Оксид углерода вызывает блокирование гемоглобина в крови и снижение способности крови к переносу кислорода из легких к тканям тела, что грозит приступами коронарной недостаточности, стенокардии и даже инфаркта миокарда, нарушением зрительного восприятия и повреждением нервной системы.
Углеводород, в том числе и бензапирен, вызывают раздражение дыхательных путей, появление тошноты, сонливость, расстройство кровообращения и значительно понижает иммунную активность организма. Окислы азота – рвота, отдышка, кашель, насморк и даже потеря сознания.
Конечно, все эти вещества выбрасывают и промышленные предприятия, но только автомобиль выбрасывает их все одновременно. Поэтому становится понятно, что пассажиры автобуса, простоявшие на остановке рядом с огромной автомобильной пробкой, потом могут вести себя в салоне абсолютно неадекватно. И еще. Пожилым людям, которые любят поехать в гости в час пик, нужно подумать, так как точно такое же стояние на остановке может стоить им жизни.
Концентрация загрязняющих веществ на расстоянии 15 метров от автотрассы сокращается только на 20%. Таких широких улиц в российских городах не так уж и много, поэтому большинство придорожных домов расположены в зоне вредных выбросов. Особенно не повезло первым этажам таких домов, и, видимо, правильно, что на всех центральных улицах города первые этажи все больше стали занимать различные магазины, которые, в отличие от жильцов, могут позволить себе установку кондиционера с фильтром.
Насколько вредоносен "железный друг" человека можно понять из того, что пресловутые выбросы составляют всего 15% от количества всех отходов автомобиля (отработанные нефтепродукты, шины, аккумуляторы, кузовные детали, металл). Например, масло в автомобиле ежегодно заменяют 2-4 раза. Каждая такая замена – это 2-4 литра ценного нефтехимического сырья, которое безвозвратно теряется и наносит серьезный урон окружающей природе. Отработанное масло всего лишь от одного автомобиля за одну замену способно привести в негодность годовой запас питьевой воды для 50 человек. При этом картина огромных масляных пятен около гаражей – привычная картина.
Если с выбросами автотранспорта можно довольно эффективно бороться, например, переводя городской автотранспорт на газ – более безопасное топливо, то проблема утилизации покрышек и аккумуляторов остается очень актуальной.
Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются в 25 млн. тонн при ежегодном приросте не менее 7 млн. тонн. В России и СНГ ежегодный объем выбрасываемых автошин оценивается цифрой более 1 млн. тонн. Их угрожающе много, и к тому же они долговечны, не поддаются биологическому разложению, требуют больших площадей для хранения, могут вызвать воспламенение, а кроме того служат отличным "жилфондом" для различных насекомых, грызунов и прочей живности. В местах складирования автопокрышек происходит загрязнение подземных вод за счет вымывания из них целого ряда токсичных органических соединений. Кроме того, существует группа органических веществ, о которых может быть ничего неизвестно, поскольку в разных странах при создании автомобильных покрышек используют разные пластификаторы, мягчители и т.п. вещества. Нетоксичные органические вещества попадаются среди них чрезвычайно редко.
Не существует необходимых гарантий безопасности и при сжигании старых автопокрышек. В этом процессе всегда образуются такие органические соединения, как пирен, который опасен при поступлении через кожу, фенантрен (канцероген для мышц) и др. Опасность каждого из этих органических веществ может повыситься при их совместном воздействии на человека.
Минприроды совместно с Минторгом разработало положение о порядке обращения с изношенными покрышками и другими резиносодержащими отходами. Согласно ему каждый гражданин обязан сдавать изношенные шины в заготовительные или перерабатывающие организации, возместив при этом расходы, связанные с переработкой таких отходов. К сожалению, для русского менталитета это неприемлемо, впрочем, также неприемлемо для простого обывателя переоборудовать свою машину под новый вид топлива – газ, так как это дополнительно стоит около 7-8 тысяч рублей