Улучшение аэродинамики и внешнего вида автомобиля зачастую ведет к ухудшению обзорности, особенно сзади. А покатые капот и багажник лишают водителя возможности оценить габариты машины. Проблему усугубляют бамперы, вписанные в форму кузова и окрашенные в его же цвет: на них слишком хорошо заметны царапины и вмятины. В свое время на Mercedes-Benz S-Klasse W140 попытались решить проблему установкой выдвижных указателей габарита на задних крыльях.
Однако в начале 90-х нашлось более эффективное средство: для измерения дистанции до препятствий решили использовать ультразвуковые датчики, эффективно работающие на дистанциях от 0,25 до 1,8 метра.
Внутри каждого датчика установлены источник звуковых волн с частотой порядка 40 килогерц и приемник. Сравнивая время прохождения отраженного сигнала, электронный блок может рассчитать расстояние до объекта, от которого отражается звуковая волна. Остается только донести полученную информацию до сведения водителя. Для этого используют звуковые сигналы, иногда к ним добавляют и световую индикацию. В первом случае прерывистое попискивание становится все чаще по мере приближения к препятствию и превращается в сплошной сигнал, когда дистанция становится менее 25--30 см. На световых указателях эту роль выполняет цветовое кодирование: когда зажигаются красные сегменты -- пора тормозить. Наиболее доходчиво работает Park Distance Control (PDC) на дорогих BMW: на многофункциональном дисплее появляется вид сверху в масштабе. Препятствия, попавшие в зону действия датчиков, окрашиваются в зеленый, желтый или красный цвет в зависимости от дистанции до них. Parktronic, используемый на Mercedes-Benz, обходится индикаторами, которые расположены в центре и по краям панели приборов и на потолке над задним стеклом -- как раз в зоне обзора через внутреннее зеркало. Acoustic Parking System у Audi в полном соответствии со своим названием имеет только звуковую сигнализацию.
Сейчас подобные системы в качестве опции или даже в стандартной комплектации предлагаются практически на всех дорогих моделях. "Заводские изделия" обычно включают в себя не менее четырех датчиков на заднем и переднем бамперах. Поток ультразвука имеет форму конуса, так что для полного перекрытия зоны впереди и позади машины именно такое количество и необходимо. Все системы автоматически начинают работу при включении заднего хода, однако их можно активировать и принудительно. В этом случае, чтобы не отвлекать водителя в плотном потоке, при достижении определенной скорости они выключаются. У Mercedes-Benz принудительно включенный Parktronic перестает работать на скорости более 16 км/ч -- причем, в отличие от конкурентов, система автоматически включается, когда скорость падает до этой отметки. Это иногда удобно в пробках или на плотно заставленных стоянках.
Чтобы парковаться "на слух" совсем не обязательно быть обладателем престижной модели -- системы можно купить и отдельно. Самый простой комплект из двух датчиков, блока управления и звукового сигнализатора (бипера) стоит от $50. Накладные датчики крепятся на бампер с помощью специальной клейкой ленты. Есть и врезные -- для их установки имеет смысл обращаться к профессионалам. Однако двух датчиков хватает только для относительно компактных машин -- остальные имеет смысл оборудовать четырьмя. Да и световые индикаторы для многих могут оказаться удобнее бипера.
Недавно был сделан следующий шаг в развитии систем помощи при парковке. Фирма Valeo предложила установить дополнительные датчики в переднем бампере, которые "смотрят" не вперед, а вбок. С их помощью можно оценить, достаточно ли места для парковки в "окне" между другими машинами или препятствиями, параллельно которым движется автомобиль. Уже в этом году такую систему будут ставить на Mercedes-Benz.