Автомобиль будущего, вероятно станет результатом революции в промышленности. Технология "топливных ячеек", которая заменит все топливные баки и канистры должна еще будет продраться через множество препятствий, но то, что она сделает это - сомнений нет. Австралийская ассоциация CSIRO и Технологический Университет Сиднея делают первые шаги в этом нелегком пути.
Этот дуэт разработал технологию, которую можно использовать в серийных автомобилях и она, по заверениям производителей, призвана заменить менее эффективные стандартные электрические двигатели.
Это - неизбежный путь, так электрические двигатели, используемые сейчас в гибридных автомобилях (действительно, есть ведь и серийные модели - например японские) не имеют альтернатив. Высокая-эффективность электрических двигателей являются ключом к успеху этих машин, в то время как вес электрических батарей и срок работы - их главный неприятель.
Австралийская технология была проверена в реальных условиях - в 3000- километровом "Мировом Солнечном Ралли" из Аделаиды в Дарвин, прошедшем в ноябре.
В изнурительных условиях, австралийские двигатели, разработанные в Сиднейском Университете, доказали свою долговечность - флагман института, электромобиль "Аврора", финишировал в гонке первым, а еще одна разработка - третьей.
Пока еще солнечные автомобили - большей частью экзотика. Но эта экзотика заставляет известных мировых автопроизводителей участвовать в соревновании, тратя миллионы (!) долларов на разработки машин, многие из которых вообще не добираются до финиша. Казалось бы: имея за спиной ограмные производственные мощности, лучшие умы дизайнеров и инженеров, такие автогиганты, как GM или Toyota, должны "щелкать" победы в подобных соревнованиях, как орехи. Но... Здесь правят бал не миллионы долларов.
Австралия станет витриной новой технологии уже в Марте, когда будет показан гибридный автомобиль aXcess. Это уже второй "старт" машины, которая ранее была призвана демонстрировать экзотические для автопрома новшества, а сейчас - обретя гибридный (электрический + ДВС) двигатель - возможность серийно выпускать подобные автомобили.
Доктор Стэфен Соллокот, руководитель проекта aXcess, говорит, что двигатели, которыми был оснащен победитель ралли, были построены не энтузиастами, а специально созданной группой разработчиков.
"Они (двигатели) лежат в основе технологии, разрабатываемой CSIRO для серийных машин. Мы надеемся, что они найдут применение в первую очередь в обыкновенных авто, но круг их использования очень широк."
Двигатель CSIRO-UTS обладает КПД 98 процента ("выдавая" 1800 Ватт). Обыкновенные же индукционные двигатели имеют КПД в районе 70 %. Победитель Мирового Солнечного Ралли "Аврора 101" достиг благодаря новой силовой установке максимальной скорости 120 км/ч и поддерживал среднюю скорость на дистанции около 94 км/ч.
Силовая установка машины, весившая всего 8.3 кг (у других участников минимальные значения при той же мощности были 12 - 16 кг) приводила в движение всего одно колесо, а сам двигатель располагался внутри него.
Но вряд ли технология in-wheel-двигателя ("внутри колеса") найдет применение в гибридном авто aXcess. Скорее всего первые образцы серийных автомобилей с гибридными силовыми установками будут оснащаться большими электрическими установками и маленькими по объему двигателями внутреннего сгорания. Разработанный австралийцами двигатель скорее может быть использован в качестве генератора электричества - для будущих машин, работающих на таких видах топлива, как метан.
Машина aXcess будет витриной многочисленных технологий. Автомобиль отправится в кругостветное путешествие, чтобы принять участие в многочисленных выставках. Цель - продать знания зарубежным автомобильным магнатам и производителям электродвигателей. Как бы там ни было, австралийцы пытаются заработать на своем изобретении и доказать, что будущее - "за солнцем". Миллиона долларов, вручаемого победителю "солечного ралли" им оказалось мало.