• | Хит последних лет -- жесткая складная крыша |
Открытым кузовам не меньше лет, чем автомобилю как таковому: когда кузов был отдельным от рамы, мастерить его открытым было и проще, и дешевле, чем закрытым. И актуальные тогда шарфы красиво развевались на ветру. Когда скорости выросли, машина из предмета развлечения и роскоши превратилась в транспортное средство, а вместо ветра в лицо от нее потребовали комфорта -- появились закрытые кузова и изменилась конструкция открытых.
В начале века тент представлял собой натянутую на довольно простые дуги ткань, при серьезной непогоде его дополняли боковинами из той же ткани с целлулоидными окошками. Уже к сороковым годам кабриолеты получили более сложный верх, который в раскрытом состоянии повторял форму закрытого кузова, а его лонжероны по бокам образовывали рамы для окон. Эта конструкция дошла до нашего времени почти без изменений.
Принципиальная особенность такого тента в том, что его каркас (вид сбоку) имеет схему параллелограмма. То есть его можно сложить или установить буквально одним движением. Причем неважно, дергают его человеческие руки за передний край или двигает какой-то спрятанный внутри машины механический привод -- например гидроцилиндр. У этой в принципе простой конструкции масса особенностей. Скажем, для того чтобы тент случайно не сорвало при движении, кроме замков на раме ветрового стекла предусматривается "кинематическое замыкание". В разложенном виде в переднем шарнире лонжероны располагаются под небольшим углом. Так что даже при отказе замков, чтобы приподнять передний край, надо приложить некоторое усилие. Изначально такое защелкивание и запирание замков оставалось единственной ручной операцией, на современных автомобилях автоматизирована и она.
Другой шаг прогресса -- появление подкладки. Траектория движения элементов каркаса и тента довольно сложная, поэтому внутренняя отделка казалась лишней помехой. Например, даже на "вершине автомобильной мысли СССР" -- кабриолетах ЗИЛ -- при поднятом верхе пассажирам предоставлялась возможность полюбоваться начинкой крыши. Естественно, детали каркаса старались делать понаряднее: хромировали, просто окрашивали, обтягивали тканью. Компьютерное моделирование решило эту задачу, правда, для соблюдения порядка укладки подкладку соединяют с каркасом и внешним слоем разнообразными шнурками.
Сложной проблемой стало заднее стекло -- разместить его на тенте, который при складывании сминается, без потери в габаритах было нереально. До Второй мировой его делали очень маленьким. Во времена не слишком интенсивного движения и этого было достаточно. Потом стали использовать мягкие прозрачные материалы, благо химическая промышленность уже могла предложить довольно качественный и долговечный продукт. Нынче сзади уже ставят настоящее стекло, а в приличных автомобилях его делают даже с подогревом. Радикальное решение недавно предложила BMW на открытом 645Ci: вертикальное стекло вписали между мягкими стойками, имитирующими покатую, в стиле купе, крышу. И теперь заднее стекло можно просто опустить за спинку задних сидений.
Защитить пассажиров при опрокидывании тент может лишь частично: основную роль тут играют рама ветрового стекла и фиксированные или выдвижные дуги безопасности. Конструкторам остались прочие аспекты эксплуатации кабриолета. Например, до недавнего времени практически на всех открытых кузовах привод тента включался только тогда, когда машина стоит. Сейчас на многих уже можно произвести трансформацию в движении, однако электроника следит за скоростью и останавливает процесс, если превышен заданный предел (обычно 20--30 км/ч). Расплодившиеся приводы всего и вся берут на себя и контроль за проведением сопутствующих действий. Например, они опускают стекла перед началом складывания или раскладывания тента и поднимают их после -- и это все при нажатии одной и той же кнопки.
Еще одна деталь, появившаяся сравнительно недавно, -- трансформируемый отсек для сложенного верха. Так как тент занимает довольно большой объем, возможность использовать в закрытом варианте хотя бы его часть -- большой плюс для кабриолетов с хронической "багажной недостаточностью". Этот вопрос решается с помощью мягкой шторы или сдвигающегося жесткого кожуха.
Однако при всех своих достоинствах мягкий верх теряет позиции. Хит последних лет -- жесткая складная крыша. Это тоже в своем роде технический шедевр. Уложить объемное сооружение в достаточно компактный отсек -- задача не из простых. Чаще всего она решается вполне "в лоб": у Peugeot 402 и Ford Galaxy верх просто ложился в багажник целиком. Возродившие идею такого верха Mercedes-Benz SLK или Peugeot 206 уже имеют крышу из двух сочлененных частей. А изготовители кабриолетов вроде французской Heuliez, финского Valmet или знаменитого немецкого Karmann работают над новыми вариантами. Самый экзотический пока предложили, как ни странно, на "АвтоВАЗе": крыша экспериментального родстера повторяет форму багажника и просто укладывается поверх него целиком.