Точная статистика — дело многотрудное, а главное, неторопливое. Поэтому только теперь, в середине весны, Россия узнала, какой дорогой ценой обошлась отечественному автопрому почти годовая дискуссия на тему: поднимать или не поднимать таможенные пошлины на иномарки старше семи лет. Пока чиновники спорили с депутатами, а различные лоббистские группы выясняли отношения лично и через СМИ, народ запасался — ввоз иномарок-семилеток за прошлый год почти вдвое превысил обычный уровень, эти машины (не первой и даже не второй молодости) и заполонили отечественный авторынок.
Результат: с начала прошлогодней осени отечественные автозаводы были вынуждены сокращать производство по причине затоваривания, и только к нынешнему марту объемы продаж удалось восстановить до нормального уровня.
Именно объем продаж, а не сборки: по данным Госкомстата, производство российских легковых автомобилей даже в январе-феврале 2003 года сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28,3% — до 61900 штук.
Теперь история может повториться: в коридорах власти давно готовят, но никак не могут принять решение об уравнивании таможенных ставок на ввоз иномарок в возрасте от 3 до 7 лет для юридических и физических лиц. Сегодня, по оценкам экспертов, первые платят за растаможивание трех-, семилетних автомобилей в 2,5 раза больше вторых.
В свое время, вводя льготы для частников, власти преследовали благие цели — снизить расходы россиян на приобретение собственных автомобилей. В то время в Европу за подержанными иномарками ездили в основном сами будущие автовладельцы, и государство поощряло их энтузиазм пониженными пошлинами. Но времена эти давно прошли, ныне перегон иномарок в Россию стал обычным челночным бизнесом. И всякий смысл льгот исчез напрочь, поскольку теперь цена на иномарку для частных покупателей образуется не из сложения ее покупной цены и стоимости растаможивания, а устанавливается перегонщиками с довольно солидной к указанным расходам надбавкой. Нельзя сказать, что этого не понимают в правительстве. По свидетельству чиновников, идея уравнять условия ввоза трех-, семилетних иномарок для физических и юридических лиц прорабатывается в коридорах власти почти два года. В правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле поданы и конкретные предложения, как именно увеличить единый таможенный сбор для физлиц: на 20% должна подорожать растаможка иномарок с двигателем объемом от 1 до 1,5 литра, а от 50% — оформление машин с более мощными двигателями. По оценке эксперта Brunswick UBS Warburg Владимира Савова, даже иномарки с объемом двигателя более полутора литров — сегодня это наиболее востребованный товар на рынке подержанных иностранных автомобилей — подорожают примерно на 10%. Но эта совершенно естественная и справедливая мера никак не может пройти сквозь чиновничьи рогатки. Хотя речь сегодня нужно вести не только о льготах на ввоз автомашин секонд-хэнд, но и о судьбе российского автопрома. А вместе с ним и о судьбе всей российской экономики. Вот данные, приведенные советником президента РФ Андреем Илларионовым: за последние три года совокупный рост валового внутреннего продукта в России составил 19%. Вроде бы очень неплохо. Но этот показатель никуда не годится, если сравнить с Казахстаном, чей ВВП за три года вырос на 36%, Украины — на 20% и Туркмении — на 30%. Ситуацию можно переломить, если ускоренными темпами развивать в России автомобильную промышленность, которая уже через 5-7 лет будет приносить доход в $20-25 млрд. ежегодно. Для этого нужно привлечь иностранные инвестиции. И это реально: крупнейшие мировые автомобильные концерны готовы строить у нас свои заводы. Но только в случае, если здесь им не придется конкурировать со своими же машинами выпуска прошлых лет. Они уже развивают автопромышленность Китая, Индонезии, Бразилии, Индии. Но в этих странах предварительно были установлены сверхвысокие пошлины на ввоз иномарок — до 60-90% от цены и даже более. От России такого не требуется, пороговым значением объявлена куда меньшая цифра — 35%. Но власть колеблется. Она не может отважиться даже на отмену льгот перегонщикам машин «второй свежести». Хотя все понимают, что рано или поздно делать это придется. Но когда? Или будем опять, жалея кошку, рубить ей хвост по частям?