Систему автомобильной навигации вполне можно представить себе в виде обычного офисного компьютера. Только вот основные элементы - дисплей, клавиатура и процессор с дисководом для DVD-дисков - разбросаны по всему корпусу автомобиля. Единственная "некомпьютерная" деталь здесь - антенна, точнее приемник сигналов со спутников. В последних моделях BMW это характерный "гребешок" на крыше (там же расположена и радиоантенна), на некоторых моделях Audi и Mercedes приемное устройство GPS в виде небольшого "блина" украшает на багажник.
У некоторых производителей приемник, напротив, установлен скрытно.
Система глобального определения координат GPS (Global Positioning System), которую разработало и финансирует Министерство обороны США, лежит в основе любой навигации. Над всей планетой, на высоте около 170 километров, вращается три десятка американских навигационных спутников. Каждый из них излучает постоянный радиосигнал, в котором содержится информация о положении относительно Земли и точном бортовом времени. GPS-приемник эти сигналы и принимает.
При наличии устойчивого сигнала минимум с трех спутников программа уже может рассчитать точное положение объекта на земле в двухмерном пространстве (по широте и долготе). Когда есть связь с четырьмя и более спутниками, система GPS переходит в режим 3D - определяет высоту над уровнем моря. При этом чем больше спутников видит приемник, тем точнее он может определить собственные координаты. Стандартная, "гражданская" погрешность обычного GPS - 5--10 м. А вот сами военные работают со спутниками на другой частоте и используют специальный код - в этом случае погрешность можно исчислять сантиметрами. В последнее время идут разговоры о создании аналогичной европейской и даже российской систем, но пока все программное обеспечение пишется под американские спутники.
Итак, сигнал со спутников через приемную антенну поступает в автомобиль на центральный процессор - как правило, он совмещен с дисководом и DVD с картой и программой ее обработки. Дисковод может быть интегрирован как в аудиосистему, так и располагаться отдельным блоком где-нибудь в укромном месте (в "бардачке", багажнике, под передним сиденьем). После этого программа навигации, во-первых, привязывает полученные координаты к карте, а во-вторых, прокладывает маршрут в точку, которую задает водитель. Пока что интерфейс общения человека с программой довольно примитивный - чаще всего для коммуникации используется джойстик с двигающимся курсором. В дорогих автомобилях, как, например, в новом Lexus LS430, на экране появляется виртуальная клавиатура, и водитель просто легко нажимает пальцем на ту область экрана, которая соответствует нужной букве. В последнее время производители стали оснащать карты адресной базой данных, и с навигацией можно работать как с телефонной книгой - вводить не конкретный адрес, а искомое название - например, ресторан или гостиницу. В конечном итоге "навороченность" зависит от того, сколько денег автопроизводитель готов потратить на "железо" и "софт", то есть другими словами - от класса автомобиля.
Впрочем, самые смелые фантазии разработчиков и заказчиков по-прежнему ограничены еще и емкостью носителя, на который записана карта, - чем больше в программе "наворотов", тем больше она занимает места (для справки: подробная карта Германии с не самой полной базой данных занимает 1,4 Гб). Поэтому, приобретая автомобиль, скажем, у французского дилера, вы получите прекрасную карту Франции и довольно примерную - Италии. Подробные атласы других стран вам предложат в качестве опции за отдельную плату. Однако диск с навигацией Lexus нельзя вставить в Mercedes или Audi - производители "зашивают" в программу сугубо личную информацию: список дилеров, станции техобслуживания и пр. Кроме того, некоторые продвинутые системы способны подавать сигнал SOS - достаточно нажать "тревожную" кнопку, как встроенный телефон свяжет вас с ближайшим сервисом, откуда прибудет техничка, ориентируясь по включившемуся "маячку".