Через пару секунд справа раздается удар, и наш герой с матом и изумлением видит притершуюся к его борту машину.
Дальше рассказывать? Если сами не догадались, то слушайте.
Когда наш знакомый остановил свой экипаж и вылез наружу, картину он увидел сколь удручающую, столь и странную. На правом борту его автомобиля чернела полоса, оставленная зеркалом "потерпевшего", плюс небольшая вмятинка в нижней части колесной арки. "Потерпевшая" же машина выглядела весьма печально: сколы, ссадины и царапины по всему борту, стертый до основания боковой повторитель указателя поворота и разорванная арка крыла... Вопит, размахивая телефоном, ее пассажир, требует у знакомого его машину -- на время ремонта "потерпевшей". Водитель же тем временем с нарочито расстроенной миной изображает безутешное горе, разглядывая повреждения.
Душу нашего знакомого переполняет досада: по всем признакам, сам виноват, придется платить. Вот только не дают покоя смутные сомнения: борт пострадавшей машины какой-то подозрительный, словно покрашенный кисточкой, и вообще непонятно, каким образом, практически не повредив свою, он смог нанести такие разрушения? Но время поджимало, вина -- вроде бы по всем признакам. Хотелось поскорее закрыть проблему, тем более что "потерпевшие" на удивление быстро согласились поехать на оценку к "независимому жестянщику". В итоге знакомый расстался с $500 и перестал верить в людей -- через какое-то время он наконец понял, что его попросту подставили и, как мальчишку, развели...
Помните анекдот про "игру в салочки на деньги", где некие фольклорные персонажи на дорогих машинах бьют друг друга на глазах у изумленной публики, а ударивший радостно кричит в мобилу: "Пацаны, я его осалил, теперь Колян водит!" Похоже, так и родилась простая в своих подлости и цинизме идея -- подзаработать, сыграв "в салочки" уже не друг с другом, а с нами, "лохами". Надо лишь спровоцировать ситуацию, в которой внешне все выглядело бы таким образом, что жертва сама будет чувствовать свою вину и еще порадуется, что легко отделалась.
СУДЬЯ НЕ ВИДЕЛ. Любые соревнования контролируются арбитрами, но какое судейство может быть у "салочек"?
В Москве с "подставами" якобы борется РУБОП. "Якобы" -- потому что доказать подобные противоправные деяния достаточно сложно. У РУБОПа даже есть "черный список" подставщиков, где указаны персоналии и их автотранспорт -- однако получен он не по "заявам" граждан, а по "агентурным сведениям". Подставы, а иначе вымогательство, начинают вешать на преступника лишь тогда, когда он залетает на чем-то еще -- редкая преступная группа занимается исключительно подставами. Увы, вышеупомянутый список журналистам не показывают, так как он является "оперативной информацией". Статистики подобного рода дел, к сожалению, нет, ибо они не вычленимы из строгой цифири отчетности, идущей под статьей "вымогательство". Кроме того, они очень часто перемещаются в ходе расследования в категорию "самоуправства", что автоматически выносит их из статистики РУБОПа в еще более неопределенные графы общемилицейских статистических гроссбухов.
По сведениям РУБОПа, работают подстав-команды обычно в заранее обдуманных местах, однако жертвы выбираются, как правило, спонтанно: смотрят на машину, кто за рулем, сколько человек в салоне. Достаточно редко организуется полноценная слежка с целью выяснить, "где его улица, где его дом". Выбирается машина не шибко дорогая, чтобы не попасть на еще более крутых, и не шибко дешевая -- разводить бедняка не имеет смысла. Сами подставлялы ездят, по словам РУБОПа, на подержанных иномарках стоимостью $10--15 тыс., дабы было чем произвести впечатление на осаленного. Машины перед заменой, скажем, крыла, бьют раз двадцать. К какой-либо из известных ОПГ московские подставлялы не принадлежат: работают либо сами по себе, либо "ходят" под разными. Все они преимущественно гастролеры, как сейчас принято говорить, "граждане без регистрации", поэтому любые контакты с милицией для них крайне нежелательны. Вот, собственно, и все, что нам смогли рассказать.
А покуда милиция бережет не нас, а собственное лицо, нам приходится самим заботиться о своей безопасности. Ее основа -- это, как известно, знание. Именно поэтому мы и попытались обобщить рассказы свидетелей и "осаленных", утечки информации из прокуратур, адвокатскую практику и даже диалоги на специально организованной нами WWW-конференции. И получилось у нас вот что.
НА СТАРТ ПРИГЛАШАЮТСЯ. Как уже отмечалось, далеко не каждый автовладелец удостоится чести стать "спонсором", как именуют свою жертву подставлялы.
Новые дорогие и престижные иностранные автомобили, как правило, вне зоны риска. Вряд ли стоит беспокоиться и владельцу ВАЗ-2104, осевшему под грузом рассады и семейства, а также прочим хозяевам отечественного потрепанного транспорта. По преступной логике, у таких людей скорее всего не окажется и десятой доли запрашиваемой суммы, тем более с собой, а деньги надо получить как можно скорее. У новеньких отечественных автомобилей с наглухо затонированными стеклами и спортивными дисками также мало шансов быть "приглашенными к танцу" -- есть риск нарваться на стриженых "братьев по разуму".
Другое дело, когда машина просто новая, без наворотов, да еще и водитель в ней один -- меньше свидетелей и прессовать легче. Кроме того, практика показывает, что в "салочки" охотно играют с владельцами подержанных и соответственно недорогих иномарок. Иными словами, на роль "спонсора" лучше всего подходит пресловутый "средний класс" -- персонаж, глядя на машину которого можно предположить, что деньги у него есть, однако не так много, чтобы обладать определенными связями. Безусловно, многое зависит и от манеры вождения. Вглядитесь в транспортный поток, и вы обязательно увидите в нем потенциальных "спонсоров" -- всадников без головы, беспечно прыгающих из ряда в ряд.
Теперь посмотрим, как могут выглядеть машины с "игроками".
Автомобили последних должны быть достаточно динамичными, дабы в нужный момент совершить рывок и достать жертву. Производить впечатление "крутых и дорогих". Есть еще целый ряд косвенных признаков. Например, основательно загрязненные номера на относительно чистой машине. Или их отсутствие. Всевозможные нероссийские номерные знаки, а также бумажные листки "транзита" тоже должны насторожить. Наличие на машине явных следов ремонта, повреждения кузовных элементов и т.п. -- практически никогда не подставляются целые и неповрежденные машины. Кроме того, любое странное поведение автомобиля рядом -- например, едет справа и сзади, не приближаясь и не отставая -- также должно послужить поводом к концентрации внимания.
Опрос и обобщения позволили нам составить некий рейтинг. В качестве подставных часто применяются автомобили марки Mercedes в кузовах W201, W124, W210 или даже W140, на которых для пущей "крутости" могут быть наклеены шильдики, обозначающие самые мощные и дорогие версии. BMW 5-й и 7-й серий, Audi 80, 100 или А6 первых лет выпуска, Volvo 8-й или 9-й серий, попадались нам Saab 9000 и Mitsubishi Galant. Некоторые пострадавшие от подставных аварий упоминали и такой редкий у нас транспорт, как Lincoln Towncar, Chrysler Cirrus или Honda CRX. То есть автомобили с имиджем дорогих, реальная цена которых однако может колебаться в пределах $10 тыс. Ведь далеко не всем известно, что десятилетние 735-й BMW или Mercedes в 124-м кузове при вполне пристойном внешнем виде могут стоить дешевле новой "десятки".
НАЗЛО РЕКОРДАМ. Приемов, на которые вас могут поймать, много. Пресловутая машина с девушкой, которая строит вам глазки, а вы, заглядевшись, въезжаете в едущий впереди автомобиль -- сказки для дураков. Все происходит гораздо проще.
Итак, вариант первый. В городской толчее вы интенсивно перестраиваетесь, подчас не включая поворотник и не обращая внимания на сплошные разделительные линии. Или пытаетесь выехать из левого или среднего ряда на круговом движении. В один "прекрасный" момент вас подсекают справа. Как правило, не до, а сразу же после удара следует возмущенное бибиканье. Это тоже часть спектакля, рассчитанная в том числе и на возможных свидетелей -- "я, мол, сигналил, а он...". В результате после вроде бы легкого касательного соприкосновения у "пострадавшего" обнаруживается целый букет "бед" -- от небольших вроде бы вмятин и царапин до вывалившихся фар и оторванных бамперов. Такую схему активно реализует один "экипаж" в количестве двух человек, но где-то поблизости скорее всего ждет "группа поддержки", готовая появиться через считанные минуты. Возможная версия -- перехват своим правым бортом того, кто бодро мчится по правому ряду и, объезжая припаркованные машины, не уступает дорогу соседям слева от себя.
Вариант второй. Против вас работает пара автомобилей. Вы движетесь по крайнему левому ряду, вдруг вас догоняет некто, ну, страшно спешащий, плотно садится на хвост и начинает настойчиво семафорить дальним светом. Логика большинства нормальных водителей -- уступить. Вы, не подозревая подвоха, перестраиваетесь правее и через несколько секунд вас "осаливает" как из-под земли возникшая машина, до того спокойно двигавшаяся чуть поодаль и на которую вы либо не обратили внимания, либо не заметили -- мертвая зона, темно, выключенное освещение, дождь, грязь и так далее. Торопыга делает вид, что уезжает, а вы остаетесь один на один с "невинно пострадавшим", у которого, как и в первом случае, обнаруживаются множественные травмы левого борта.
Вариант третий -- версия предыдущего. На относительно свободной дороге вы, двигаясь по крайнему левому ряду с хорошей скоростью, догоняете вяло ползущего впереди якобы "чайника". Он ведет себя в лучших традициях советской автоментальности и упорно отказывается уступить дорогу. Закипая от праведного гнева, вы делаете рывок вправо, чтобы обойти хама, а там вас уже поджидает перехватчик. Дальше -- по известной схеме.
Вариант четвертый. При выезде направо "под стрелку" на оживленную трассу: он трогается, вы смотрите налево и тоже двигаетесь. Вдруг -- удар. Тот, впереди, который вроде бы поехал, оказывается, стоит...
Вариант пятый -- пожалуй, наименее "изящный" из всех вышеперечисленных. Вас обгоняют, подрезают и резко тормозят, подставляя уже изрядно потрепанную нетрадиционным образом жизни корму. Не успели оттормозиться -- на вас будут стараться повесить все, что было и чего не было. Ведь по законам асфальтовых джунглей того, кто вошел в контакт на одной полосе сзади, принято считать виноватым всегда.
Редок, но особенно гадок такой способ: в пробке на уклоне впереди стоящий автомобиль задом скатывается на вас. Вы, конечно, сигналите, но без толку. За ударом следуют отрепетированные претензии. Разумеется, наш список подстав-приемов далеко не полон. Однако продолжать мы его не будем, ибо кульминация "подставы" наступает после.
НАБОР ОЧКОВ. Итак, вас осалили, и, судя по всему, теперь придется не водить, а платить. Для того чтобы вы это лучше поняли, вам наверняка покажут целое представление.
Начнется все относительно вежливо: "ну, ты же сам виноват, надо бы заплатить", "как быть, машина не наша, надо срочно ремонтировать, что хозяин скажет?.." Откуда-то возникает "случайно завалявшаяся" газета с телефонами фирм, торгующих запчастями на данную марку, и вам предлагают самому позвонить и убедиться в реальности названной суммы. Либо последует "звонок другу" -- мастеру, который по устному описанию повреждений, называет цену ремонта. Некоторые из "разводил" практикуют старинный и хорошо известный метод злого-доброго следователей. "Злой" требует максимальную сумму, а "добрый" соглашается на существенно меньшую, мотивируя тем, что, так уж и быть, ремонтироваться они будут у знакомых. Если вы упираетесь, то мягкий прессинг часто переходит в самые жесткие, к счастью, в большинстве случаев словесные, его формы. Поздно вечером или ночью, в безлюдном месте этап разминочных церемоний, как правило, пропускают, сразу начиная с откровенных и конкретных угроз.
Итак, вкратце последовательность действий, которая может служить косвенным подтверждением того, что вы имеете дело именно с подставой, такова. Предъявление претензий с завуалированными угрозами для создания психологического дискомфорта у жертвы. Почти обязательно -- предложение поехать в их сервис или отъехать в сторону под предлогом, что надо спокойно осмотреть повреждения. Требование, при согласии жертвы на выплату, оставить документы, мобильный телефон или автомобиль в качестве залога. Склонность к компромиссу -- часто в ходе "переговоров" объявленная цена в $1 тыс. падала до $50 -- "хотя бы на краску". Разумеется, похожим образом может вести себя и нормальный водитель, который вовсе не собирался вам подставляться и сам стал жертвой вашей невнимательности. Но кто поручится за его искренность?
УРОКИ СПОРТИВНОГО МУЖЕСТВА. Итак, самое время перевести дух и подумать, что же можно противопоставить вышеописанному беспределу. В помощники мы призвали ПДД, УК Российской Федерации, а также знания и богатый адвокатский опыт одного из нас.
Попав в неприятную ситуацию, главное, о чем надо помнить, это то, что любой официальный путь подставщику невыгоден apriori. Во-первых, потому, что он наверняка не получит требуемую сумму -- официальная экспертиза установит, что ущерб его латаному-перелатаному крылу в три раза меньше. Во-вторых, время -- тоже деньги: потраченные на разбирательство с ГИБДД, оценщиками, судами часы и дни он может использовать с куда большей пользой. И, наконец, ему просто нет резона "светиться" в органах правопорядка. Вывод -- надо вызывать ГИБДД, причем звонить туда самостоятельно, чтобы избежать приезда "их" гаишников -- такие случаи бывали. Сразу останавливаемся, ставим знак, включаем аварийку и не реагируем ни на какие "давай съедем на обочину -- все обсудим". Закрываемся в автомобиле, если его состояние это позволяет и звоним 02 или 911 (имейте в виду, ваш разговор с оператором будет записан на пленку). Еще нелишне запомнить, что никто, кроме сотрудников правоохранительных органов, не может требовать от вас показать ваши документы (паспорт, техпаспорт, права). Поэтому все аргументы вроде "вдруг это не ты, и машина не твоя" можно просто игнорировать. Если вы позволите подставщику взглянуть на документы, он получит информацию не только о вашем месте жительства, но и о семейном положении и других деталях, знать которые ему абсолютно не стоит. На все вопросы оппонентов по ДТП следует отвечать коротко и четко: "Документы предъявлю только милиции, разбираться будет ГИБДД. Кто прав, кто виноват -- решат в суде. О любых неправомерных действиях с вашей стороны я сообщу милиции". Любые угрозы в ваш адрес чреваты адекватными мерами уголовного преследования. Любая ваша слабина или уступка повлечет за собой снежный ком претензий и выкачивания из вас максимальной суммы за мифический ущерб. Свидетели -- лучшие союзники. Зафиксируйте их имена и телефоны. В ожидании приезда милиции лучше сделать несколько телефонных звонков друзьям, родственникам. Расскажите им о ДТП, его месте, участниках, времени, деталях, опишите приметы "пострадавших" и данные их автомобиля. Просить кого-то лжесвидетельствовать не нужно -- за это ваш друг или родственник "пойдет" по статье 307 УК РФ и может даже поплатиться свободой. Вы же рискуете подпасть под статью 309 ч.1 УК РФ (подкуп или принуждение свидетеля к даче показаний), что грозит штрафом до 8400 руб. и даже арестом на 3 месяца. Однако помните, что на стадии дознания не существует "показаний", а есть только "объяснения", а они, даже ложные (все мы люди и можем ошибаться), не образуют состава преступления. Но в любом случае лучше использовать пусть даже и косвенные доказательства, чем их фальсифицировать. Таким косвенным доказательством и будет ваш телефонный рассказ приятелю о ДТП. Звонок подтвердит оператор мобильной связи, и это косвенное доказательство будет приобщено к делу.
ФИНАЛЬНЫЙ СВИСТОК. Приезд гаишников на место ДТП -- дело зачастую долгое. Чтобы их поторопить, можно пожаловаться на то, что вам угрожают расправой (в случае, если это действительно было) -- что, кстати, позволит в дальнейшем ссылаться на данное заявление сотрудникам милиции. Только не забудьте спросить фамилию и должность того, кто принял от вас сигнал о ДТП и информацию об угрозах. Те же сведения необходимо получить и о сотруднике милиции, прибывшем на место происшествия, прежде, чем отдавать ему права и техпаспорт.
По факту ДТП проводятся автотехническая и трассологическая экспертизы для определения положения автомобиля перед столкновением, соответствия имеющихся повреждений механизму их нанесения, более точного определения происхождения или давности повреждений, допущенных ПДД при производстве маневров непосредственно перед столкновением. При экспертном исследовании учитываются и акты осмотра ТС, и протокол с приложенной схемой ДТП, и показания свидетелей. Аварийные автомобили хорошо бы сфотографировать, если есть такая возможность, и фото предъявить эксперту. Причем экспертизу лучше заказать самостоятельно в любом Бюро экспертных услуг. Стоит она сравнительно недорого -- от 2 до 6 процентов от суммы начисленного ущерба. Чем больше ущерб, тем меньше процент, который возьмут за экспертизу.
Разбирательство в ГИБДД, по правилам, должно занимать не более 10, в исключительных случаях -- до 30 дней. В любом случае общение с милицией приятнее, чем сольное выступление в роли козла отпущения на бандитской разборке. Даже при полном подтверждении вашей вины по калькуляции независимой экспертизы вы заплатите гораздо меньшие деньги, чем те, что с вас будет требовать подстав-команда.
Кто-то, возможно, пожмет плечами и решит, что сотня-другая долларов не стоят всей этой нервотрепки, протоколов и экспертиз. Но завтра на вашем месте окажутся ваша жена или дочь. Плюс есть такое забытое понятие, как "гражданская позиция" и, если хотите, азарт выступить "санитаром леса". Ведь можно не только избежать участи жертвы подставы, но и наказать ее истинных виновников.
РАЗБОР ИГРЫ. Юридический смысл подставы заключается в требовании передачи вашего имущества или прав на него. Действия эти могут квалифицироваться либо как "самоуправство", либо как "вымогательство". На словах разница между ними такова. Если говорится "я и тебя порежу, и жену твою, и детей" -- то это вымогательство. А если "я знаю, где ты живешь, в какой детсад ходит твой сын, и какой дорогой едет с работы твоя жена" -- то это самоуправство. И ни один суд в мире не докажет, что вам угрожали. Тем более, если эти сведения вы сами и предоставили, показав паспорт, где стоят штампы о прописке, браке и значится количество отпрысков.
За самоуправство предусматривается наказание по ст. 330 УК РФ от штрафа в 8400 рублей до ареста на полгода. Ответственность за вымогательство наступает по статье 163 УК РФ и наказывается по первой части до 4 лет лишения свободы, по второй (например, при совершении указанных действий группой лиц или с применением насилия) от 3 до 7 лет с конфискацией, а по третьей части (организованной группой или в целях получения имущества в крупном размере -- 500 МРОТ (42 тыс. руб.) -- от 7 до 15 лет с конфискацией.
При подаче заявления о совершенных против вас неправомерных действиях учитывайте, что существует ответственность за "заведомо ложный донос". Однако данный состав преступления редко расследуется, а уголовные дела практически не возбуждаются, поэтому реально опасаться привлечения по 306 статье УК РФ (от штрафа в 8400 до 2 лет лишения свободы) вообще не стоит. Тем более что не вы затеяли эту рискованную игру -- "в салочки на деньги".
Разумеется, такое явление, как подстава, известно давно и не только у нас.
Лет тридцать назад народный суд Тимирязевского района Москвы присудил одному крупному автокомбинату, чей грузовик протаранил легковушку, выплатить владельцу последней весьма серьезную сумму. Судьям было невдомек, что владелец легковушки неделю караулил на Дмитровском шоссе грузовик богатого автопредприятия и так подставил свою "Победу", что у нее оторвало задний мост.
В западных правовых государствах подставляются, чтобы выбить деньги из страховой компаний на дармовой ремонт своей машины. Подставившись, они будут сами не виноваты, а потому их личная страховая история не пострадает, и снова платить за полис гражданской ответственности они не будут. Полтора года назад германская полиция разоблачила двух юных балбесов, которые вкручивали в "стопники" своей машины перегоревшие лампочки, а потом резко тормозили.
Однако только у нас и только теперь, в силу неясного законодательства и размытых нравственных принципов, имитация аварии -- это способ получить деньги с физического лица. После того как два года назад закон об обязательном страховании гражданской ответственности был принят в Белоруссии, Россия осталась единственной европейской страной, в которой этот закон отсутствует.
Страхование гражданской ответственности -- один из самых надежных способов обезопасить себя от подстав. Часто подставщики просто не возьмутся за автомобиль, на котором будет наклейка от страховой компании, свидетельствующая о том, что у водителя есть полис. Нет резона -- и денег на месте никто не даст, и больше реального ущерба от страховщиков не получишь.
Если ваш автомобиль застрахован по гражданской ответственности, смело об этом говорите -- практика показывает, что в четырех из пяти случаев "игроки" сразу засобираются на срочную встречу, пожелав быть удачливее в следующий раз. В пятом случае -- это не подставщики, а просто грубые и невежественные люди, которым надо сразу сказать, что их желание получить деньги немедленно -- это их проблемы. Они их получат позже -- в соответствии с заведенным порядком.
Стоимость за страхование гражданской ответственности зависит от нескольких факторов. Это сумма "заказа", т.е. та сумма на которую вы страхуете возможный ущерб третьим лицам, мощность двигателя страхуемого автомобиля, ваш водительский стаж, а также "страховая история". Грубо говоря, за автомобиль с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. с "заказом" на $5000 вы заплатите $60, а на $10 000 -- $120 в год. Страхуют компании по-разному. Одни так, что, оформив полис на $10 тыс. и "влетев" на $1500, вы вынуждены будете заключать новый договор. Страховка как бы прогорела. Другие так, что ваши $10 тыс. станут своеобразным счетом, с которого будут вычитаться суммы, по мере того как вы будете бить чужие автомобили. Кроме того, иногда устанавливается минимальный уровень, скажем, $150, в пределах которого вы сами расплачиваетесь с пострадавшими.
Страховка будет выплачена непосредственно потерпевшему (в нашем случае -- подставщику) или его страховой компании не ранее чем через 20 дней после подачи им в вашу страховую компанию последнего из документов, в число которых входят и заключение ГИБДД о ДТП, и калькуляция ущерба.
ТЕКСТ ПАВЕЛ АСТАХОВ, ДЕНИС ЛИТОШИК, АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВ
«Автопилот» / янв.-фев. 2001
ИД «КоммерсантЪ»