В тесте участвуют автомобили: Mercedes C-Class, BMW 3 Series, Volvo S60
Посмотреть другие фото (4) |
Cмеем утверждать, что пик популярности у этих автомобилей впереди: ведь их будут выпускать еще минимум пять лет. Тем не менее, для БМВ фирма уже наметила небольшой фейслифтинг. Остальным заниматься «подтяжкой» рано – ничего еще не успело устареть.
Давайте вспомним о престиже. Маркетологи уже давно определили, от чего зависит это расплывчатое, на первый взгляд, понятие.
Здесь излишне говорить о моде, стиле, качестве – все это подразумевается. Главное – имя производителя, марка, брэнд. Эмблема и шильдик на багажнике. Этого у нашей троицы не отнять.
Популярность «Мерседеса» в комментариях не нуждается – эти машины безошибочно узнавали на наших улицах десятилетия назад. «Вольво» известны еще с социалистических времен – надежные «шведские танки» 240-й серии предпочитали иностранные дипломаты. БМВ тоже сделал свой имидж в России еще в начале девяностых – одним из первых. Это основная причина, по которой под «колпак» нашего теста не попали «Ауди», «Лексус» и СААБ – к ним популярность пришла позже.
Встречают по одежке
Новейший С-класс внешне напоминает флагмана модельного ряда «Мерседес-Бенц» S-класса. Что ж, ничего зазорного в этом нет. Напротив – придает большую солидность.
Вообще говоря, «масштабный фактор» – вещь немаловажная. Хотя компактный автомобиль похож на представительский, он вовсе не является его уменьшенной копией, да и пропорции совсем иные. Это справедливо для всех трех тестовых машин. «Тройка» БМВ напоминает машины пятой серии, «Volvo S60» похож на S80. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Гораздо важнее, что они не похожи друг на друга, причем особенно выделяется «Вольво». Его оригинальность усиленно подчеркивается элементами стиля: «плечисто-носатый» «швед» с оригинальной формой крыши и задних фонарей с первого взгляда безошибочно определяется как иностранец по отношению к немецкой «паре». «Мерседес» и БМВ похожи по силуэту, но разнятся формой стоек крыши, фар, фонарей. Их безошибочно узнают в «лицо», но при виде сбоку индивидуальность не столь яркая – родственная компоновка и аэродинамика диктуют свои правила. Так или иначе, каждый из автомобилей демонстрирует умеренно модный стиль, «национальную принадлежность» и отличную работу дизайнеров.
И не только дизайнеров – качество сборки и окраски на стратосферной высоте. Хотя, если вооружиться лупой и линейкой, первенство придется оспаривать. В активе БМВ и «Вольво» безупречная окраска, но есть небольшие несовпадения кузовных панелей и неравномерность щелей. У «Мерседеса» на идеальном кузове местами присутствует легкая шагрень, проявленная темно-фиолетовым колером краски.
Хорошему салону… глаз радуется
И не только. В нем приятно проводить время и за рулем, и на пассажирском месте. Хотя размеры и назначение наших «подопытных» заставляют считать в первую очередь их автомобилями для водителя, удобство пассажиров тоже важно. Лидер по размерам салона – «Вольво». На передних креслах в нем достаточно места даже очень высоким людям, весьма просторно по ширине. Незначительный минус – правая нога водителя касается центральной консоли. Комбинированная обивка (кожа+ткань) с яркими вставками на сиденьях и дверях делает салон «Вольво» самым теплым и «домашним» из конкурентов. При этом мягкая, но эффективная боковая поддержка на водительском месте хорошо сочетается с «нескользким» материалом обивки.
Компактный БМВ уступает «шведу» лишь самую малость по ширине, но он единственный в нашем тесте лишен люка в крыше, а потому располагает примерно 40 мм «лишней» высоты салона. В результате простора здесь не меньше, а сидеть можно выше, экономя пространство для ног задних пассажиров. В отличие от прежней, третьей серии, нынешняя заметно просторнее, и тщательно выверенный интерьер по стилю представляет собой тонкий компромисс между кокпитом и офисом. Именно дорогим офисом, а не богатой гостиной, ибо сочетание черного пластика, черной кожи, черных блестящих вставок и хромированных ручек теплым не назовешь. Но предпочтения российских заказчиков именно таковы: чтоб солидный и немаркий.
«Мерседес-Бенц», как ни странно, оказался аутсайдером – его салон ниже и уже остальных. Дизайн передней панели усиливает впечатление кокпита, да и отделка тоже – черно-белая клетка «под кевлар». И все же четверо взрослых разместятся с достойным трехлучевой звезды комфортом. Правда, сзади лучше сидится невысоким – потолок близко. Зато диапазон регулировок передних сидений внушает неподдельное уважение, как по длине, так и по высоте: в нижнем положении подушка почти ложится на пол, так что даже высокий водитель едва виден из-за баранки.
Теоретически, за руль «Мерседеса» вполне мог бы усесться баскетболист ростом 2,12 м! Для сравнения: БМВ – 2,09 м, «Вольво» – 2,06 м.
Заглянем и в багажники, ведь здесь должно быть достаточно места, чтобы чемоданы и сумки не мешали наслаждаться тишиной и комфортом салона. Лидер вновь «швед» – его багажник больше и удобнее, чем у «немцев», а кроме того, трансформируется благодаря складной по частям спинке сиденья. «Мерседес» – второй, «баварец», увы, последний.
Инженерное искусство
Не стоит, наверное, напоминать, что «Мерседес» и БМВ – машины классической компоновки, а «Вольво» – переднеприводной. Мощность всех моторов практически равна, но конструкции заметно различаются. Под капотом «Мерседеса» всего четыре цилиндра и два литра рабочего объема, но недостатка мощности не ощущается – приводной компрессор позволяет достичь характеристик крутящего момента и мощности, сравнимых с 2,5-литровой «шестеркой». Есть вариант и с безнаддувной «шестеркой» 2,6 л, но по условиям таможни автомобиль с наддувом выгоднее. У «Вольво» пятицилиндровый мотор, расположенный поперечно, 2,4 л рабочего объема, у БМВ классическая рядная «шестерка» объемом всего 2,2 л, но она лишь самую малость уступает по крутящему моменту.
А вот с подвесками полное единодушие. Спереди – стойки «Мак-Ферсон», сзади – сложные «многорычажки». По-видимому, это наиболее удачный способ сочетать достойный комфорт и отличную управляемость. Вдоволь поэкспериментировав с двухрычажной передней подвеской на прежнем поколении компактных машин, «Мерседес» по существу вернулся к схеме «сто девяностого», обменяв «излишний» комфорт на демонстративную спортивность.
Впрочем, ни в одном автомобиле вам не придется полагаться исключительно на шасси – везде обуздать машину водителю помогает электроника. Наиболее «продвинутая» система ESP на «Мерседесе», более простые – на БМВ и «Вольво»; впрочем, переднеприводный автомобиль меньше нуждается в электронной «узде». Ну и, конечно, крайний резерв – пассивная безопасность. На каждой машине не меньше шести подушек. «Вольво» и «Мерседес» предлагают надувные «занавески» на случай бокового удара или опрокидывания, на БМВ в передних стойках прячется «белая баварская колбаска», как окрестили немецкие коллеги продолговатую подушку безопасности для головы.
Быстро и плавно
Именно так должен двигаться хороший автомобиль. Отличные динамика, тормоза и управляемость. Плюс низкий уровень шума и комфорт подвески. С кого начнем?
«Мерседес» предлагает высокую плавность в сочетании с высокой энергоемкостью подвески. С шумом тоже проблем нет. Хотя кому-то может не понравиться звук нагнетателя на полных оборотах, но этот высокочастотный пульсирующий звон возникает после 4500 об/мин. А как справляется со своими обязанностями автоматическая коробка передач? Неплохо, но переключения «на полном дросселе» могли быть и помягче.
На извилистой горной дорожке или автобане руль «Мерседеса» – эталон понятности, в пику баварскому конкуренту, погнавшемуся за малыми усилиями. А вот по части настройки шасси «Мерседес» не столь идеален. Хотя машина мало кренится и живо реагирует на управление, в поворотах «на пределе» автомобиль охотно выскальзывает с траектории, почти не реагируя на сброс газа. Возможно, виной тому комплектация подвеской «для плохих дорог» с увеличенным дорожным просветом. На комфорт, похоже, «заточены» и амортизаторы – справится с диагональной раскачкой автомобиля при скольжениях они не могут.
Впрочем, есть минус и подлиннее – динамические качества «Мерседеса» не достигли заявленных, хотя субъективно этого не заметно. Виной ли тому жаркая погода, высокое атмосферное давление или «95-й» (вместо «98-го») бензин, сказать сложно. Тем более, что и конкуренты показали результаты много ниже обещанных. Объективно другое: «Мерседес» – самый тяжелый из трех. Этого не в силах исправить ни аэродинамика, ни хорошо подобранные передаточные числа, обеспечившие ему наивысшую «максималку».
БМВ – почти противоположность. Рулевое управление в немецком вкусе, для бреющего полета по автобану на 160–180 км/ч – точное, но «пустое» по обратной связи на малых углах. На горной дороге руль БМВ тоже не столь хорош, как он был на прежней модели. Зато шасси работает, как часы: чуть круче поворот или резче сброс газа, машина тут же переходит в скольжение всеми четырьмя колесами, интенсивно теряя скорость. Расплатой за это традиционно служит плавность хода – худшая в нашей троице. Претензий к работе коробки передач тут нет, но вот подбор передаточных чисел вызывает легкую досаду: максимальная скорость провалилась куда-то между четвертой и пятой передачами.
На таком фоне «Вольво» кажется плавным и медлительным. Однако что касается динамики, это вовсе не так. До 140 км/ч «Вольво» идет нос к носу с БМВ. На поворотах «швед» пропускает «баварца» вперед, несмотря на более «цепкие» шины – «Вольво» склонен крениться, по-переднеприводному вываливаться из виража и с заметным запаздыванием реагировать на сброс газа. Впрочем, в «дорожных» пределах претензий к нему нет. «Вольво» единственный из троицы без адаптированной подвески и серьезной дополнительной защиты моторного отсека, поэтому ездить на нем по неровным дорогам нужно аккуратно: приложить незащищенный картер о колдобину – пара пустяков. Еще штрих: пятиступенчатый «автомат» «Вольво» единственный лишен модного сейчас режима последовательного переключения.
Сколько стоит?
Цены на «Вольво» и БМВ стартуют с отметки 29 тыс. долларов. При этом на «Вольво» можно бесплатно получить кондиционер, а баварский автомобиль из Калининграда оснащен еще кожаной обивкой и «автоматом». С автоматической трансмиссией «Вольво» дороже на $1000. Цены на новый «Мерседес С200» начинаются с 35 тысяч, при этом автоматическая коробка передач и кондиционер – дополнительное оборудование (примерно 2850 «зеленых»). Автомобиль в исполнении «Авангард», побывавший на нашем тесте, стоил более 40 тысяч.
Дело вкуса
Выбор между этими тремя машинами непрост и во многом субъективен. Если тщательно разложить достоинства и недостатки на баллы, подумать о неизбежных компромиссах, оценить возможности дополнительного оборудования, в том числе отличную климатическую установку, лидером следует признать «Мерседес». Вот только цена его даже на фоне весьма недешевых соперников слишком высока. Если не забывать про стоимость, отдать приоритет житейским ценностям, комфорту и дружественному имиджу – на первое место выйдет «Вольво». А если во главу угла поставить водительские амбиции, лучшим окажется БМВ.
Вопрос не в автомобиле, а в его заказчике. Что возьмет верх: рационализм, запросы семьи или удовольствие от езды?
Нынешний БМВ серии 3 выпускается с 1998 года с кузовами седан, купе, кабриолет и универсал (туринг). Хэтчбек (2001) конструктивно сильно отличается и в Россию официально не поставляется. Выбор бензиновых двигателей от 1,9 до 3,4 л (77–252 кВт), дизельных – от 2,0 до 2,9 л (100–135 кВт). Почти все моторы сочетаются с автоматической коробкой передач, некоторые – с полным приводом. В России по наиболее выгодной цене предлагают заднеприводные БМВ-318i и 320i, собранные в Калининграде.
«Volvo S60» дебютировал в 2000 году, став наследником моделей S70 и 850. Представлен только в обличье седана. Двигатели бензиновые пятицилиндровые с турбонаддувом и без, от 2,0 до 2,4 л (103–184 кВт) могут быть предложены как с механической, так и с автоматической трансмиссией. Привод – на передние колеса.
«Мерседес-Бенц» С-класса – полностью новая модель 2000 года. Третье по сути, но формально второе поколение компактных автомобилей фирмы. На выбор покупателю – седан, универсал и хэтчбек (спорткупе). Набор бензиновых двигателей от 2,0 до 3,2 л с приводным компрессором (95–260 кВт). Также предлагаются дизели с турбонаддувом, рабочим объемом от 2,1 до 2,7 л (85–125 кВт). Все варианты машины могут иметь автоматическую коробку передач, часть – только автоматическую. Привод только на задние колеса.
Сколько должно быть цилиндров? Шесть, как у БМВ, пять, как у «Вольво», или четыре, как у «Мерседеса»? В сущности, это не важно – уровень шумо- и виброизоляции делает различия минимальными, а характеристики моторов очень близки.