Рано или поздно один из таких проектов по "откупориванию дорог" (или комбинация нескольких) будет воплощен в жизнь. Ведь жить с дорожными "тромбами" не в состоянии ни один город. Строить дороги? Или наоборот -- драконовскими мерами сокращать количество машин на уже существующих? "Автопилот" прикинул вероятность и последствия всех предлагаемых способов борьбы с пробками.
СТРОИТЬ БОЛЬШЕ ДОРОГ
Когда количество семей, у которых есть машина, начинает превышать количество безлошадных, в обществе происходят необратимые изменения. Автомобильное большинство устанавливает диктатуру и навязывает свою волю пешеходам и властям. По расчетам специалистов, в России заветный Рубикон -- 51 автомобиль на 100 семей -- будет перейден именно в этом году. И начнется: взметнутся ввысь многослойные паркинги, завяжутся новые транспортные узлы, тела городов покроются паутиной мультиярусных магистралей... Скептики в эту утопию не верят и указывают на проблемы самого "пробочного" города России. Если верить генплану развития Москвы, в центре будут строить не более полукилометра дорог в год. Причина проста: земельных резервов здесь осталось лишь 4-5 процентов, тогда как для строительства дорог требуется 22-25 процентов. Еще одна проблема состоит в том, что даже на зарезервированных участках появились километры частной собственности, убрать которую можно либо через суд, что долго, либо при помощи очень больших денег, что дорого.
Впрочем, как и любой другой город с единым центром, а таких в стране большинство, Москву не спасут ни третье, ни четвертое с пятым кольца, ни многоярусные автострады, как в Бангкоке и Токио, ни мэр в кепке, развернувший, казалось бы, невиданное по масштабу дорожное строительство. Асфальта на всех все равно не хватит. Ведь за последние 10 лет количество автомобилей в Москве выросло в четыре раза. А площадь дорог за это же время увеличилась лишь на 1,8 процента. ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ *****
УЧИТЬ ДУРАКОВ
Если правда то, что одна из главных бед этой страны -- дураки, то правда и то, что дураков надо учить. Причем постоянно. До тех пор, пока экзамен по ПДД походит на школьный урок (сдал и забыл) и права, как индульгенция, выдаются на всю жизнь, а отбираются только при совершении самых тяжких грехов (остальные прощаются), от хаоса на дороге не избавиться. А даже сантехники и те проходят переаттестацию. Введение всеобщей ежегодной проверки знания ПДД и навыков вождения должно значительно разгрузить проезжую часть. Вот только в числе тех, кого будут валить и у кого будут вымогать по $300 (средняя такса за получение прав по блату) экзаменаторы, могут оказаться как раз не "чайники", а те, кто мнит себя "кингами оф зе роуд". Эти-то с наклейкой "у" на стекле еще небось помнят предельно допустимую величину суммарного люфта или "установившегося замедления". А что из толстой брошюрки с картинками помним мы, водители со стажем больше трех лет?
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ *
ВВЕСТИ ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.
"Что делать?" -- "Кто виноват?" -- "Бей, спасай!"... Логика попавшего в пробки требует объекта для выплескивания гнева. Одна из мишеней -- тихоходы-пенсионеры. Конечно, старикам у нас почет, но дорогу следует отдавать только гражданам трудоспособного возраста. После 55 и рука не тверда, и реакция вялая, и глазомер не тот... Таких не берут в космонавты и вообще уже никуда, кроме как в сторожи и гардеробщики, не берут. Почему же старперам позволено управлять, по официальной гаишной терминологии, "источником повышенной опасности". Прочь с дороги!
К улюлюканью геронтофобов наверняка присоединится дружный хор женоненавистников. Вслед за гендерным цензом появятся предложения ввести имущественный ценз, потом ценз оседлости... Куда мы так докатимся, читайте учебники истории.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ *
СДЕЛАТЬ ДОРОГИМ БЕНЗИН
Если тихоходов нельзя убрать прямым запретом, то можно попытаться косвенным. Например, поднять цены на бензин. Скажем, до доллара за литр, как в Европе. Не каждый пенсионер осилит залив целой пенсии в бак своей "копейки". Да и польстившиеся в свое время на броские шильдики и большие подкапотные объемы начнут за сущие гроши сбывать прожорливые автомобили или же менять их на что-либо более экономичное. Граждане откажутся наконец от привычки в любую погоду греть двигатель в надежде довести его ресурс до "миллиона".
Хотя вряд ли: в эти игры мы уже играли. "Водка станет семь и восемь -- все равно мы пить не бросим". Первый месяц все поприжмутся, а потом все станет на свои места. Вслед за нефтяниками поднимут цены булочники, за ними колбасники, тихой сапой вырастут цены на кирпичи, детские колготки, тушь для ресниц и жидкость для выведения насекомых...
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ **
ШТРАФОВАТЬ ЗА ПОЛОМКИ
От копеечной свечи Москва сегодня вряд ли сгорит. Зато намертво встанет по вине какого-нибудь олуха, не удосужившегося вовремя поменять загаженные свечи. Или стершийся до последней нити ремень генератора. Это подтверждает и практика. Ничтожная поломка на Садовом в час пик приводит к глухой пробке в радиусе нескольких километров. Тысячи индивидуумов жгут бензин и сцепление, теряют время и нервы, отравляют атмосферу выхлопными газами и собственным ядовитым дыханием... И все только из-за одного говнюка, пожлобившегося или поленившегося вовремя сделать диагностику.
С поломками на дорогах, как причиной пробок, можно, между тем, легко разобраться, установив за них высокие штрафы. Сломался -- плати! Это автоматически снимет попутную проблему с прохождением техосмотра, поскольку испуганные автовладельцы -- болезнь дешевле предупредить, чем лечить, -- сами начнут осаждать сервисные станции. Где-нибудь в педантичной Германии все бы так и было. Причины, по которым это не случится в России, очевидны: сервисы сразу поднимут стоимость нормо-часа, гаишники по обыкновению станут брать отступные, а мы будем так же жлобиться и надеяться, что авось пронесет.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ **
ПОКОНЧИТЬ С "ПОМОЙКАМИ".
Кто из нас, стоя в пробке и видя перед собой что-нибудь старое, чадящее и разваливающееся, одним словом, автотранспортное средство явно хуже собственного, не цедил сквозь зубы: "Ну эти-то куда лезут!" "Этих", как существенную причину пробок, можно ликвидировать тем же способом, каким правительство расправляется с "бэушными" иномарками. Надо их душить высокими поборами. А на эксплуатацию любых автомобилей старше, скажем, 10 лет и вовсе ввести запрет. Для развития отечественного автопрома эта мера, кстати, будет посильнее, чем все то, что предлагают лоббисты отечественного автопрома. Впрочем, социальный бунт, который последует за таким запретом, не переживет ни один лоббист. Причем проклятие ему обеспечено и от владельца ржавой "копейки", и от обладателя RR Silver Spirit.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ***
УБРАТЬ ПРЕЗИДЕНТА.
Владимир Путин -- самая высокая причина российских пробок. Перекрывая для президента движение всего лишь по одной трассе -- от дачи на Рублевке до Кремля, служба охраны президента заставляет бросать якорь 27,5 тыс. автомобилистов. Общее число (с учетом общественного транспорта) ожидающих проезда президентского кортежа оценивается в 50 тыс. человек. Если бы все машины, простаивающие в заторах по вине главы государства, выстроились в 3 ряда, то пробка вытянулась бы на 46 км. Увы, но убрать президента с дороги ни за что не даст ФСО. Единственный опыт по транспортировке Бориса Ельцина из Барвихи в Кремль на вертолете охранники нашли неудачным. Вертолет оказался и дороже, и уязвимее.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ *
ВЕРНУТЬ ЭВАКУАТОРЫ. Нарушение правил парковки, особенно в центре -- еще одна причина заторов. Когда-нибудь адвокаты "ольшанские" сами устанут маяться в пробках. И прекратят вставлять палки в колеса служб эвакуации. Возвращению эвакуаторов, вообще-то, не мешает даже прямой запрет нынешнего КоАП, поскольку тот же КоАП разрешает "принудительное перемещение транспортных средств". В чем отличие -- пусть разбираются специалисты по юридическим казусам. А санитары города на эвакуаторах -- они лишь ждут команды "фас" -- разберутся с теми, кто паркуется в "неположенных местах".
Впрочем, неувязка даже не в том, что "положенных" мест для парковки катастрофически не хватает. И как не тасуй машины, больше их не станет, если паркинги будут строить в прежнем количестве. Если бы эвакуаторы действительно были нужны для того, чтобы прочищать забитые "чакры" города, то начинать чистку следовало бы с Госдумы или ГУ ГИБДД, отхвативших для стоянки приличный кусок проезжей части и создавших тем самым пробки на ровном месте. На эвакуаторы, как на панацею от пробок, можно плюнуть не только от безверия в их святое бескорыстие, но еще и из чисто практических соображений. Процедура погрузки одного автомобиля на эвакуатор, который сам перегородит половину дороги, с соблюдением всех формальностей занимает не менее 20 минут. Столбняк целой улице обеспечен. Усилиями дюжины эвакуаторов можно поставить на колени весь город.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ *****
ПОДНЯТЬ НАЛОГИM
Автомобиль не роскошь. Но и не данность. За удовольствие нужно платить. И чем это удовольствие больше, тем больше должна быть плата. Повышение налогов на транспортные средства вообще и на автомобили с большими габаритами и двигателями, в частности, поможет избавиться от типично российской привычки ездить на "сабурбанах" в булочную. Заметим: экономя при этом на булочках. Идея душить автомобилистов налогами, тем самым заставляя их либо пересаживаться на что-либо более миниатюрное, либо отказываться от колес вовсе, не нова. И эксклюзивные права на нее не принадлежат российским чиновникам. Не так давно с таким предложением выступил, например, министр путей сообщения Великобритании. "Выхода нет, -- сказал он. -- Улицы Англии изначально рассчитаны на лошадей, а не на машины. Так что машин будет меньше, а платить за них вы будете больше".
Сдержаться от соблазна залезть поглубже в водительский карман не смогут и наши чиновники. Это лишь вопрос времени.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ *****
РАССЧИТАТЬ НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ
Можно уменьшить количество машин по-другому. Если бы обладателя автомобиля с индексом S600 пускали всегда и повсюду, а очередь владельца М 2140-люкс не наступала ни при каких обстоятельствах, дороги бы стали значительно свободнее. В демократическом виде идея разгрузки дорог при помощи частичных ограничений -- с такой инициативой выступали чиновники Минтранса -- выглядит несколько иначе: очередность эксплуатации автомобиля определяется по его госномеру. К примеру, по четным числам месяца езда разрешена только на автомобилях, чьи номера заканчиваются на четные цифры, а в остальное время -- на нечетные. Есть варианты помягче. В Турции предлагают не выезжать в понедельник владельцам машин с номерами, оканчивающимися на 1 и 2, во вторник -- на 3 и 4, в среду -- на 5 и 6, четверг -- на 7 и 8, пятницу -- на 9 и 0. Зато в выходные можно ездить всем. Турки подсчитали, что от цифрового воздержания машин станет меньше на несколько сотен тысяч.
Надежда на такую же эффективность системы в российских условиях разобьется, как муха о лобовое стекло, из-за введения исключений для правительственных, муниципальных и прочих нужных городу автомобилей. Тут же будет установлена система пропусков и спецталонов. Но главное, что контроль и фильтрация правильных номеров сами по себе приведут к колоссальным заторам и прежде всего на этих самых пунктах фильтрации.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ***
ЗАПРЕТИТЬ ДВИЖЕНИЕ ГРУЗОВИКОВ ДНЕМ.
Если бы мысли материализовывались, то за баранками грузовиков сидели бы одни козлы. На водителей коптящих и занимающих по полторы полосы "монстров" не зря валят изрядную долю вины за существующие заторы. Формально центры многих городов и так закрыты для грузовиков. В столице, например, действует пропускная система, по которой их должны ловить и разворачивать еще на границах окружной железной дороги. Но при таком количестве расположенных в черте города промышленных предприятий, складов, торговых комплексов и строек не спасут никакие пропуска. Все и так "обилечены". Более того, существует множество способов обойти запрет. Причем пример подала мэрия столицы, которая вполне грузовой "Бычок" объявила легковушкой.
Если учесть, что грузовики составляют седьмую часть автопарка страны, тотальный запрет на их передвижение в дневное время суток позволил бы разгрузить седьмую часть дорог. Просто и элегантно? Вряд ли. Пробка лишь поменяет цвет. Ведь за шоферами свой рабочий график придется перестроить и всем смежникам, то есть строителям, кладовщикам, продавцам... И они тоже станут ездит по ночам. Перестроиться придется и обывателю, потому что, скажем, диван из "ИКЕА" ему тоже доставят ночью.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ****
НАЛАДИТЬ РАБОТУ СВЕТОФОРОВ.
Недавно английский ученый Брендон Рафф разработал "умный" светофор, который сам оценивает дорожную ситуацию и переключает свет в зависимости от необходимости. Тем, что светящие по уму светофоры помогают справиться с пробками, российских гаишников не удивить. Еще несколько лет назад начальник УГИБДД Москвы Сергей Казанцев рассказывал о чудо-компьютере, собирающем данные с установленных на фонарных столбах специальных датчиках и отсылающем их назад на светофоры, которые сами переключаются на нужный режим.
С высоты опыта можно смело сказать, что ни умный компьютер, ни умные светофоры большой пользы не принесли и вряд ли принесут, потому что все равно не могут приспособиться к тупому увеличению транспортного потока. Кстати, недавно ГИБДД сделала уже новое открытие: для увеличения пропускной способности улиц с перекрестков необходимо убрать каждый десятый светофор.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ****
ПОЙМАТЬ НА ПЕРЕХВАТЕ
В прошлом месяце московское правительство приступило к реализации плана создания так называемых перехватывающих стоянок. План прост, как правда: устроить на подступах к центру города многоэтажные паркинги, где горожане станут оставлять свои автомобили и далее следовать до пункта назначения на автобусах, троллейбусах, такси, самокатах и роликовых коньках... Оплата стоянки будет дифференцированной: чем ближе к центру -- тем дороже.
Даже лужковская затея с установкой на Тверской парковочных автоматов (до того момента, пока их не сковал 20-градусный мороз) выглядела куда более здравой. Уже сейчас ясно, что места на этих стоянках всем желающим все равно не хватит: первая перехватывающая стоянка, построенная на площади Крестьянской заставы, рассчитана всего лишь на 320 машиномест. И уж совсем непонятно, почему вдруг столичные автолюбители будут обязательно парковаться на этих самых перехватывающих стоянках, а не бросать машины по привычке на тротуаре где-нибудь поблизости.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ *****
БРАТЬ ПЛАТУ ЗА ПРОЕЗД
Такой пример всегда заразителен. Когда в марте нынешнего года мэрия Лондона ввела плату за проезд в центр, московские чиновники стали говорить: "И нам пора". Тем более что идея освобождать центр от халявного балласта уже давно реализована в Осло, Нью-Йорке и некоторых других городах. Мера хотя и не очень популярная -- "с какой стати мы должны платить за проезд по собственному городу на собственной машине?" -- однако достаточно действенная. В том же Лондоне дороги стали свободнее на 15 процентов, а время нахождения машин в центре уменьшилось на треть.
Система взимания платы действует четко: расставленные по периметру зоны видеокамеры выявляют "халявщиков" по отсутствию талона оплаты на лобовом стекле. Штрафы присылаются по почте.
В России такая система не будет работать никогда. Как только от уплаты сбора освободят депутатов, пенсионеров, чернобыльцев и детей лейтенанта Шмидта, за проезд автоматически перестанут платить и остальные. Сомнительно также, чтобы в стране, где ни один фотоэлемент не работает без контролера, слежение за автомобилями доверили каким-то бездушным железякам. Даже в Шереметьево-2, главных воротах России, автоматические шлагбаумы открываются только по воле сидящих рядом кассиров. Кстати, пробки на выезде из Ш-2 в последнее время -- обычное дело.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ **
ПЕРЕСТРОИТЬ МОЗГИ.
Легко быть добрым, пока тебя не просят, например, уступить дорогу. Посмотрите, что происходит в том месте типичной российской дороги, где две полосы движения сужаются до одной. Вот к освободившемуся проезду одновременно подъезжают машины. Их водители за доли секунды изучают противника, оценивая марку машины, ее состояние, физические параметры человека за рулем, наличие/отсутствие "мигалок" и блатных номеров... На основе этой оценки и принимается решение -- уступить, рвануть или побороться. В любой европейской стране в такой ситуации разъезжаются самым цивилизованным и быстрым способом -- "елочкой": машина слева -- машина справа, машина слева -- машина справа. Но мы по-прежнему предпочитаем атаковать "свиньей".
Перефразируя профессора Преображенского, можно сказать так: пробки не на наших дорогах -- пробки в наших головах. Может быть, нужно сперва избавиться от них?
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ