Ключевую роль в защите людей играет так называемая "капсула безопасности". Центральная часть кузова выполняется максимально жесткой и прочной, ее задача -- противостоять любым деформациям. А вот моторный отсек и багажник, напротив, создаются с таким расчетом, чтобы поглощать энергию удара -- она расходуется на их сминание. Поэтому легендарная прочность старых моделей -- "столкнулись "Победа" с "Вольво" -- так нашей хоть бы что, а у иномарки капот всмятку!" -- как раз может служить поводом для опасений за жизнь и здоровье водителей и пассажиров именно "Победы".
Конечно, "слабость" отдельных деталей и узлов, которые жертвуют собой при ударах, повышает стоимость такой защиты. Производители учли недовольство владельцев и страховых компаний, и теперь в конструкции большинства новых моделей предусмотрены съемные деформируемые элементы, чтобы после ударов на невысоких скоростях не приходилось править, скажем, лонжерон, а можно было бы обойтись установкой нового "крэш-бокса", который крепится на болтах.
Разумеется, в процессе деформации передней части кузова важно не допустить проникновения двигателя и других узлов в салон, поэтому при ударе мотор и коробка должны смещаться вниз и уходить под пол, а рулевая колонка - "складываться", то есть иметь телескопическую либо шарнирную конструкцию.
Практически обязательным стало наличие в дверях усилителей для защиты от бокового удара -- последние несколько лет упоминания о них просто исчезли из рекламных проспектов. Нет смысла хвастаться тем, что и так есть у всех.
Также почти все модели, имеющие задние двери, оснащаются "детским" замком -- при его активации дверь можно открыть только снаружи. В функции центрального замка все чаще включают автоматическую блокировку при движении -- двери запираются при достижении скорости 5--8 км/ч. Однако тут возникает другая проблема: если после аварии люди в автомобиле потеряли сознание, то заблокированные замки затруднят работу спасателей. Некоторые изготовители увязывают работу центрального замка с датчиками опрокидывания или активаторами подушек безопасности и преднатяжителей ремней: после их срабатывания двери автоматически отпираются. Часто при этом включаются внутреннее освещение и аварийная сигнализация. Ну а если машина подключена к службе помощи на дороге (они уже функционируют во многих странах мира), то одновременно на ближайшую станцию отправляется сигнал SOS.
Для предотвращения пожара на многих новых моделях имеются клапаны, которые отключают подачу топлива при столкновении или опрокидывании.
Однако особое внимание защите при переворачивании уделяется, конечно, открытым кузовам. Во многих случаях достаточно и рамы ветрового стекла, чтобы под опрокинутым автомобилем осталось необходимое жизненное пространство. Но полную гарантию дает только дуга безопасности. Однако она существенно "портит" внешний вид кабриолета, ради которого, собственно, такие машины и покупают. Поэтому многие престижные марки используют выдвижные дуги, которые выходят в рабочее положение либо при опрокидывании, либо при достижении заранее определенной высокой скорости. Чтобы даже в поднятом положении дуги не "портили" вид автомобиля, их чаще всего оформляют в виде "усиленных подголовников".
Из новейших пополнений -- травмобезопасные педали и активные подголовники. Первые крепятся на специальной ромбовидной раме так, что при фронтальном столкновении точки крепления осей педалей расходятся и педали освобождаются. Активные подголовники предназначены для усиления защиты при ударе сзади: резкое прижатие водителя к креслу вызывает смещение подголовника вперед -- в итоге снижается вероятность повреждения шейных позвонков.
Опасности в автомобиле подстерегают не только при ДТП. Неоднократные несчастные случаи с детьми, которые случайно нажимали кнопки стеклоподъемников, привели к тому, что практически повсеместно электроприводы стекол и люков в крыше теперь имеют режим защиты от защемления. Почувствовав повышенное сопротивление при подъеме, стекло останавливается и даже немного отъезжает в обратном направлении