В тесте участвуют автомобили: Opel Vectra
Приглашенным в Ирландию журналистам были показаны автомобили " Опель Вектра" с новыми моторами, которые легко узнать по надписи на клапанной крышке "ЕСОТЕС" (ЭКОТЕК), что расшифровывается словами "экология, экономия, технология". Специалисты фирмы буквально выжали соки из этих понятий. Полученная квинтэссенция обладает весьма высокими потребительскими качествами.
"Опель Вектра" - модель среднего класса, выпускаемая с 1988 года. Второе поколение дебютировало в сентябре 1995 года (седан и хэтчбек), универсал "Вектра-Караван" - в октябре 1996 года.
"Караван" комплектуют четырьмя вариантами бензиновых двигателей - от 1,6 до 2,5 л (74-125 кВт/100-170 л. с.) и турбодизелем - 2,2 л, 60 кВт/82 л. с. На "Вектре-Караван" впервые применен дизель, в котором сочетаются непосредственный впрыск топлива, турбонаддув и "четырехклапанный" механизм газораспределения.
В программе ЭКОТЕК несколько бензиновых двигателей и дизельный с непосредственным впрыском, турбокомпрессором и "четырьмя клапанами на цилиндр". Этот мотор и был изюминкой презентации. Действительно, он удивил меня больше других.
Дизельные моторы для легковых автомобилей с непосредственным впрыском топлива отличаются низким его расходом и более чистым выхлопом. Они широко применяются на автомобилях "Фольксваген", "Ауди", ФИАТ, "Мерседес" и "Ровер" с начала 90-х годов. "Опель" первым оснастил мотор с непосредственным впрыском не только турбонаддувом, но и "четырехклапанной" головкой цилиндров. Над совершенствованием дизеля работают все вышеперечисленные фирмы, и не только они. Некогда чадящий, шумный и низкооборотный дизельный мотор, малопривлекательный для конструкторов легковых автомобилей, ныне переживает второе рождение.
Теперь вы понимаете, почему я выбрал для теста "Опель" именно с дизельным двигателем, хотя в длинном ряду сверкающих красавцев были и более резвые скакуны. Это " Опель Вектра-Караван" - с кузовом "универсал". Тоже новинка: прежнюю "Вектру" (тип А, как говорят немцы) в грузопассажирском варианте не делали. "Опель" - один из пионеров в области выпуска универсалов: здесь с 1953 года выпущено более 5 миллионов таких автомобилей. Теперь универсалы есть во всех семействах "Опеля", кроме маленькой "Корсы". Их фирменное название - "Караван".
...Ранним дождливым утром покидаю территорию средневекового замка Ашфорд Кастл, в котором, окруженные чутким вниманием, разместились журналисты. "Движение в Ирландии левостороннее, значит, руль должен быть справа", - рассуждал я, подходя к автомобилю. Но руль оказался слева. Может, это и сыграло решающую роль, но, забегая вперед, скажу, что особых трудностей левосторонее движение не вызвало, хотя "на левой стороне" я был новичком. Скажу честно - поездка на семейном автомобиле, да еще с дизельным двигателем, казалось, не предвещала ничего интересного и особо не воодушевляла.
Взявшись за руль, я сразу почувствовал, как он удобен. Рулевое колесо - "именно той" толщины, а ведь сколько десятилетий конструкторы искали ее! Многие мои коллеги обратили бы внимание на слабую боковую поддержку у сидений водителя и пассажира. Я же считаю, что для семейного автомобиля сиденья спортивного типа не подходят - они затрудняют посадку в автомобиль и не всем одинаково удобны. С эргономикой рабочего места водителя все в порядке. Хорошо читаемые приборы, продуманная компоновка органов управления и всего "ансамбля" приборной панели. Надувная подушка в ступице руля ныне обычна для иномарок, а вот появление ее в торцах спинок передних сидений весьма оригинально: здесь "Опель" - тоже в числе пионеров.
Один юморист на вопрос, какой автомобиль самый лучший, ответил: новый! И был абсолютно прав. Как приятен автомобиль, одометр которого еще не отмерил первые десять тысяч пробега! Упругая подвеска и точное рулевое управление. Панели салона молчат, словно воды в рот набрали. Внутри все опрятно и сияет чистотой. А манящий, ни на что не похожий запах нового автомобиля! Как тут сохранить объективность оценок? Особенно трудно найти отличия автомобиля от "одноклассников", предлагаемых другими ведущими фирмами. Не исключаю, что если бы один и тот же эксперт с завязанными глазами проехал по очереди в новых автомобилях одного класса, но разных марок, он не распознал бы их. Ведь все производители подчиняются строгим стандартам по эргономике, отделке, шумоизоляции, управляемости и безопасности. В результате автомобили становятся похожи друг на друга, как две капли воды. Потребителю остается выбирать их по внешнему виду, руководствуясь принципом "нравится - не нравится". Здесь очень важно, модный ли автомобиль. " Опель Вектра-Караван" оставил впечатление абсолютно современного и по-своему стильного универсала. Но вернемся к его изюминке - ЭКО-дизелю.
Многие российские водители, слыша о дизельном легковом автомобиле, делают гримасу и начинают перечислять его недостатки: постоянный запах "соляры", шумная работа, вялая динамика разгона. Все это в прошлом. Достоинство новых дизельных "опелей" как раз в том, что они лишены вышеперечисленных недостатков. Мотор рабочим объемом 2 л развивает 61 кВт/82 л. с. при 4300 об/мин. По динамике разгона такой "Опель" можно смело сравнивать с "самарами". Затруднений при обгонах на коротких прямых участках извилистых дорог я не испытывал. Звук двигателя казался даже чуть тише, чем у иных бензиновых автомобилей этого класса. Никакого запаха топлива - правда, в салоне он появляется иногда на старых автомобилях. "Вектра" легка и послушна в управлении, хорошо держит дорогу. "Обещанная" максимальная скорость - 178 км/ч. Столько я не выжимал, но до 150 км/ч машина разгоняется достаточно быстро и уверенно. Двигатель при разгоне тянет очень ровно, без заметного "подхвата", характерного для турбомоторов.
Полагаясь на свой опыт и навыки спортивной езды, поездил и в "раллийном" режиме, почти критическом для серийного автомобиля. Очень понравилась работа подвески и, в частности, амортизаторов. Не совсем ровное покрытие и волнистый профиль дороги заставили их продемонстрировать все, на что они способны. Влетая на очередной холмик, автомобиль сохранял курсовую устойчивость, а когда полностью разгрузившиеся колеса вновь касались асфальта и подвеска срабатывала до упора, автомобиль не кидало в сторону и он оставался хорошо управляемым. Я повторил это несколько раз, не переставая удивляться результатам. Похоже, серийный семейный автомобиль комплектуют газовыми амортизаторами? Оказалось, так и есть. Пробую действие антиблокировочной системы (тоже серийное оборудование). Торможу что есть мочи в крутом повороте на скользком, изобилующем лужами асфальте. Автомобиль резко замедляет движение и, слушаясь руля, плавно вписывается в дугу поворота.
Теперь можно насладиться спокойной ездой и поглазеть по сторонам. При этом невольно замечаю, что на второй передаче "Опель" уверенно ползет в довольно крутую гору, а я не касаюсь при этом педали газа! Ничего удивительного, ведь максимальный крутящий момент 185 Н.м достигается всего при 1800 об/мин и держится на этом уровне до 2500 об/мин.
Много интересного в самой конструкции нового мотора. Его тихой работе способствует оригинальный топливный насос - радиально-поршневой с электромагнитными клапанами ("Бош-VР44"). Он развивает очень высокое давление (900-1000 бар) и работает почти беззвучно. Многоклапанный механизм газораспределения также почти бесшумен. Вместо двух распредвалов здесь - всего один, который благодаря хитроумной форме рычагов обслуживает по четыре клапана на цилиндр. Немалый плюс этого механизма по сравнению с общепринятой схемой (с двумя распредвалами) - потери на трение снижены на 30% и это способствует снижению расхода топлива. В конструкции применены две цепные передачи. Двухрядная цепь приводит в действие топливный насос, а другая, однорядная - распредвал.
Для того, чтобы лучше понять, насколько прогрессивен новый дизельный ЭКОТЕК, надо вспомнить и об экологии. О том, что разработаны и широко применяются катализаторы, очищающие выхлоп дизельных двигателей, многие читатели уже знают. У "Опеля", на котором я ездил, содержание вредных веществ в выхлопе на 20% меньше, чем допускают европейские нормы. Поражает экономичность двигателя: по принятой до сих пор методике замера средний расход (данные фирмы) - всего 4,9 л на 100 км. По новому стандарту EU 93/116 - несколько больше, но и 6,1 л/100 км - превосходный показатель.
На обратном пути в самолете я размышлял, приживется ли в России дизельный легковой автомобиль - ведь за рубежом их выпускают серийно уже 60 лет! А у нас и поныне морозным утром водители-дальнобойщики размахивают пылающими факелами, пытаясь оживить свои чудовища, в чреве которых застыла солярка. Жаль, что на главный вопрос, интересующий многих читателей, я так и не смогу ответить: как будет заводиться этот, самый прогрессивный и экономичный "опелевский" дизель в двадцатиградусный мороз? Проглотит ли он нашу, отечественную "соляру" или его придется кормить каким-то "фирменным" дизтопливом? Тогда экономии не жди.
В Германии, например, дизтопливо почти на треть дешевле бензина, но налог на дизельные машины выше. Получается, что автомобиль с таким двигателем выгоден, если на нем много ездить - более 25 тыс. км в год. Для российского потребителя дизельная техника пока малодоступна, да и смысл эксплуатировать ее сомнителен. И все же опытный образец "Жигулей" с дизельным двигателем появился на выставке МИМС-96. Глядишь, дождемся и серийной машины...
Техническая характеристика автомобиля " Опель Вектра-Караван 2,0DI"
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1395 кг; полная масса - 1855 кг; максимальная скорость - 178 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 15,5 с; средний расход топлива по нормам EU 93/116 - 6,1 л/100 км; запас топлива - 60 л. Размеры, мм: длина - 4477; ширина - 1707; высота - 1425; база - 2637; колея колес: передних/задних - 1484/1470; радиус поворота - 5,65 м. Двигатель: дизельный, четырехцилиндровый, рядный, 4 клапана на цилиндр, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом; расположен впереди поперечно; диаметр цилиндра и ход поршня - 84х90 мм; рабочий объем - 1994 смз; степень сжатия - 18,5; мощность - 60 кВт/82 л. с. при 4300 об/мин; максимальный крутящий момент - 185 Н.м при 1800 об/мин. Трансмиссия: привод - на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,58; II - 1,87; III - 1,23; IV - 0,92; V - 0,71; главная передача - 3,57. Подвеска: передняя - независимая, на треугольных рычагах со стойками Мак-Ферсона; задняя - независимая, пружинная многорычажная. Тормоза: передние - дисковые вентилируемые, задние - барабанные; привод - с усилителем и АБС. Размер шин - 185/70R14H.
Резюме. При всей строгости оценок, которые, стараясь быть максимально объективным, я мысленно выставил "Опелю-Вектра-Караван", это, на мой взгляд, удачный автомобиль. Многие технические решения в нем революционные. А ведь изобрести что-то новое очень трудно, как и сказать свое слово в дизайне. Те, кто работал над "Вектрой", достойно выполнили обе задачи.