С утра начальница в пух и прах разнесла твой проект. Особенно тебя резанули ее слова, что такие вещи не делаются "на коленке", — а ведь ты корпела все выходные, забросив мужа и ребенка. Кстати, о ребенке. Вечером того же дня воспитательница без обиняков сообщила, что твой малыш "какой-то недоразвитый" — когда тетя психолог спросила у него, какой формы песочница, он не догадался ответить, что квадратная. А за ужином муж был так "добр", что назвал твои подгоревшие котлеты новым бактериологическим оружием...
Поскольку убить этих людей тебе не позволили природная доброта и Уголовный кодекс, ты просто ушла от них. В себя. И долго-долго стояла под душем, смывая обиды.
Нужна ли правда?
Люди, не без удовольствия сообщающие своим близким пакости, настаивают на том, что честность превыше всего. Вместе с тем многовековая народная мудрость утверждает: правда — хорошо, а счастье — лучше. А что говорит наука? Дейл Карнеги, отец американской популярной психологии, был уверен, что критика бесполезна. По его мнению, она лишь заставляет человека обороняться и оправдывать себя. Он призывал избегать критики, считая, что она ухудшает отношения и ничего не дает. Нельзя не согласиться, что это наблюдение не лишено основания. Как ни трудно признать нам, уверенным в бесконечной собственной правоте, но в 90% случаев от споров лучше воздержаться. В частности...
- Никогда не надо критиковать чужие убеждения (если тебе нет от них вреда). К примеру, не стоит на всех семейных посиделках с маниакальным упорством спорить с пожилой тетей, которая любит вспомнить добрым словом эпоху социализма и ругает нынешние "времена и нравы".
- Нельзя критиковать человека, когда он берется за то, что никто больше делать не захотел. Представь, если бы коллеги уговорили тебя взяться за покупку подарка для шефа, ссылаясь на свою занятость и отсутствие фантазии. Ты убиваешь неделю на поиски презента, везешь свою "бронзовую лошадь" на метро с двумя пересадками, а в итоге купленная тобою вещь подвергается острой критике.
- Нельзя критиковать чужую работу, если ты не являешься руководителем. Секретарь делает много орфографических ошибок, в идеях вашего дизайнера мало креатива, а коллега часто использует ксерокс для личных нужд? Едва ли ты уполномочена навести порядок во всех вопросах. У этих людей есть свое начальство. Другое дело, если уборщица, поливая цветы, регулярно "затапливает" твою клавиатуру, а приходящие к тебе клиенты с неодобрением смотрят на скабрезные картинки, развешанные по стенам ребятами из IT-отдела. Когда дело касается твоей работы, ты не только имеешь право, но и должна высказать претензии.
Вопрос на засыпку.
Перед тем как ты решишься на критику, надо тщательно взвесить все "за" и "против". Задай себе несколько простых вопросов: что именно мне не нравится? Имею ли я право это высказать? Смогу ли я сделать это тактично? Чего я хочу добиться? Реально ли это?
Критикуя другого человека, всегда отдавай себе отчет в том, что он уверен в своей правоте не меньше, чем ты. Попробуй встать на его позицию. У каждого своя правда. И есть немало примеров тому, когда человек, на которого только ленивый не обрушивался с критикой, поступал в итоге по-своему и... оказывался в выигрыше. Поэтому главный вопрос, который надо себе задать перед спором: "Права ли я?" Откровенно признаемся, что в большинстве случаев однозначного ответа на него нет.