В тесте участвуют автомобили: BMW 3 Series
Эти машины взял на вооружение российский автопром. Автомобили марки BMW всегда пользовались заслуженным уважением у российских водителей. Говорят, у этих машин есть своя аура, из-за которой медленно и спокойно ездить на BMW не получается. Все это в полной мере относится и к последней BMW 3-й серии.
Выпускаемая с 1998 года «трешка» носит индекс Е46.
В России эта машина достаточно популярна, и на рынке секонд-хэнд их с каждым днем все больше и больше. Кроме того, 3-я серия в кузове Е46 вызывает интерес еще и потому, что эту модель собирали и до сих пор собирают в Калининграде на предприятии «Автотор». Кстати, несмотря на все домыслы, «российские» BMW по качеству ничуть не уступают машинам, сделанным в Германии. А преимущества калининградских «трешек» очевидны — они лучше подготовлены к эксплуатации в тяжелых условиях. Автомобили обладают так называемым восточным пакетом, включающим усиленные передние и задние стабилизаторы, более жесткие амортизаторы и увеличенные на полвитка пружины. Кроме того, электроника настроена на запуск автомобиля в сильные морозы. Правда, адаптировать для наших условий можно и машину, пригнанную из Европы. Установка на фирменном сервисе других амортизаторов, пыльников, проставок и прочего вместе с запчастями и работой будет стоить около $1200. Немало. Именно поэтому многие отказываются от этой услуги, предпочитая ездить на «неприспособленных» автомобилях. Хотя на самом деле BMW 3-й серии лучше многих иных иномарок годится для езды по нашим направлениям. Стандартная защита двигателя очень неплохо спасает моторный отсек от проникновения грязи, а, например, та же выпускная система находится в тоннеле днища и прикрыта «экраном».
Багажник с патроном
Покупая BMW 3-й серии в кузове Е46, нужно большое внимание уделить проверке аварийной «биографии» машины. Восстановление «трешек» — занятие довольно сложное и требующее не только необходимого оборудования, но и большого опыта. Если где-то схалтурить, начнутся проблемы с подвеской, рулевым и пр. Так что, даже если машина внешне выглядит идеально, обязательно нужно заехать на СТО по ремонту BMW и проверить сход-развал всех колес (эта операция на фирменном сервисе стоит порядка $80, причем без работ по регулировке). Если выставить правильное положение колес не получается, то тогда два варианта: либо в подвеске что-то сильно изношено, либо автомобиль попадал в серьезное ДТП. А еще неплохо бы заглянуть в багажник, где находится аккумулятор... Оказывается, современные BMW оснащаются пиропатроном, который в случае аварии отстреливает положительную клемму аккумулятора! Патрон срабатывает при сильном столкновении и защищает тем самым от риска возникновения пожара (хотя в редких случаях он стреляет, когда первой снимается отрицательная клемма). Часто автомобиль, восстановленный после ДТП по дешевому варианту, не имеет пиропатрона, ведь он стоит более $300.
Что касается счетчика пробега, то его опытные перегонщики и продавцы автомобилей, как правило, не скручивают. Дело в том, что информация о пройденных километрах находится в современных BMW сразу в нескольких электронных блоках и одновременно везде ее исправить просто нереально. И как только появляется расхождение в этих данных (то есть было вмешательство в электронный спидометр), тут же на доске приборов чуть правее букв «km» загорается красная точечка.
«Крутой» дизель
Больше всего на вторичном рынке BMW 3-й серии в кузове Е46 с 4-цилиндровыми двигателями. Такие автомобили изначально стоили дешевле, чем модели со знаменитыми 6-цилиндровыми агрегатами. Четырехцилиндровых моторов было несколько. Самый слабый, объемом 1,6 л (102 л.с.), можно увидеть лишь под капотом 3-дверных хэтчбеков первых годов выпуска (316i Compact). После 2001 года появилась новая гамма 4-цилиндровых двигателей с системой Valvetronic. Начиная с этого момента на версию 316i Compact стали ставить уже 1,8-литровый мотор (115 л.с). Много на рынке и «бюджетных» седанов 316i. Они сначала оснащались простым 8-клапанным мотором объемом 1,9 л мощностью 105 л.с., а затем получили 1,8-литровые 16-клапанные агрегаты (115 л.с.). Далее идет 318i. Такие автомобили тоже могут иметь разные двигатели. Так, сделанные в конце 90-х годов модели оснащались 1,9-литровым мотором (8 клапанов, 118 л.с.), а хэтчбек 318i Compact имел при этом такой же по объему агрегат, но с 16-ю клапанами (140 л.с.). Ну а трехлетние 318i оснащены уже 2,0-литровым двигателем мощностью 143 л.с.
Однако ярые поклонники BMW свято верят в то, что истинное удовольствие водителю доставляет 6-цилиндровый мотор. И действительно, рядные «шестерки» всегда были козырной картой BMW, ведь они обладают не только достаточно большой мощностью, но и делают езду на автомобиле очень комфортной. Самая скромная BMW 3-й серии в кузове Е46 с 6-цилиндровым мотором — версия 320i, выпускавшаяся с 1999 по 2001 год. Такие автомобили оснащались 2,0-литровым мотором мощностью 150 л.с. (после 2001 года модели 320i могли похвастаться уже двигателем объемом 2,2 л, выдававшим 170 л.с.). Разные силовые агрегаты можно встретить и на машинах с надписью «325i» с 2,5-литровым мотором. Сначала он выдавал 170 л.с., а с 2001 года — уже 192 л.с. Очень популярна у любителей скорости модификация 328i с 2,8-литровым агрегатом (193 л.с.). Но еще более «крутой» стала BMW 330i, появившаяся три года назад. Такой автомобиль оснащен уже 3,0-литровым мотором мощностью 231 л.с.
И сразу же можно сказать о дизелях. Непонятно почему, но в России многие до сих пор уверены, что такие моторы подойдут лишь пенсионерам, которым спешить уже в общем-то некуда. Ничего подобного! Современные дизельные BMW ничуть не уступают многим автомобилям с бензиновыми двигателями. Всего под капотом «трешек» можно встретить четыре их варианта. Один — 2,0 л мощностью 115 л.с. (версия 318d). Даже такой автомобиль с механической коробкой передач имеет максимальную паспортную скорость более 200 км/ч! Что уж говорить о других дизелях, ведь 2-литровый дизель модели 320d имел мощность 136 л.с. или 150 л.с. Но все же самой потрясающей в этом ряду стала модель 330d. Она может похвастаться 3,0-литровым 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 204 л.с!
Стоит отметить, что сразу же после своего выхода на российский рынок компания BMW решила не поставлять к нам дизельные моторы. Главной причиной этого шага было очень низкое качество солярки. Однако проведенные недавно специалистами BMW исследования показали, что наше дизельное топливо не такое уж и паршивое и его вполне можно заливать в баки BMW. Так что если покупать топливо на хороших АЗС и менять топливный фильтр и масло каждые 10 тыс. км, никаких проблем с дизелем быть не должно.
«Переварит» даже 76-ой
Что касается бензиновых двигателей, то тут называются разные цифры периодичности технического обслуживания. Вообще в автомобиле установлена система предупреждения о необходимости заезда на сервис, учитывающая не только километраж, но и условия эксплуатации авто (поездки на короткие расстояния и длительная работа на холостом ходу сокращают периодичность ТО). Однако российские мастера по ремонту BMW часто рекомендуют заливать новое масло не тогда, когда подскажет компьютер (обычно это происходит при 20—25 тыс. км), а каждые 10—15 тыс. км. Дело в том, что двигатели BMW, пожалуй, как никакие другие требовательны к качеству масла. Причем желательно использовать лишь масло, рекомендованное фирмой BMW. Оно должно быть «пожиже», так как практика показывает, что длительное использование слишком густых масел губительно для баварских моторов. Также даже при совершенно исправном двигателе нужно постоянно проверять уровень масла — давно известно, что моторы BMW любят его «покушать». Причем речь идет о довольно приличных потреблениях. Считается, что один литр на 1000 км пути допустимо! Но тут уж ничего не поделаешь.
Часто при длительной эксплуатации автомобиля в России из-за нашего не самого лучшего бензина в двигателе могут образоваться отложения, приводящие к падению компрессии. На сервисах BMW об этом знают и предлагают залить в мотор специальную жидкость, восстанавливающую компрессию. Кстати, при езде на BMW 3-й серии совсем не обязательно использовать 98-й или даже 95-й бензин. Двигатели «трешек» вполне «переваривают» и 92-й. Мало того, опыт владельцев BMW показывает, что в крайних случаях в бак можно лить и 76-й бензин. Удивительно, но несмотря на наше топливо, свечи зажигания NGK с четырьмя электродами способны работать до 100 тыс. км! Каждая свеча стоит примерно по $15—18 (работа по их замене — еще $20—50). Одновременно со свечами рекомендуется прочистить и форсунки ($50).
При своевременном техобслуживании и более-менее аккуратной эксплуатации баварские моторы (как 4-, так и 6-цилиндровые) будут служить очень долгое время. Например, владельцы BMW могут даже не опасаться обрыва ремня ГРМ, так как вместо него использована цепь, способная без проблем служить более 250 тыс. км. Каких-то серьезных «болячек» двигатели не имеют. Из более частых ремонтов стоит отметить выход из строя помпы, которая имеет пластмассовую крыльчатку. Цена фирменного насоса — $80, но многие рекомендуют поставить неоригинальную деталь за $40. Бывают проблемы и с термостатом, где ломаются пластиковые направляющие. В этом случае надо покупать новый ($40—55).
В паре даже с самыми мощными двигателями может работать как механическая, так и автоматическая коробка передач. И те и другие трансмиссии надежны и не доставляют проблем, вот только на некоторых автомобилях при пробеге более 100 тыс. км иногда начинает подтекать сальник механической КП, но его ремонт обходится в $50—60 вместе с запчастями.
Ни у кого не вызывает сомнения, что «трешка» способна доставить большое удовольствие от быстрой езды, но… Дело в том, что подвеска BMW создавалась для эксплуатации на хороших дорогах. А вот на нашем асфальте с большим количеством стыков, швов, выбоин и неровных трамвайных рельсов машина уже воспринимается как жестковатая. Ну и, конечно, на надежности это все тоже сказывается. Причем довольно сильно. Если в Германии BMW 3-й серии в кузове Е46 проходят порядка 100 тыс. км без поломок в подвеске, то у нас ее приходится ремонтировать уже через 25—50 тыс. км.
Чаще всего выходят из строя стойки стабилизатора (порядка $50 за штуку вместе с работой), а также сайлент-блоки рычагов. Один раз сайлент-блоки можно перепрессовать, но затем придется покупать новый рычаг, что вместе с последующей регулировкой угла установки колес обойдется почти в $350 (сейчас BMW поставляет на запчасти рычаги немного измененной конструкции, которые стали более надежными). Неплохо бы проверить и амортизаторы (их хватает примерно на 100 тыс. км), ведь замена всех четырех на фирменной СТО будет стоить $700—800.
А вот задняя подвеска, на удивление, почти не требует к себе внимания. Чего нельзя сказать о рулевом управлении. И если необходимость замены рулевых наконечников (порядка $100) не надо рассматривать как какой-то криминал, то вот люфт в рулевой рейке должен насторожить. Дело в том, что регулировка рейки помогает не всегда (на фирменной СТО этого и вовсе не делают), а замена детали обойдется более чем в $1000. И нужно быть готовым, что иногда эту операцию приходится осуществлять каждые 2—3 года! Что касается тормозов, то колодки (они дисковые на всех колесах) надо менять через 30—50 тыс. км. Они идут вместе с датчиком АБС и обходятся в $80—100 за комплект.
ЭКСКУРС
Впервые BMW 3-й серии появились еще в 1975 году (кузов Е21). Однако в компании BMW иногда говорят, что историю третьей серии стоит вести с 1966 года, когда была представлена первая компактная модель BMW 1600-2. Под капотом этого двухдверного седана находился 1,6-литровый двигатель мощностью 85 л.с. Цена автомобиля в то время составляла в Германии 8650 марок.
«Трешка» в кузове Е21 выпускалась до 1982 года, после чего была показана новая модель с индексом Е30. Автомобиль стал несколько больше своих предшественников, а также получил новые мощные моторы.
В 1985 году BMW начала выпуск полноприводной модификации 325iX с 6-цилиндровым 2,7-литровым мотором мощностью 122 л.с. В том же году была показана и самая быстрая версия «трешки» — М3 с двигателем мощностью 200 л.с. (иногда 195 л.с.).
В 1986 году начали выпускать очень красивый кабриолет на базе BMW 3-й серии, а чуть позже появился и универсал Touring.
В 1991 году BMW прекратила выпуск большинства модификаций BMW 3-й серии в кузове Е30, так как ей на смену пришла новая модель — BMW 3-й серии в кузове Е36 («трешки» Е30 делали до 1993 года в виде кабриолетов и универсалов). Третья серия Е36 имела много модификаций кузовов, ведь помимо седанов и универсалов выпускался кабриолет, купе и 3-дверный хэтчбек (Compact).
Спустя семь лет после дебюта Е36 (в 1998 году) пришло время представить следующую модель. BMW 3-й серии нового поколения получила обозначение Е46. Первоначально автомобиль выпускался в виде купе и седана, однако к настоящему моменту кузовная гамма включает в себя также универсал, купе и хэтчбек. Естественно, есть и версия М3 (купе или кабриолет), которая была показана в 2000 году. Этот автомобиль имеет 3,2-литровый двигатель мощностью 343 л.с. А в 2003 году BMW представила модификацию M3 CSL с облегченным кузовом и мотором мощностью 360 л.с.
В 2001 году BMW 3-й серии подверглась рестайлингу. Модернизированные автомобили можно узнать в первую очередь по передним фарам, ставшим полностью прозрачными (раньше «поворотники» были желтыми). Кроме того, в 2001 году под капот «трешки» начали устанавливать много новых современных двигателей.