», зато сзади прижилась совершенно новая независимая четырехрычажная конструкция. Этот дуэт вместе с кузовом, который по сравнению с предыдущей моделью стал жестче на 33%, обеспечивает похвальную отзывчивость и острые повадки.
«Ауди» еще живее откликается на движения руля, не пугая излишними кренами, заныривает в повороты и даже, попискивая шинами, четко пишет скоростную дугу, не спеша распрямлять траекторию. И раньше-то «трешка» не была обижена талантом вкусной управляемости, а сейчас ее научили даже большему.
И жалко лишь, что относительно короткоходная подвеска негативно сказалась на плавности хода. Мелкую дорожную дребедень «Ауди» попросту не замечает, в салоне тихо, мягко и уютно, но стоит лишь под колесами оказаться чему-то посерьезней канализационных люков, как ситуация меняется, причем отнюдь не в лучшую сторону. Машина начинает бухать ограничителями хода, а водитель и пассажир испытывают не самые приятные ощущения.
Без конкурентов
Не поймите меня превратно: «Ауди-А3» – отличный автомобиль. Он и раньше был престижным и солидным, а сейчас к числу своих талантов может отнести еще и просторный сзади салон и азартную управляемость. И все бы хорошо, если не знать, что на рынке есть другой автомобиль, сочетающий в себе все эти таланты плюс более доступную цену. Я имею в виду новый «Гольф». И не важно, кто кого скопировал. Ведь у «Фольксвагена» и А3 одинаковые, буквально один в один, моторы, коробки передач, конструкции подвесок и рулевой рейки. Даже напольная педаль газа и так не понравившаяся моей правой ноге ручка на центральной консоли и те присутствуют на обоих автомобилях. Так что по большому счету в неоспоримых плюсах А3 остается исключительно более высокий имидж марки. Ну а стоит ли он лишних тысяч евро? Решать не нам и уж, конечно, не Аристотелю, а исключительно вам.
Впрочем, коль скоро в Россию не поставляется «БМВ-Компакт» – единственный фактический конкурент А3 – то и выбора у желающих приобрести престижный хэтчбек гольф-класса попросту нет.
В Россию с пакетом
Все официально продающиеся в России «Ауди-А3» в обязательном порядке оснащаются усиленной подвеской, защитным металлическим кожухом картера, инструкцией по эксплуатации и сервисной книжкой на русском языке. Кроме того, в систему охлаждения заливают антифриз с пониженной температурой замерзания, а проставки в подвеске чуть уве-личивают дорожный просвет.
Дорого, что мило
Цена на А3 в России стартует с 20 643 евро. Столько просят за базовую комплектацию «Эттракшн». На первый взгляд, она действительно выглядит привлекательной: четыре подушки, ABS, ESP, климат-контроль. Но, покупая престижный «Ауди», сложно мириться с простенькой пластиковой фактурой отделки и тканевыми сиденьями. Имеет смысл доплатить за версию «Эмбишн» (22 289 евро) или «Эмбиент» (22 469 евро). У А3 сразу появляются литые диски, регулировка водительского кресла по высоте, кожаный руль и рычаг КПП, а также разные приятные салонные мелочи, вроде сеток для мелочевки, дополнительной подсветки и противослепящего зеркала заднего вида. На «Эмбиенте», кроме того, присутствуют деревянные вставки.
Но даже наиболее богатая комплектация А3 нуждается в «апгрейде». Как ни крути, без ксенона, кожи, музыки, обогрева сидений и парктроника «Ауди» представить сложно, а уж без эмали «металлик», борткомпьютера, подогрева сидений и «противотуманок» и просто нереально. Опции у «Ауди» традиционно дорогие – на круг получается ровно 5555 евро. В итоге А3 даже с базовым мотором и «механикой», но в хорошей комплектации потянет где-то на 28 000 евро. За эти деньги можно купить «Тойоту-Кэмри» бизнес-класса с 2,4-литровым мотором и полным пакетом оборудования.
ЗА
Высокий имидж марки, просторный, выполненный по высочайшим стандартам салон, великолепный усилитель руля
ПРОТИВ
Это «Гольф» с эмблемой «Ауди» и более высокой ценой, морально устаревший двигатель