Гаражная программа рассчитана до 2001 года и имеет два направления:
1. Обеспечение жителей города постоянными местами хранения автотранспорта (500000 м/мест).
2. Организация системы перехватывающих стоянок на подходах к центру города (100000 м/мест по расчетам НИиПИ Генплана).
Сегодня количество мест организованного хранения автомобилей обеспечивает только 40% парка, причем большая часть из них представляет собой открытые площадки (55%) либо боксовые гаражи. И только 13% - многоярусные сооружения, отвечающие современным требо-ваниям. Мест организованной парковки и того меньше, всего 20% от требуемого количества. Остальные машины хаотично размещаются во дворах и на центральных улицах, уменьшая и так не широкие проезды города. Это приводит к "пробкам", особенно в часы "пик". Такое положе-ние дел на дорогах складывается, несмотря на то, что программа гаражного строительства не стоит на месте.
Для реализации этой программы был создан Городской штаб, в который вошли предста-вители отраслевых и функциональных органов власти. К 2000-у году планировалось построить 219000 м/мест для хранения автомобилей (к концу прошлого года введено в строй только 192000 единиц). Для этого была проведена корректировка законодательной и нормативной баз, отведены земельные участки под возведение многоэтажных гаражей-стоянок. Чтобы снизить себестоимость строительства для участников программы ввели определенные льготы. Как-то: снижена арендная плата до 3% от базовой ставки, отменена оплата долевого участия в строи-тельстве инженерных сооружений. Затраты на строительство внеплощадочных инженерных сетей компенсируются из бюджета города. Причем, льготы распространяются и на зарубежных инвесторов. Однако без трудностей ничего не бывает. Существуют серьезные проблемы, тормо-зящие планомерное создание гаражей и парковок.
Во-первых, в городе образовался острый дефицит свободных земельных участков, при-годных под их строительство. Особенно сложно найти подходящие места в центре. И все из-за того, что под гаражи места в предыдущих Генпланах не резервировались. Если магистрали и линии метрополитена со всеми прилагающимися сооружениями закреплялись актом Красных линий, то гаражи и стоянки проектировались в очень малом количестве, либо игнорировались совсем. Во-вторых, большое количество "ракушек" и "пеналов". Их, как правило, устанавливают на газонах, вблизи детских площадок, и подъездных дорогах к домам, вопреки всем нормам по-жарной безопасности и ухудшая и без того не очень чистый воздух московских дворов. Можно, конечно, снести подобные времянки. Но, что предоставить взамен автовладельцам? Ведь маши-ну требуется куда-то ставить, прятать в конце концов от непогоды и грабителей, у представите-лей ГБДД с угонами и так дел не в проворот. Нет, такой вариант только усложнит положение. В-третьих, непонятно как подойти к проблеме открытых автостоянок и боксов, построен-ных кустарным образом. Опять же, одним постановлением не избавится от неэффективно заня-той земли. Если и освобождать землю, то следовательно, за счет возведения на ней (или рядом) многоярусных гаражей, отвечающих современным требованиям.
Кроме перечисленных проблем, на лицо неотлаженность организационно-экономических механизмов. Не осуществляется четкого управления гаражно-стояночной сферой. Вопросами организации хранения и парковки легковых автомобилей занимаются множество организаций и управлений. Нет единого органа, отвечающего за данную сферу городского хозяйства в целом. Внутренняя противоречивость и неоднозначность ряда нормативно-законодатель-ных актов, действующих в Москве; некоторые из них не сопрягаются с федеральным законодательством.
А вот еще один, причем довольно сильный "тормоз" - это жители города, яро восстаю-щие против подобного крупномасштабного строительства в районах сложившейся застройки. (Хотя, бесспорно, экологически современные автомобильные дома значительно чище). Авто-владельцам, при наличии бокса, многоэтажный наземный или подземный гараж не актуален, да и не всем по карману. Если, за место в наземном многояруснике, нужно заплатить в пределах стоимости автомобиля, то за место в подземном помещении - в 2 - 3 раза дороже. К тому же под своим "приземленным" боксом и погребок сделать можно, а вот в современном гаражном комплексе даже собственной смотровой ямы не видать. Да и о внешности некоторых много-этажных построек хочется узнать у архитекторов и проектировщиков. Неужели наши гаражи должны напоминать укрепленные и внушающие страх бастионы?
Кроме этого практика показала много недоработок в проектном обеспечении гаражно-стояночного строительства. Действующие градостроительные нормативы сильно завышены, и на практике их выполнить невозможно. Так сложилось, что в технико-технологическом отно-шении сфера гаражного строительства в Москве наиболее отсталая. На имеющемся оборудова-нии невозможно осуществить массовое строительство гаражей-стоянок на основе предлагаемых экономичных конструктивно-технических решений.
Учтя все недостатки Правительство Москвы поручило Управлению экспериментальной застройки проработать новые варианты гаражного строительства без использования дополни-тельных городских площадей. В связи с этим рассматриваются предложения по надстройке су-ществующих плоскостных гаражей и стоянок а также использования подэстакадного простран-ства при строительстве 3-го кольца внутригородской автомагистрали. Помимо этого планирует-ся строительство гаражей над линиями метрополитена мелкого заложения, над объектами граж-данской обороны и на месте выводимых предприятий. Предусматривается также вовлечение в вышеупомянутое строительство средств как отечественных, так и зарубежных инвесторов и кредиторов, а кроме того вводить ипотечные механизмы кредитования гаражных построек. В Германии, в частности, существует гаражная строительная сберегательная касса, работающая по следующему принципу: заемщик, накопив определенную сумму на личном счете в такой кассе имеет право взять кредит под обеспечение, которым будет являться приобретаемый гараж. Ис-пользовав накопленные и заемные средства заемщик приобретает гараж, оформляемый в его собственность после полного погашения долга и процентов по нему. В случае отказа от уплаты по кредиту взыскание обращается на предмет залога.
Серьезную работу в ближайшее время предстоит осуществить Префектурам АО совмест-но с Москомархитектурой и Москомземом. Требуется провести инвентаризацию земельных участков, отданных ГСК и фирмам-инвесторам. В случае обнаружения не освоенных длитель-ное время площадей будут расторгать инвестиционные контракты с гаражными кооперативами и их инвесторами.
Поскольку в настоящее время осуществляется программа по сносу и реконструкции вет-хого пятиэтажного жилого фонда, закономерным решением явилось проектирование и после-дующее строительство на освобожденных участках жилых зданий с размещением в них много-этажных подземных гаражей-стоянок. Обоснованное и согласованное с Госсанэпиднадзором и Москомприродой размещение гаражных комплексов не должно вызвать неадекватной реакции жителей близлежащих микрорайонов.
Реализация рассмотренных предложений позволит обеспечить максимально эффективное использование земельных участков, изменит сложившееся негативное отношение жителей к строительству гаражей в существующей застройке, снизит себестоимость строительства гара-жей, сделав их доступными для более широких слоев населения, повысит инвестиционную при-влекательность вводимой гаражной программы. Однако, административным структурам при-дется активизировать разъяснительную работу с населением микрорайонов, членами сущест-вующих одноэтажных гаражей, руководителями предприятий (на территории которых можно разместить многоэтажные гаражи), владельцами укрытий типа "ракушка" и "пенал" по поводу необходимости общего пересмотра гаражного месторасположения и предстоящего в связи с этим сноса и строительства.
Удастся ли найти консенсус в создавшейся разноречивой обстановке пока не ясно. Но очень хотелось бы узнать в ближайшем будущем о создании гаражно-стояночного хозяйства, как единой управляемой области с принятым детальным законодательным регулированием. Ведь только в таком случае можно рассчитывать на то, что автомобилист будет иметь крышу над своим автомобилем.
Александра Леонгардт