Сначала в победу мало кто верил. Старики, исподлобья наблюдавшие за подготовкой к соревнованиям, ворчали: скорее «Гетеборг» выиграет у «Мальме» с таким счетом, нежели «девять-три» достигнет чего-то замечательного в ралли». А после, когда кто-то, припав ухом к транзистору, вдруг заорал: «Мы первые!», плакал чуть ли не весь Трольхеттен: «Эрик, наш великий Эрик!» И светлые скандинавские слезы мешались с темным «Скеллем».
ТРОЛЛЬ ИЗ ТРОЛЬХЕТТЕНА. Можно сказать, что фирме SAAB повезло — не всем удается ухватить государственные инвестиции.
Когда над Европой сгустились тучи Второй мировой, маленькая авиастроительная компания сумела поставить для ВВС нейтральной страны один из самых быстроходных бомбардировщиков в мире. Однако мирное время внесло свои коррективы, и фирме предложили заняться выпуском стройматериалов и мебели. Но тот, кто строил самолеты, разве будет заниматься табуретками?
Бывший конструктор авиационных крыльев Гуннар Люнгстрем собрал группу единомышленников и решил спроектировать недорогой и экономичный легковой автомобиль. Конечно же, хитрецы начали свою работу с изучения машин, эксплуатировавшихся в Швеции перед войной. Оказалось, что бестселлерами были немецкие DKW. Их и взяли в качестве прототипа, скрестив тевтонские наработки с собственным авиастроительным опытом.
С 1947 по 1949 год было построено два десятка экспериментальных машин. Все они почему-то были окрашены в зеленый цвет, имели рядный двухцилиндровый двигатель со съемными вкладышами коренных подшипников мощностью 25 л.с. и способностью разгоняться до 100 км/ч. SAAB 92 отлично держал дорогу, и многие шведские гонщики-патриоты решили увить его имя лавровыми ветками спортивной славы. Так, молодой инженер-испытатель «СААБа» Ральф Мильд подал заявку на участие в зимнем ралли по Швеции и неожиданно для всех выиграл.
Производство SAAB 92 оказалось более прибыльным бизнесом, чем выпуск самолетов. Довольны были все, кроме Люнгстрема и Мильда, которые продолжали совершенствовать модель на свой лад, в частности увеличили задние окна и багажник. Модификация получила индекс 92B и снова отличилась в ралли, на этот раз в Норвегии. Грета Моландер как валькирия пронеслась по трассе и заняла призовое место в «женском классе» гонок 1952 года. Выпуск машин стабильно увеличивался, 6 марта 1954 года со сборочного конвейера скатился десятитысячный SAAB, готовый автомобиль появлялся каждые 27 минут. В Швеции новая малолитражка была принята с распростертыми объятиями — Volvo строила в те годы преимущественно дорогие модели, расходовавшие много бензина. Но руководство фирмы по-прежнему мечтало об американском рынке.
ТРИДЦАТЬ ТРИ ЛОШАДИ. После того как производство расширилось и в 80 километрах южнее Трольхеттена был построен новый завод, куда переехал выпуск двигателей и коробок передач, «назло рекордам» был выпущен новый автомобиль. SAAB 93 cохранил от предшественника только общие очертания кузова. Под капотом теперь были 33 лошадиные силы. Полностью независимая подвеска с А-образными рычагами спереди и глухой балкой заднего моста на витых пружинах заменила торсионы. Расширились колея и общая ширина автомобиля, понизился центр тяжести. Теперь, если владелец, а тем более гонщик, вдавливал педаль акселератора в переднее ограждение кузова до предела, то мог увидеть на спидометре стрелку, застывшую на отметке 120 км/ч. А как вы хотели? Ведь автомобиль чертили-собирали не кто-нибудь, а авиастроители: коэффициент аэродинамического сопротивления был равен всего 0,35.
В 1957 году модель получила цельногнутое ветровое стекло вместо прежнего, состоявшего из двух половинок, и буквенный индекс «B». А на следующий год фирма решается выйти и на рынок спортивных автомобилей, разработав на основе 93-й модели SAAB 750 GT — эффектный кабриолет с раздельными передними сиденьями, повышенным уровнем комфорта и окраски кузова, а также деревянным спортивным рулевым колесом. В качестве опции для GT предлагался Halda-Speedpilot — устройство, позволяющее поддерживать заданную скорость без нажатия на педаль газа.
МАЛЫШ И КАРЛСОН. Рыночная стратегия SAAB оставалась прежней: от спортивных побед — к завоеванию кошельков простых потребителей. Героем тогда стал Эрик Карлсон — настоящий боец, отличавшийся особым умением управлять переднеприводными машинами на обледенелых и заснеженных дорогах. SAAB был ему отличным напарником. 93B слыл в то время одним из немногих автомобилей, приспособленных для езды зимой. С полностью задраенными окнами автомобильчик, как субмарина, наглухо изолировал вас от морозов и метелей. Теплый воздух отопительной установки подавался не только на ветровое, но и на боковые стекла. Двухтактный двигатель легко запускался холодным зимним утром, только страшно мерзли пальцы, когда после заливки бензина приходилось цедить по желобку из канистры двухтактное масло.
Ралли «Монте-Карло» не только открывало очередной этап Чемпионата Европы, но и считалось одним из главных в нем. В 1960 году в соревнованиях приняли участие 313 экипажей, стартовавших из разных точек — 88 из Осло, 79 из Парижа, 65 из Глазго, остальные из Франкфурта. Ранним субботним утром машины встретились во французских Альпах и устремились к финишу после уже пройденных трудных 2,5 тысячи миль. Первым финишную прямую пересекает SAAB 93B Эрика Карлсона, которому удалось на целых четыре минуты опередить своего главного соперника — немца Юхрингера на Mercedes! Третьим пришел 26-летний Гунар Хюгбом, и тоже на SAAB! Из 313 стартовавших машин финишировали только 248, и впереди всех был маленький SAAB, сумевший «сделать», помимо Mercedes, еще и Volvo, Citroen, Sunbeam и Lancia.
Были победы в Скандинавии и Греции, США и Канаде, но ленивый мир не перевернулся: от Гетеборга до Хальмстада по-прежнему четыре часа морем, балтийская селедка, как и раньше, чистится с хвоста, а про Эрика Карлсона все благополучно забыли — в истории остался исключительно его заднемоторный тезка.
НАЗЛО РЕКОРДАМ. На мостике шведского сухогруза, пришвартовавшегося к пирсу на Ист-Ривер, группа репортеров, ожидающих презентации новой машины, выпущенной мало кому известной в Штатах фирмой Svenska Aeroplan Aktiebolaged. Под приветствие капитана судна, старательно выговаривавшего английские слова, на мокрую палубу выкатывается яйцеобразный автомобильчик серого цвета, как бы под стать сумрачному февральскому небу.
В конце 50-х многие семьи простых американцев среди газет и рекламного мусора, посвященного консервированной сое и семенам подсолнуха, обнаружили на ступенях своих домов незамысловатую листовку. На картинке — дамочка, скрестив ножки и покусывая дужку солнцезащитных очков, облокотилась на дверцу небольшого автомобиля. Позади дамочки — пашня. Под фотографией короткий текст.
«SAAB 93B как-будто создан для езды по плохим дорогам, а сконструирован так гениально, что обслуживать его сможет любой водитель. Это автомобиль, который за короткое время сумел выиграть большое число гонок по всему миру: величайшее достижение — победа в Большом Американском Ралли 1956 года… Он подарит вам наслаждение, отдых, ибо спинка сиденья фиксируется в семи разных положениях. О вашей безопасности позаботятся мощные тормоза, зеркала заднего вида, щетки лобового стекла, а также асимметричные фары, которые позволят вам хорошо видеть дорогу во время ночного вождения… SAAB 93B — это передний привод, сиденья, превращающиеся в кровать, небольшой расход топлива, феноменальное удержание дороги и защита от воров».
Источник - журнал «АВТОПИЛОТ». Индекс издания - 73109.