Специалисты сервисного центра, где обслуживают мою машину, оборудованную "мертвой" в Москве немецкой навигационной системой, вежливо посмеялись в ответ на мою просьбу продать программное обеспечение. "Этого у нас нет и вряд ли скоро появится, -- пояснили они.
- Навигация в России не работает".
Однако спутниковая навигационная система GPS (Global Positioning System) - основа любой автонавигации - в России все же функционирует. В качестве "базовой станции" для "навигации на коленке" я решил использовать персональный карманный компьютер (КПК) COMPAQ iPAQ и построить с его помощью автомобильную навигационную систему, работающую хотя бы в Москве.
Пара дней поисков в Интернете показала, что этот путь прошли уже тысячи людей и изобретать мне ничего не нужно: достаточно купить GPS-приемник, совместимый с компьютером, и программу с соответствующей картой местности.
С приемником оказалось все просто: их предлагается много, цены стартуют примерно от 100 долларов. Если у вас уже имеется автономный GPS-приемник, как, например, Garmin или Magellan, то можно вообще ограничиться покупкой соединительного кабеля к компьютеру. Есть, кстати, возможность приобрести кабель вместе с адаптером питания компьютера и приемника от гнезда прикуривателя. Если же вы являетесь обладателем КПК с функцией Bluetooth, то можете вообще обойтись без проводов. Я купил дешевый приемник NavTeck с основанием, позволяющим легко фиксировать его на крыше машины.
Сложнее оказалось выбрать подходящую программу. Навигационные "софты" работают с двумя видами карт: растровыми и векторными. Растровые допускают масштабирование в весьма небольших пределах, и поэтому в автомобильных навигационных системах, где изменение масштаба карты при сохранении ее читаемости очень важно, используются в основном векторные карты. На нашем рынке предлагаются три основные навигационные программы со встроенными векторными картами Московского региона: ПалмГисGPS, PocketGPS Pro и "Ариадна". Существует еще несколько подобий, но они либо менее распространены, либо не обладают хорошей поддержкой, либо включены своими элементами (как, например, программа LaserMap) в число упомянутых выше. Стоит отметить, что все перечисленные программы написаны отечественными программистами и имеют русскоязычный интерфейс. Различие в потребительских качествах проще посмотреть в таблице. В силу неразумной цены и плохой поддержки из рассмотрения сразу же выпала программа "Ариадна", весьма, кстати, неплохая. Потребительские характеристики двух других программ отличаются непринципиально. Эти программы хорошо описаны на сайтах производителей, где можно скачать и демо-версии.
Итак, мне лично больше понравилась ПалмГисGPS, предоставляющая пользователю широкие возможности по отображению различных объектов. Еще я узнал, что эта программа была объявлена победителем конкурса программ для карманных персональных компьютеров, который проводился представительством Microsoft в России и СНГ в этом году. Но вот работать с PocketGPS PRO в автомобиле показалось удобнее. После загрузки программы в компьютер, выяснилось, что даже без подключенного GPS-приемника программа навигации - вещь отнюдь небесполезная. Ведь у вас в руках очень подробная карта Москвы, на которой в желаемом масштабе отображаются не только дома с их номерами, но и элементы городской инфраструктуры (магазины, рестораны, гостиницы, кинотеатры, АЗС, больницы, станции метро и т.д.). С помощью встроенных в программу средств поиска на карте можно найти любую улицу по ее названию, дом по адресу, а также любой из объектов инфраструктуры. Программа может проложить маршрут от начальной точки до конечной, которые, в свою очередь, задаются либо адресом, либо непосредственно тыканьем пера в нужную точку карты на экране, либо "закладкой" - заранее указанным местом на карте. Такими "закладками" могут служить, например, место работы, дом, адрес любимой девушки. Интересно было покопаться в карте Подмосковья, разглядывая в хорошем увеличении любимые места отдыха в поисках новых путей подъезда.
И вот система установлена в автомобиль: компьютер как-то приделан к торпедо (в Интернете можно найти специальные держатели под различные модели КПК и марки автомобилей), а приемник выкинут на крышу, хотя он нормально работает и в том случае, когда просто болтается под стеклом на задней полке. Через минуту после включения приемник нашел спутники (для нормальной работы системы приемник должен "видеть" не менее 3--4 спутников одновременно), и на карте появляется значок автомобиля, как ни странно, именно в том месте Москвы, где я и стоял. После начала движения машинка на экране начала двигаться синхронно с моим авто, а карта перемещаться. Мне показалось более удобным включить опцию, когда машинка на экране движется всегда "вверх" экрана, что существенно упрощает ориентирование на маршруте. Точность карт в границах Москвы оказалась весьма неплохая - на широких магистралях можно следить по карте, не еду ли я по встречной. Первое время хотелось больше смотреть на экран, а не на дорогу: не верится, что вся эта собранная "на коленке" система действительно работает.
После утихания первого восторга можно было начать реально исследовать возможности навигации. Задаю маршрут от работы до дома. Через несколько секунд в динамике КПК раздается женский голос, сообщающий, что маршрут проложен. При этом на экране возникает схема проезда, ведущая по улицам от начала до конца маршрута оптимальным - с точки зрения программы - способом. По мере продвижения по маршруту тот же голос заблаговременно предупреждает о необходимости совершить через столько-то метров поворот в ту или иную сторону и повторяет указание непосредственно перед поворотом. Обладательница голоса "знает" даже предполагаемую крутизну поворота: указания могут варьироваться от "левее" до "крутой поворот налево" или "разворот". Через какое-то время, когда постоянно командующая тетка начинает надоедать своими указаниями, приходится воспользоваться имеющимися в программе средствами снижения занудности - уменьшить число повторений и снизить громкость. Голос, кстати, можно вообще отключить, а вместо него выводить на экран крупные графические подсказки о поворотах и расстоянии до них. Если вы ушли с маршрута (заехали, например, в находящийся в стороне киоск, чтобы купить журнал "Автопилот"), то та же тетка известит об уклонении и через некоторое время проложит новый маршрут от того места, где вы находитесь, до конечной точки.
Несколько дней эксплуатации показали, что маршруты, прокладываемые программой, не являются, как минимум, безумными или тривиальными - программа "знает" довольно изощренные пути проезда. Основные претензии к предлагаемым маршрутам связаны с тем, что в программе нет информации о произошедших изменениях в организации движения и о пробках. Однако недавно на сайте PocketGPS была выложена версия программы, способная получать, отображать и учитывать при прокладке маршрута информацию о пробках. Эта информация может скачиваться в реальном режиме времени через Интернет с сайта www.77.ru. Альтернативой этому подходу является возможность вносить коррективы в схему движения самим пользователем. Такая опция заложена, например, в программе ПалмГисGPS.
Очевидно, что водитель, регулярно курсирующий по одному и тому же маршруту, или хорошо знающий транспортную ситуацию, в конкретной дорожной обстановке найдет маршрут более экономичный, чем предложит программа. Тем не менее, даже опытному водителю, хорошо знающему Москву, подобная система может оказаться полезной при необходимости доехать до какого-нибудь "Нижнепереплюйского тупика" в "Северном Колдобине".
Гораздо хуже обстоят дела с маршрутами за пределами МКАД. Карта становится совсем плохой: расположение дорог на карте настолько неточное, что сообщение "вы ушли с маршрута" можно получить, пробираясь по разделительной на Ленинградском шоссе. Причина этих сообщений в том, что программа "думает", что вы съехали с дороги и едете по дворам расположенных вдоль дороги деревень. При этом программе не известны многие вполне "стандартные" загородные дороги, и в то же время она обладает мистическими знаниями о каких-то тайных путях через колхозные поля и дремучие леса, чем и предлагает воспользоваться. Следует признать, что за пределами МКАД навигационная система может служить лишь средством ориентирования, но никак не "поводырем".
Итак, попробуем подвести итоги: имеет ли смысл покупать сейчас такую систему жителям Москвы или Питера? Общая стоимость покупки -- компьютер, программа, GPS-приемник -- составит сумму около 600 долларов при легальном приобретении программного обеспечения. Удешевление комплекта за счет использования пиратских программ и карт не рассматривается по той же причине, по которой не анализируется возможность экономии путем приобретения на толкучке ворованных компьютеров. Ну, и что имеем в остатке?
Во-первых, система очень хороша в качестве игрушки для взрослого дяди за рулем. Приятно подразнить приятелей таким новшеством, приятно при случае не воспользоваться подсказкой системы, а проехать заведомо более эффективным путем и на истошные требования тетки из компьютера "вернуться на маршрут" сурово процедить сквозь зубы: "Садись сама за руль и езжай!" Проверял лично: на пассажиров действует.
Во-вторых, система хороша в качестве удобной и подробной карты, которая всегда с вами и отображает не только улицы с номерами домов, но и многие другие полезные объекты. Карта полезна и за пределами городской черты: забравшись на джипе в дремучий лес, вы не только знаете свое месторасположение, но и держите в памяти компьютера маршрут, по которому сможете вернуться назад.
В-третьих, навигация с прокладкой маршрутов действительно работает. Очень полезно в тех случаях, когда вы просто заблудились в незнакомом районе.
Ну и, наконец, в любом случае вы остаетесь владельцем персонального карманного компьютера, который не теряет ни одного из своих потребительских свойств. Кстати, именно цена КПК является основной составляющей в стоимости всей системы.
Программа | Производитель | Цена ($) | Минусы | Плюсы |
ПалмГисGPS | ЗАО "Киберсо" | 70 | Интерфейс не удобен для использования вавтомобиле | Широкий набор функций ивозможностей программы Хорошая поддержка и система продаж Хорошая карта |
PocketGPS Pro | ООО "Компания МакЦентр" | 60 | Плохая карта (особенно за пределами МКАД) Узкий набор функций программы | Хорошая поддержка и система продаж Удобный и гибкий интерфейс |
"Ариадна" | ООО "Навстрим" | 700 | Неадекватновысокая цена Плохая организация продаж и поддержки Отсутствие демо-версии Высокие требования к КПК | Хорошая карта Широкий набор возможностей программы Хороший интерфейс |
Примечание. В таблице под словами "хорошая карта" подразумевается, во-первых, карта, географически соответствующая местности. Это когда, проезжая по Минскому шоссе, вы не обнаруживаете с изумлением, что ваша машина на экране "пашет" поле в двухстах метрах от дороги. Во-вторых, карта, "знающая" особенности организации движения, то есть не предлагающая развернуться на Новорижском шоссе через металлический разделитель. Оба приведенных примера - из практики работы с программой PocketGPS Pro. А под поддержкой подразумеваются обновления программ и карт, предоставляемые легальным покупателям, возможность общения с разработчиками, наличие информации о продукте и открытых демо-версиях программ.