В тесте участвуют автомобили: Renault Laguna
"Лагуна" появилась в модельном ряду "Рено" в 1993 году, а осенью 2000-го было показано ее второе поколение. Кузова - пятидверный хэтчбек и универсал, привод только передний. Оснащается бензиновыми двигателями 1,6; 1,8; 2,0; 3,0 л или турбодизелями - 1,9 (три варианта мощности); 2,2 л. С бензиновыми моторами и более слабыми дизелями агрегатируются пятиступенчатая механическая (кроме 3,0 л) или четырехступенчатая автоматическая коробки передач, с мощными дизелями, соответственно, шести- или пятиступенчатые коробки. Предусмотрены пять уровней комплектации: Authentique, Expression, Dynamique, Privilege, Initiale.
Знакомство началось с конфуза: самоуверенно усевшись за руль, рукой пытаюсь выкинуть лезвие ключа из брелока - эка невидаль, плавали, знаем! - а глазами шарю в поисках замка зажигания. Что за чертовщина!? Ни ключа, ни замка... И только обнаружив где-то у пепельницы прорезь размером с "брелок", соображаю - да здесь же магнитный ключ! Вот это да, последний раз я видел такой на роскошном лимузине, ценой под 100 тыс. долларов. Вставил ключ - зазвучала музыка, ожил центральный дисплей; чуть дослал карточку - на щитке приборов появились пиктограммы и надпись "Start". Нажал кнопку с такой же надписью - тишина... Ага, понятно: сработала блокировка пуска при включенной передаче и невыжатом сцеплении - умна "Лагуна"... Вырулив из нового пресс-гаража "Рено", не спеша направляюсь по набережной Сены к центру Парижа.
Французские машины, как правило, наиболее популярны у себя на родине - большинство из полутора миллионов "лагун", выпущенных с 1993 года, проданы во Франции. Конкуренция в верхнем среднем классе (сегмент D) остра: если в 1995 году "Лагуна" была третьей в Европе по числу продаж (10,2%), то за последующие четыре года она откатилась на шестое место (7,2%). Не случайно такое большое значение придают в компании второму поколению машины: оно построено на новой философии. Решено сломать сложившееся мнение об универсале, как "хозяйственном" автомобиле - вот и традиционное название "Брик", однокоренное с бричкой, заменено благозвучным "Спорт Турер".
На таком я сейчас и еду - элегантная серебристая машина распласталась по дороге, нет и намека на "универсаловскую" тяжеловесность. Большие 17-дюймовые колеса на легкосплавных дисках, кажется, распирают колесные арки. Да и двухлитровый двигатель "о ста сорока лошадях" провоцирует - не звуком, нет, он как раз неожиданно тих - но прекрасно тянет во всем диапазоне оборотов, легко уносит машину от светофора впереди основного потока и с азартом "крутится" до шести тысяч оборотов. Впрочем, последнее выяснилось уже вечером на автостраде. К слову: этот агрегат оборудован непосредственным впрыском топлива в цилиндры, удовлетворяет нормам Евро IV и не уступает по экономичности менее мощным моторам. А вот с тормозами надо обращаться деликатно: от прикосновения к педали тело буквально бросает на ремни безопасности - столь интенсивно замедление. Спортивные амбиции "Турера", да еще в комплектации "Динамик", подтверждает и эргономика водительского места. С удобством толстенного (кажется, пальцы едва сходятся на нем) руля соперничает лишь рычаг коробки передач - ловлю себя на том, что переключаюсь без нужды часто, чтобы лишний раз ощутить его в руке.
На противоположном берегу реки показалось знаменитое творение Гюстава Эйфеля. Любопытно, что построенная в 1899 году башня поначалу вызывала неприязнь горожан, а Эмиль Золя называл ее "уродливым детищем цивилизации". Где еще познакомиться с француженкой поближе, как не у подножия этого символа Парижа! Съезжаю на камни тихой пристани Пасси: у стенки сонно покачиваются жилые баржи.
Красавица продолжает удивлять. Только теперь я приметил еще один маленький дисплей: при включении зажигания на нем высвечивается надпись "Давление в норме" и значение давления в каждом колесе. По левому борту - на одну "десятку" больше, чем справа, в расчете на то, что в машине, как правило, ездит один лишь водитель. А вот входящий в моду спидометр с "прогрессивной" шкалой и разнокалиберной оцифровкой первое время озадачивает. Насколько хорош рычаг коробки, настолько неудобен ручник - он справа от тоннеля, да еще и отогнут в сторону пассажира. Чуть теснит голень закругление массивной центральной консоли.
В остальном салон адаптации не требует: стильный, с широкими комфортабельными креслами, а мягкие подголовники оригинальной конструкции просто прелесть - поддерживают голову бережнее, чем подушки! Человеку средних габаритов спереди вполне просторно: в нижнем положении кресла можно сидеть если не в шляпе, то в канотье точно. Правда, оперировать рукояткой подъема кресла в узкой щели слева сложновато - дверь придется открыть. Сзади более чем достаточно места в длину и умеренно - в высоту. Много элементов комфорта, ставших популярными с распространением мини-вэнов: поддон для мелких вещей под пассажирским сиденьем, огромный бокс-колодец в центральном подлокотнике, вытягивающиеся шторки на задних окнах, футляр для очков над головой водителя, дополнительные емкости в дверях, множество разнообразных полок.
Однако новое название не избавляет "Турер" от обязанностей универсала - что ж, он готов их нести. Огромный проем открывает прекрасный доступ во вместительный грузовой отсек, прикрытый сверху мягкой шторкой. Спинка и сиденье, естественно, разрезные и складывающиеся. А замок пятой двери снабжен сервоприводом. Собственно, здесь два замка: один открывает лишь стекло (чтобы забросить в багажник какую-то мелочь), а второй - всю дверь.
На другой день, скрепя сердце - по долгу службы, изменил серебристой француженке. Ее сестрица оказалась в зеленом платье покроя хэтчбек, не столь темпераментна - мотор 1,8 л - но с более богатым приданым "Инисьяль": тут и ксеноновые фары, и навигатор, и надувные шторки безопасности по бокам, и многое другое. Между прочим, на новой "Лагуне" применено весьма оригинальное решение - в зависимости от скорости при столкновении срабатывает различное количество пиропатронов и подушка водителя, за счет дополнительного разрывающегося шва, надувается до меньшего или большего объема. Если же отвлечься от деталей второстепенных, основных отличий у хэтчбека лишь три: во-первых, из-за покатой крыши и высокой ступеньки-спойлера хуже обзор через внутреннее зеркало; во-вторых, меньшая высота салона сзади - лишь боковые пассажиры не рискуют помять прическу, а среднему, сидящему на высоком валике, и вовсе не поднять голову; в-третьих, не столь грандиозен багажник - чуть короче в длину, поменьше проем, подушка сиденья неподвижна, из-за чего складывающаяся спинка не образует ровной площадки.
Впрочем, нашлись и достоинства - хэтчбек более собран на дороге, точнее реагирует на действия рулем. Не понравились слишком яркие дисплеи - в темноте режут глаза. А навигатор и вовсе удивил - с включением "габаритов" изображение на нем стало "негативным". Фон из светло-серого, почти белого, превратился в черный! Вечером можно мало-помалу привыкнуть (хотя дисплеи на приборной доске все такие же ярко-белые!), но днем, когда то и дело ныряешь в тоннели, этот калейдоскоп раздражает.
Пора расставаться с француженками. Жаль, с одной из них я был бы не прочь свести более длительное знакомство. Тем более, что у нее есть все шансы стать Мисс "Автомобиль 2002 года".
Renault Laguna II SPORT Tourer 2,0 16V (в скобках - отличающиеся данные хэтчбека 1,8 л)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 5; снаряженная масса - 1370 (1315) кг; полная масса - 1920 (1865) кг; максимальная скорость - 210 (203) км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 9,9 (10,7) с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 6,0; 10,5 (6,1; 10,0) л/100 км; запас топлива - 70 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-95. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4695 (4576); ширина - 1772; высота - 1443 (1429); база - 2748; колея спереди/сзади - 1525/1480; дорожный просвет - 120; объем багажника - 475/1500 (430) л; радиус поворота - 5,7 м. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, четырехцилиндровый, "рядный", с непосредственным впрыском топлива в цилиндры (с многоточечным впрыском), два распредвала в головке, регулируемые фазы газораспределения, четыре клапана на цилиндр, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1998 (1783) смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 82,7х93,0 (82,7х83,0) мм; степень сжатия - 10,0 (9,8); мощность - 103 (85) кВт/140 (120) л. с. при 5500 (5750) об/мин; максимальный крутящий момент - 200 (170) Н.м при 4250 (3750) об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,72; II - 2,05; III - 1,39; IV - 1,10; V - 0,90; з. х. - 3,55; главная передача - 3,89 (4,09). ПОДВЕСКА: пружинная со стабилизаторами поперечной устойчивости, спереди - типа "Мак-Ферсон", собрана на подрамнике; сзади - продольные рычаги, связанные упругой поперечной балкой. ТОРМОЗА: дисковые с усилителем и АБС, спереди - вентилируемые. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: реечное с усилителем. РАЗМЕР ШИН: 225/45R17 (205/55R16).
+ Тяговитый и экономичный мотор (2,0 л), мощные тормоза, отличная шумоизоляция, высокий уровень оснащения, удобные органы управления, комфортабельные подголовники.
- Мала высота задней части салона у хэтчбека, неудачна подсветка приборов.
Резюме
Функциональность и элегантность - понятия вполне совместимые. Удобный и комфортабельный автомобиль предлагает чуть больше, чем принято в классе.