• | Система выпуска |
В потоке газов, выходящих из цилиндра, чередуются зоны высокого давления и разрежения.
Это естественно -- цилиндры-то движутся. А вот фазы газораспределения современных моторов подобраны так, что в определенный момент открыты одновременно впускные и выпускные клапаны в одном и том же цилиндре. Подбором длины элементов системы выпуска можно добиться того, что как раз на время открытия всех клапанов придется пик разрежения и в цилиндр, таким образом, втянется больше свежей смеси. То есть повысится мощность мотора. Для этого используются коллекторы с трубами равной длины, получившие прозвище "паук". Для четырехцилиндровых моторов или V-образных "восьмерок" обычно используют коллекторы-"пауки" типа "три Y", где четыре трубы сходятся попарно в две, а те уже сливаются в одну.
Дальнейший путь отработавших газов лежит через нейтрализатор. Он изначально создает дополнительное сопротивление отработавшим газам, поэтому если избавиться от него, мощность и момент вроде как должны возрасти. Однако просто "удалять" его не рекомендуется: система выхлопа рассчитана на газы, уже прошедшие через нейтрализатор -- он снижает их скорость и давление. Некоторые фирмы, правда, выпускали для своих автомобилей специальный комплект для его замены. А на "продвинутых" сервисах и в тюнинговых компаниях предлагают пламегасители, в том числе в корпусе "родного" нейтрализатора.
Затем идут уже собственно глушители. Первым выступает обычно резонатор. Он представляет собой одну или несколько камер разного размера, через которые проходит перфорированная труба. Колебания давления (которые и создают звук) через перфорацию распространяются по камере и за счет создающегося резонанса гасят сами себя. Резонаторы настраивают на гашение относительно низких частот. Остальными же занимается глушитель отражающего типа. В его корпусе поток газов проходит через лабиринт многочисленных отверстий в нескольких перегородках. В процессе этого блуждания газы теряют скорость и давление.
Этот глушитель, кстати, и создает самое большое сопротивление. Уже в силу своей конструкции. В тех случаях, когда двигатель подвергается тюнингу либо хозяин машины просто хочет получить "спортивный" звук, используются глушители поглощающего типа. Их также называют прямоточными -- отработавшие газы проходят через перфорированную трубу, как в резонаторе. Только вокруг нее не пустое пространство, а набивка -- как правило, это теплоустойчивая минеральная вата. Варьируя размеры глушителя и состав поглощающего материала, можно добиваться различного звучания машины.
"Прямоток" хуже справляется со своей главной задачей, чем обычный "лабиринт" -- в частности, пропускает больше низкочастотных звуков, не все из которых гасятся резонатором. Зато "прямоток" создает значительно меньшее сопротивление, чем отражающий глушитель. Правда, эффект от этого не так значителен, как принято думать. Настроенный впускной коллектор даст примерно ту же прибавку или те же несколько процентов мощности, при этом не нанося столь заметного ущерба тишине.
И, наконец, о самом весомом, грубом и зримом. "Дедушка, для чего тебе такая большая труба?" Все для того же -- снизить сопротивление. Однако и здесь тоже есть разумные пределы, после которых размер, то есть диаметр, не дает никаких преимуществ.