В тесте участвуют автомобили: Audi A6, BMW 5 Series, Mercedes E-Class
При ввозе недорогих автомобилей из-за границы нынче не выгадаешь, да и растаможка порой превышает стоимость самой машины. Другое дело - почти новые престижные модели, не имеющие пробега по России, они привлекательны для покупателей, доходны для продавцов. Среди козырей - вдвое меньшая цена, чем у нового автомобиля, и хорошее состояние - как-никак прожили на западных автобанах - без колдобин, без соли. К авто из Германии - доверие особое: строгие правила техосмотра, отменный сервис - чем не гарантия их боевой формы. Как бы то ни было, мы решили сами убедиться в том, что скрывается за безупречным обликом таких автомобилей: действительно "конфетка" за полцены или же неприятные сюрпризы?
На проверку выбрали трех популярных у нас "одноклассников": " Ауди А6", 1997 г., пробег - 84 261 км, цена (в Москве) - $18 500; "БМВ-523", 1997 г., пробег - 89 352 км, цена - $19 000 и "Мерседес-Е240", 1998 г., пробег - 123 116 км, цена - $25 000. "Ауди" - с механической коробкой, "Мерседес" и БМВ - с "автоматами". У баварца - фирменный "Типтроник" с возможностью ручного переключения. Все машины оснащены АБС, системой контроля устойчивости, подушками безопасности, противотуманными фарами. Добавим к этому центральный замок, электростеклоподъемники, электрорегулировку зеркал, круиз-контроль, кондиционер, фирменную аудиоподготовку (кожаный салон только у "Мерседеса"). Машины недавно из Германии, у всех сервисные книжки, да и по внешнему виду никаких претензий, лишь у "Мерседеса" несколько царапин на бампере, кузове и литых дисках.
Наш импровизированный техосмотр - тормоза, светотехника, шины - выловил первых "блох". У "Ауди" при нажатии на тормоз загорается только левый стоп и... правый передний габарит, что сопровождается противным писком зуммера на приборной панели. Похоже, где-то пропала "масса". Не работает и кнопка стеклоподъемника правой задней двери, хотя с центрального пульта он включается. У "Мерседеса" сломана ручка открывания капота. У БМВ разные шины спереди и сзади - весьма странно для западного автомобиля, а у "Ауди" передние пора менять. Первые расходы.
Кузова
"Битая машина" - звучит почти как приговор и ни один продавец просто так в этом не признается. Отремонтированный же на Западе автомобиль почти не отличишь от нового и даже по документам не узнаешь, был ли он в аварии, если поврежденные навесные панели не рихтовали, а просто заменили.
После внешнего осмотра в нашей троице вне подозрений оказался только БМВ. У "Ауди" снимали капот, правую фару и правое переднее крыло (последнее красили), заменяли ветровое стекло. У "Мерседеса" снимали оба передних крыла, капот, двери, лючок бензобака (по нему обычно и подбирают краску), красили крылья. Впрочем, заметить это можно только по крепежу: содранная заводская эмаль на головках болтов, двойной отпечаток от шайб. При перекраске эти "отметины" все же видны, хоть и покрыты уже слоем новой эмали. Зато ни следа краски на кромках панелей, резиновых уплотнителях, ни потеков, ни шагрени - немецкие мастера свое дело знают. Сколько ни смотри, больше ничего не высмотришь; магнит, как правило, тоже бесполезен - при сильном ударе силовые элементы правят на стенде, а "обвеску" наваривают новую, так что шпатлевки - ни грамма, да и мастика фирменная. Поэтому в случае сомнений лучше отправиться на диагностику: заплатив $30-50, будете уверены, что не зря потратили $25 000, или же сможете поторговаться, а то и вовсе отказаться от покупки.
Ходовая
Состояние амортизаторов, ходовой части, углы установки колес и геометрию кузова проверили в техцентре "Смарт-Авто", там же замерили температуру кипения тормозной жидкости, плотность антифриза. Оказалось, все машины в ближайшее время потребуют тех или иных вложений. На "Мерседесе" - замена задних амортизаторов, натяжного ролика приводного ремня, регулировка подшипников передних ступиц, схождения задних колес: итого $400-500. На БМВ - замена передних и задних амортизаторов, регулировка схождения передних колес: итого $600-700. "Ауди": разорвана задняя подвеска глушителя, развал левого переднего колеса не в допуске - видимо, последствия сильного удара (о чем, кстати, свидетельствует и вмятина на внутренней части колесного диска). Что поделаешь, для упрощения таможенной процедуры (и существенного снижения платежей) даже автосалоны оформляют машины на частное лицо, а значит, границу они обязаны пересечь своим ходом. На наших же дорогах ям хватает.
К сожалению, на многих современных автомобилях регулировка развала и продольного угла наклона оси поворота (кастера) передних колес не предусмотрена - приходится заменять детали (если, конечно, не "ушли" контрольные точки кузова). Для нашей "Ауди" замена поворотного кулака обойдется в $300, плюс прокатка литого диска (не забудем о проблемах с электрикой и изношенных шинах!). Зато с геометрией кузова на всех автомобилях - полный порядок, не обнаружено и следов крупного ремонта.
Коробки
Покупая автомобиль с автоматической коробкой передач, надо иметь в виду, что ремонт ее легко переваливает за $1000, да и квалифицированных специалистов еще поискать. Оценить же состояние агрегата на глазок почти невозможно, разве что он совсем "убитый": тогда рывки или задержки при переключении, а то и запах горелых фрикционов, предостерегут от покупки. Современными коробками управляет электронный блок, который хранит в памяти множество информации: от температуры масла на различных режимах до диапазона передаточных чисел коробки - по ним можно оценить и состояние фрикционов. К сожалению, первому встречному блок своих тайн не откроет - никакой лампочки на панели не предусмотрено, а считывать информацию можно только с помощью специализированного оборудования.
"Автоматы" БМВ и "Мерседеса" показались нам слишком медлительными, и мы решили продиагностировать их в "Центре автоматических трансмиссий, что на территории МАИ. С БМВ все было в порядке: виновник частых переключений и медленных стартов - мотор, явно слабоватый для такой тяжелой машины (170 л. с. на две тонны полной массы). А вот "Мерседес" преподнес сюрприз - компьютер выдал код "перегрева масла", а границы передаточных чисел двух высших передач вообще не смог определить. Возможно, это связано с выходом из строя флэш-памяти компьютера, где он хранит текущие данные. На автомобилях установлены адаптивные коробки, они подстраиваются под стиль вождения, и при такой неисправности "автомат" переходит в базовый режим. Не исключено, что виной тому броски напряжения в сети, особенно при работающем двигателе (многие машины после длительной стоянки приходится "прикуривать"). Новый компьютер обойдется в $500, да еще 200 придется отдать за прошивку (программирование) на фирменной мерседесовской станции. Будь машина постарше - доплачивать бы не пришлось: такие компьютеры приходят уже с прошивкой. А может, неисправна механическая часть коробки - тогда ремонт потянет на все $1500.
На ходу
Однако при всем, что отмечено, автомобили, безусловно, хороши. Чистые салоны, никаких посторонних шумов, приятная прохлада кондиционеров. Управляемость тоже выше всяких похвал, разве что БМВ излишне резво гарцевал в поворотах - заявили о себе "убитые" амортизаторы. Четко работают системы активной безопасности: контроля за устойчивостью и антиблокировочная. Так что, добавив на устранение обнаруженных при осмотре и диагностике автомобилей неисправностей от $600 до 1500 ("Мерседес" и здесь самый дорогой), можно рассчитывать на почти идеальное приобретение.
Если машины - из автосалона, это определенная гарантия - "кидать" клиента, способного выложить двадцать тысяч баксов, - себе дороже. Другое дело - рынок: там вероятность этого выше, но и цены соблазнительнее: 5-10% разницы оборачиваются тысячами долларов.
Покупаем или нет?
Положив глаз даже на свежего "немца", не стоит безраздельно доверять марке и продавцу. Кстати, тот и сам может не знать о многих неисправностях - выбирая автомобиль "там", перекупщик не будет проверять его в специализированном сервисе. А вот покупателю стоит подстраховаться, тем более что теперь это доступно. Если перед вами честный продавец, он не откажется поехать с вами на диагностику. Если же его принцип - "не веришь - не бери", от покупки стоит отказаться, какой бы соблазнительной ни казалась цена и состояние автомобиля - красить, как известно, там умеют. Проверить автомобиль можно и в автосалоне. Кто не боится показать свой товар с изнанки, имеют и подъемник, и стенд для проверки углов установки колес. Конечно, специализированную диагностику придется проводить на стороне и уже после покупки, но практически это относится лишь к автоматической коробке. Двигатели при пробегах до 150 000 км в этом, как правило, не нуждаются: за состоянием электронных компонентов следит компьютер, сообщая о неисправности лампочкой Check Engine. Не забудьте и о других контрольных лампах: они должны загораться при включении зажигания и гаснуть через несколько секунд. Ну и, конечно, проверьте наличие таможенных документов (обязательно) и сервисной книжки (желательно). Если последней нет или в ней вырваны листы, не исключено, что истинный пробег автомобиля намного больше заявленного. Дату последнего обслуживания и показания одометра часто можно прочитать на табличке, привязанной к тормозным трубкам, или на наклейке под капотом.
И, конечно, особое внимание регламентным работам. Часто от машины избавляются перед очередным обслуживанием, весьма, кстати, дорогостоящим (например, замена ремня ГРМ, тормозных дисков, эксплуатационных жидкостей). Значит, эти расходы лягут уже на плечи покупателя, а затягивать обслуживание - себе дороже: оборвавшийся ремень ГРМ на современном многоклапанном моторе способен опустошить и тугой кошелек.